Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа
Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Все это придает проблеме общения исключительную актуальность.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на повышение эффективности учебного процесса.
Введение..............................................................................................………3
Глава1. Педагогическое общение………………………………………….5
§1. Роль общения между учителем и учащимся……………………….5
§2 Стили педагогического руководства………………..………………9
§ Познание личности учащихся…………………….………………..…11
Глава 2 Общение между учеником и учителем на уроках иностранного языка в школе…………………………………………………………………....17
§1. Методические умения учителя иностранного языка…….………17
§2 Учитель как речевой партнер………………………………………19
§3 Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения в начальной школе…………………………………………..………...25
§4 Приемы осуществления общения учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе…………………………..…………………….…27
Заключение ………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………...35
Министерство науки и образования РФ. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный университет имени С.А.
Есенина»
Курсовая
работа
Роль
общения между учителем и учащимся
для повышения эффективности учебного
процесса
Выполнила: студентка 3 курса ИИЯ
отделения японского языка
Верина Евгения Евгеньевна
Проверил: профессор
Фадеев Вячеслав Алексеевич
Рязань
2011г
Содержание
Введение..................
Глава1. Педагогическое общение………………………………………….5
§1. Роль общения между учителем и учащимся……………………….5
§2 Стили педагогического руководства………………..………………9
§ Познание личности учащихся…………………….………………..…11
Глава
2 Общение между учеником и учителем на
уроках иностранного языка в школе…………………………………………………………………
§1. Методические умения учителя иностранного языка…….………17
§2 Учитель как речевой партнер………………………………………19
§3 Специфика взаимодействия
учителя и учащихся
в процессе обучения
в начальной школе…………………………………………..………...
§4 Приемы осуществления общения учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе…………………………..…………………….…27
Заключение ………………………………………………………………...33
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.
К. Маркс и Ф.Энгельс
Общение - основная форма человеческого бытия, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры. Количество людей, не умеющих общаться, с каждым годом увеличивается. Уровень человеческого невежества возрос в несколько раз, и поэтому необходимо вводить в начальных классах специальный курс, обучающий детей общению.
Выбор темы работы неслучаен. В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни, именно в начальных классах начинается развитие и совершенствование человека, как общающейся личности. Этим процессом руководит учитель.
Особенно
плохо, когда руководитель лишен
способности к нормальному
Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Все это придает проблеме общения исключительную актуальность.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на повышение эффективности учебного процесса.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть существующую систему педагогического общения;
- проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;
Объектом изучения является процесс общения в коллективе.
Предмет нашего исследования педагогическое общение между учеником и учителем на уроках иностранного языка.
Исходя из выше изложенного, можно вывести гипотезу: владея теоретическими знаниями об аспектах общения и применяя их на практике, учитель может повысить уровень общительности свой и учащихся.
Для подтверждения гипотезы и написания исследовательской работы были использованы теоретические методы исследования.
Глава1. Педагогическое общение
§1. Роль общения между учителем и учащимся
Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, как мозаика, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках.
Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудничества, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического общения. Конечно, категории «общение» и «деятельность» — совершенно самостоятельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность — одна из них.
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).
Один
из критериев продуктивного
Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Критерии и признаки эффективного и неэффективного поощрения в педагогическом общении:
|
Плодотворное педагогическое общение одной из своих целей ставит также задачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся. Очень трудно решать эту задачу, не зная действительных ценностных ориентации коллектива в целом и конкретных личностей в нем. По данным исследований, наиболее привлекательные качества, определяющие межличностные отношения и взаимные симпатии учащихся, — отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову, а также ряд качеств, связанных с волевой сферой личности.
Призывы педагогов к равнению на лучших учащихся не произведут эффекта до тех пор, пока педагогический коллектив не направит свои усилия (не только вербально, но и организационно) на исправление описанной выше системы ценностей. Вместе с тем ясно, что эту проблему невозможно решить лишь методами педагогического и психологического порядка. Повышение мотивации учения учащихся, превращение учебной успешности в значимую ценность межличностных отношений, конечно, невозможно до тех пор, пока в целом в обществе не будет установлено правильное соотношение между социальным успехом человека и его уровнем образования.
§2. Стили педагогического руководства
Педагогическое
общение — это особенное
Первое
экспериментальное
При авторитарном стиле характерная общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Преподаватель значительно чаще, чем в других группах, прибегает к тону приказа, делает резкие замечания. Характерны также нетактичные замечания в адрес одних участников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель определяет не только общие цели деятельности и задание, но и указывает способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения даются ученикам поэтапно. (Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.) Следует также заметить, что в социально-перцептивном плане и в плане межличностных установок ориентация на поэтапное разграничение деятельности и поэтапный же контроль свидетельствуют о недоверии преподавателя к самостоятельности и ответственности собственных учеников. Или как минимум это может означать, что учитель предполагает, будто у его группы эти качества развиты очень плохо. Авторитарный преподаватель жестко пресекает всякое проявление инициативы, рассматривая ее как недопустимое самоуправство. Подобное поведение авторитарного руководителя строится на его представлениях о том, что инициатива подрывает его авторитет и веру в его компетентность. «Если кто-то из учеников предлагает улучшения за счет иного хода работы, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел», — так рассуждает авторитарный педагог. Кроме того, оказалось, что авторитарный лидер оценивал успехи участников субъективно, адресуя упреки (похвалу) исполнителю как личности.