Роль общения между учителем и учащимся для повышения эффективности учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Все это придает проблеме общения исключительную актуальность.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на повышение эффективности учебного процесса.

Оглавление

Введение..............................................................................................………3
Глава1. Педагогическое общение………………………………………….5
§1. Роль общения между учителем и учащимся……………………….5
§2 Стили педагогического руководства………………..………………9
§ Познание личности учащихся…………………….………………..…11
Глава 2 Общение между учеником и учителем на уроках иностранного языка в школе…………………………………………………………………....17
§1. Методические умения учителя иностранного языка…….………17
§2 Учитель как речевой партнер………………………………………19
§3 Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения в начальной школе…………………………………………..………...25
§4 Приемы осуществления общения учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе…………………………..…………………….…27
Заключение ………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования РФ. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

   «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» 
 
 

   Курсовая  работа 
 
 
 

   Роль  общения между учителем и учащимся для повышения эффективности учебного процесса  
 
 
 
 

                 Выполнила: студентка 3 курса ИИЯ

                 отделения японского языка 

                 Верина  Евгения Евгеньевна

                 Проверил: профессор

                   Фадеев Вячеслав Алексеевич 
               
               

   Рязань

   2011г

Содержание

    Введение..............................................................................................………3

    Глава1. Педагогическое общение………………………………………….5

        §1. Роль общения между учителем и учащимся……………………….5

        §2 Стили педагогического руководства………………..………………9

        § Познание личности учащихся…………………….………………..…11

    Глава 2 Общение между учеником и учителем на уроках иностранного языка в школе…………………………………………………………………....17

        §1. Методические  умения учителя  иностранного языка…….………17

        §2 Учитель как речевой партнер………………………………………19

        §3 Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения в начальной школе…………………………………………..………...25

        §4 Приемы осуществления общения учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе…………………………..…………………….…27

    Заключение  ………………………………………………………………...33

    Список  литературы………………………………………………………...35

 

     Введение

    Развитие  индивида обусловлено развитием  всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном  общении.

    К. Маркс и Ф.Энгельс

    Общение - основная форма человеческого бытия, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры. Количество людей, не умеющих общаться, с каждым годом увеличивается. Уровень человеческого невежества возрос в несколько раз, и поэтому необходимо вводить в начальных классах специальный курс, обучающий детей общению.

    Выбор темы работы неслучаен. В школе ребенок  проводит значительную часть своей  жизни, именно в начальных классах  начинается развитие и совершенствование  человека, как общающейся личности. Этим процессом руководит учитель.

    Особенно  плохо, когда руководитель лишен  способности к нормальному общению. Ведь «руководство относится к числу  важнейших факторов социально-психологического общения и может одновременно рассматриваться как специфический  способ социального контроля, организации и мобилизации групповой, коллективной и массовой деятельности во всей многообразной системе социальных отношений» 1.

    Повышение значимости общения в современном  мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению  нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Все это придает проблеме общения исключительную актуальность.

    Цель  исследования состоит в теоретическом  изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на повышение эффективности учебного процесса.

    Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

    - раскрыть существующую систему  педагогического общения;

    - проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;

    Объектом  изучения является процесс общения  в коллективе.

    Предмет нашего исследования педагогическое общение между учеником и учителем на уроках иностранного языка.

    Исходя  из выше изложенного, можно вывести  гипотезу: владея теоретическими знаниями об аспектах общения и применяя их на практике, учитель может повысить уровень общительности свой и учащихся.

    Для подтверждения гипотезы и написания  исследовательской работы были использованы теоретические методы исследования.

 

Глава1. Педагогическое общение

    §1. Роль общения между  учителем и учащимся

    Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла  до нас тысячелетняя мудрость, накопленная  человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, как мозаика, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках.

    Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудничества, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического общения. Конечно, категории «общение» и «деятельность» — совершенно самостоятельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность — одна из них.

    Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя  с учащимися на уроке и вне  его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно  полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).

    Один  из критериев продуктивного педагогического  общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу.

    Позитивное  отношение к личности учащегося  и система приемов поощрения  — важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.

    Критерии  и признаки эффективного и неэффективного поощрения в педагогическом общении:

  Эффективное поощрение     Неэффективное поощрение
  1. Осуществляется постоянно     1. Осуществляется от случая к  случаю
  2. Сопровождается объяснением, что  именно достойно поощрения     2. Делается в общих чертах
  3. Учитель проявляет заинтересованность  в успехах учащегося     3. Учитель проявляет минимальное  формальное внимание к успехам учащегося
  4. Учитель поощряет достижение  определенных результатов     4. Учитель отмечает участие в  работе вообще
  5. Сообщает учащемуся о значимости  достигнутых результатов     5. Дает учащемуся сведения о  его достижениях, не подчеркивая  их значимость
  6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов     6. Ориентирует учащегося на сравнение  своих результатов с результатами  других, на соревнование
  7. Учитель дает сравнение прошлых  и настоящих достижений учащегося     7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других
  8. Поощрение для данного учащегося  соразмерно затраченным этим  учащимся усилиям     8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся
  9. Связывает достигнутое с затраченными  усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь     9. Связывает достигнутый результат  только с наличием способностей  или благоприятных обстоятельств
  10. Учитель воздействует на мотивационную  сферу личности учащегося, опираясь  на внутренние стимулы: учащийся  с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное или хочет развить соответствующее умение, т.е. получает удовлетворение от самого процесса учения     10. Учитель опирается на внешние  стимулы: учащийся старается лучше  выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т.д.
  11. Обращает внимание учащегося  на то, что повышение успеваемости  зависит от реализации потенциальных  возможностей учащегося     11. Обращает внимание учащегося  на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя
  12. Способствует проявлению заинтересованности  в новой работе, когда прежнее  задание выполнено     12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной  работы
 

    Плодотворное  педагогическое общение одной из своих целей ставит также задачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся. Очень трудно решать эту задачу, не зная действительных ценностных ориентации коллектива в целом и конкретных личностей в нем. По данным исследований, наиболее привлекательные качества, определяющие межличностные отношения и взаимные симпатии учащихся, — отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову, а также ряд качеств, связанных с волевой сферой личности.

    Призывы педагогов к равнению на лучших учащихся не произведут эффекта до тех пор, пока педагогический коллектив не направит свои усилия (не только вербально, но и организационно) на исправление описанной выше системы ценностей. Вместе с тем ясно, что эту проблему невозможно решить лишь методами педагогического и психологического порядка. Повышение мотивации учения учащихся, превращение учебной успешности в значимую ценность межличностных отношений, конечно, невозможно до тех пор, пока в целом в обществе не будет установлено правильное соотношение между социальным успехом человека и его уровнем образования.

    §2. Стили педагогического руководства

    Педагогическое  общение — это особенное общение, специфика которого обусловлена  различными социально-ролевыми и функциональными  позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

     Первое  экспериментальное психологическое  исследование стилей руководства было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином, впоследствии, с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

    • Авторитарный.
    • Демократический.
    • Попустительский.

    При авторитарном стиле характерная общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Преподаватель значительно чаще, чем в других группах, прибегает к тону приказа, делает резкие замечания. Характерны также нетактичные замечания в адрес одних участников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель определяет не только общие цели деятельности и задание, но и указывает способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения даются ученикам поэтапно. (Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.) Следует также заметить, что в социально-перцептивном плане и в плане межличностных установок ориентация на поэтапное разграничение деятельности и поэтапный же контроль свидетельствуют о недоверии преподавателя к самостоятельности и ответственности собственных учеников. Или как минимум это может означать, что учитель предполагает, будто у его группы эти качества развиты очень плохо. Авторитарный преподаватель жестко пресекает всякое проявление инициативы, рассматривая ее как недопустимое самоуправство. Подобное поведение авторитарного руководителя строится на его представлениях о том, что инициатива подрывает его авторитет и веру в его компетентность. «Если кто-то из учеников предлагает улучшения за счет иного хода работы, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел», — так рассуждает авторитарный педагог. Кроме того, оказалось, что авторитарный лидер оценивал успехи участников субъективно, адресуя упреки (похвалу) исполнителю как личности.

Информация о работе Роль общения между учителем и учащимся для повышения эффективности учебного процесса