Роль общения между учителем и учащимся для повышения эффективности учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Все это придает проблеме общения исключительную актуальность.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на повышение эффективности учебного процесса.

Оглавление

Введение..............................................................................................………3
Глава1. Педагогическое общение………………………………………….5
§1. Роль общения между учителем и учащимся……………………….5
§2 Стили педагогического руководства………………..………………9
§ Познание личности учащихся…………………….………………..…11
Глава 2 Общение между учеником и учителем на уроках иностранного языка в школе…………………………………………………………………....17
§1. Методические умения учителя иностранного языка…….………17
§2 Учитель как речевой партнер………………………………………19
§3 Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения в начальной школе…………………………………………..………...25
§4 Приемы осуществления общения учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе…………………………..…………………….…27
Заключение ………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    Основные  трудности, которые испытывает педагог  в общении с учащимися, связаны  с неумением наладить контакт, управлять  общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать из в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней позиции ученика и, наконец, - это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственными психофизическим состоянием в общении. Владение учителем технологией имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, который они часто переносят на предмет, который он преподает.

    Таким образом, педагогическое общение как  особый вид творчества в технологическом  плане находит свое выражение  в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации  взаимоотношений с детьми, в искусстве  воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим процессе.

    Современная образовательная ситуация ориентирована  на гуманистический, субъекто-субъектный характер воспитательного и образовательного процесса, что требует поиска путей  изменения традиционных форм отношений и взаимодействий педагога с воспитанником.

    Для учителя очень важны знания научных  основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алгоритмы живое общение  педагога с воспитанниками не укладывается.

    Сформулировать неизменные правила общения без учета (ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций, действия педагога в них неповторимы.

    Общение - исключительно индивидуально-творческая сфера личности. Знания же являются базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных  основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

    Педагог - мастер своeгo дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одновременно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.

    Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено оно развитием у педагога комплекса умений: управлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблюдать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь «читать по лицу», подать себя в общении с другими, уметь устанавливать речевой и неречевой контакт с учащимися.

    Сохраняя  конечную цель и основное содержание образовательного процесса, педагогическое общение должно строится на основе взаимопонимания и взаимодействия.

 

Список литературы 

    1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. / И.А.Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
    2. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003.62 с.
    3. Кузьмина И.Учитель и ученик: взаимодействие на уроке//Первое сентября.2011 -  №57
    4. Леонтьев А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время // Ин-ные яз. в шк. -- 1991. -- № 5.
    5. Мухина К.В. Психология. М.: Изд-во Просвещение, 2001. 249-321, 356 с.
    6. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль, 1971.
    7. Пассов Е.И. Учитель иностранного языка мастерство и личность. - М.,1993.
    8. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М, 1998.
    9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
    10. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение, 1994. 43 с.
    11. Сапожникова А. И скусство говорить друг с другом// Первое сентября.2011 - №57
    12. Стрельникова О. «Methods of teaching»//English.2011. – 16-28 февраля.  – С.5
    13. Усачева Т.Ю. Лингвист - курсы анг. языка. www.Study.ru.
    14. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во Феникс, 1993.68 с.

Информация о работе Роль общения между учителем и учащимся для повышения эффективности учебного процесса