Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:42, курсовая работа
Проблема общения многогранна. В последние годы она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться. Творить. В широком смысле слова общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Оно – необходимое условие формирования каждой личности. [7,5]
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует.
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы общения
1.1 Понятие общения в психологии. Характеристика подходов раскрывающих сущность понятия «общения»
1.2 Функции общения
1.3 Виды, уровни и средства общения
Глава 2 Анализ особенностей развития общения
2.1 Роль общения в психическом развитии человека
2.2 Свойства личности
2.3 Механизмы развития личности
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Содержание
общение психика человек
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы общения
1.1 Понятие общения в психологии. Характеристика подходов раскрывающих сущность понятия «общения»
1.2 Функции общения
1.3 Виды, уровни и средства общения
Глава 2 Анализ особенностей развития общения
2.1 Роль общения в психическом развитии человека
2.2 Свойства личности
2.3 Механизмы развития личности
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Введение
Проблема общения многогранна. В последние годы она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться. Творить. В широком смысле слова общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Оно – необходимое условие формирования каждой личности. [7,5]
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной деятельности, особенно связанной с людьми и передачей информации, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.
В последнее время ученые, представляющие различные области отечественной психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вместе позволяет достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения. [7,8]
Благодаря их усилиям психология в последние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиции целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль общения в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.
Цель данной работы – раскрыть роль общения в развитии психики человека, то есть в формировании личности.
Задачи данной работы:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме роли общения в развитии психики.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.
3) Роль общения в формировании психики человека.
Объект исследования данной работы является психика человека. Предметом – общение как вид психической активности человека.
В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в "общественного человека" начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
И все дальнейшее развитие
ребенка зависит от того, какое
место он занимает в системе человеческих
отношений, в системе общения. Развитие
ребенка непосредственно
Вне общения формирование
личности вообще невозможно. Именно в
процессе общения с другими людьми
ребенок усваивает
Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как "единственной роскоши, которая есть у человека".
В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "недеяния". Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.
Факт связи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения. [2]
Глава 1. Теоретический анализ проблемы общения
1.1 Понятие общения в психологии. Характеристика подходов раскрывающих сущность понятия «общения»
В психологии установлено, что
общение представляет собой сложный
и многогранный процесс, оно есть
образование, в котором можно
выделить отдельные стороны, т.е. описать
его структуру. При характеристике
структуры общения в ней
- коммуникативную;
- интерактивную;
- перцептивную.
Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.
Коммуникативная сторона
общения, или коммуникация, состоит
в обмене информацией между общающимися
индивидами. Интерактивная сторона
заключается в организации
В реальной действительности
каждая из этих сторон не существует изолированно
от других и выделение их возможно
лишь при анализе. Все обозначенные
здесь стороны общения
В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение, указывающее на основные стороны (функции) общения. Общение - это "сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга".
Общение – сложный и весьма многогранный процесс[10, c. 39]. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.
Анализируя научную литературу,
Л.П.Буева рассмотрела
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
Рассмотрение проблем
общения осложняется различием
трактовок самого понятия «общение».
Так, А.С.Золотнякова принимала
А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
Психологи определяют общение
как «атрибут деятельности и как
недетерминированное
А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека»[10,51].
Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».
Точка зрения А.А.Леонтьева
на « общение как вид
Проблему общения исследовали
и философы. Так. Б.Д.Парыгин считает,
что «общение является необходимым
условием существования и социализации
личности». Л.П.Буева отмечает, что
благодаря общению человек
Из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения.
Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главное:
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
1.2 Функции общения
Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций.
В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни. [7,10]
Большая роль принадлежит формирующей функции общения. Общение ребенка и взрослого – это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния. Обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, трудно излечимых заболеваний. Условия в обеих клинках были одинаковые, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а другой – в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.
Информация о работе Роль общения в психическом развитии человека