Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:42, курсовая работа
Проблема общения многогранна. В последние годы она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться. Творить. В широком смысле слова общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Оно – необходимое условие формирования каждой личности. [7,5]
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует.
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы общения
1.1 Понятие общения в психологии. Характеристика подходов раскрывающих сущность понятия «общения»
1.2 Функции общения
1.3 Виды, уровни и средства общения
Глава 2 Анализ особенностей развития общения
2.1 Роль общения в психическом развитии человека
2.2 Свойства личности
2.3 Механизмы развития личности
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Другими словами: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.
К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.
Личностные свойства индивида - свойства, характеризующие его как личность.
В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т. е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т. е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности).
Из представления о
личности, заключенного в первоначальном
значении этого слова и указывающего
на роль, которую актер играет в
пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную
роль, которую человек играет в
жизни), должна быть все же удержана
одна существенная черта. Она заключается
в том, что личность определяется
своими отношениями к окружающему
миру, к общественному окружению,
к другим людям. Эти отношения
реализуются в деятельности людей,
в той реальной деятельности, посредством
которой люди познают мир (природу
и общество) и изменяют его. Никак
нельзя вовсе обособить личность
от той реальной роли, которую она
играет в жизни. Значительность личности
определяется не только самими по себе
свойствами, но и значительностью
тех общественно-исторических сил,
носителем которых она
2.3 Механизмы развития личности
Главная цель человеческого бытия – развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано от природы. В процессе развития личности общению отводится особая роль. Общение выступает главным условием, «выделывающим» человеческую личность. Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение.
Развитие человека в общении
происходит через два основных механизма
– идентификацию и обособление
( В. С. Мухина). Благодаря механизму идентифика
Сохранению своего уникального помогает механизм обособления. В основе обособления лежат потребности в развитии и росте. В свободе и познании своей сущности. Именно своего – неожиданного и неизведанного, вплетенного в сложную ткань общечеловеческого. Чтобы найти свое уникальное, данное именно ему, и «заполнить себя» своим, только ему данным предназначением, человек стремится освободиться от уравнивающих внешних влияний. Это борьба за право сделать свой выбор, принять свое собственное решение.
Идентификация в широком
понимании трактуется как: переживание
индивидом своей
Идентификация, по В. С. Мухиной, представляет собой «процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом». Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей человеческой сущности. Обособление – механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении индивида выделиться из числа других, закрыться, отстраниться. Частный случай обособления – отчуждение – характеризуется как эмоциональная холодность, лишении близости и доверия.
В. С. Мухина отмечает, что идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой – «может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального»[12]. Обособление, в свою очередь, дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. Через обособление развивается ответственность, самостоятельность. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению (эмоциональной холодности).
Итак, идентификация – обособление – это двуединый механизм развития. Личности и ее бытия среди других людей. [4,50].
Заключение
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны.
1. Коммуникативная сторона
общения связана с обменом
информацией, обогащением друг
друга за счет накопления
2. Интерактивная сторона общения
служит практическому
3. Перцептивная сторона
общения характеризует процесс
восприятия людьми других
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.
Отвечая на вопрос о том,
какую роль играет общение в психическом
развитии человека и какими путями
осуществляется его воздействие, говорится,
что общение является тем видом
человеческой практики, в котором
у маленького ребенка а) впервые
рождается внутренний мир; б) формируется
его сознание и самосознание; в) строится
его личность и г) происходит реальное
развитие всех сторон его психики.
Таким образом, общение с взрослыми и
ровесниками обеспечивает обогащение
содержания детского сознания, в конечном
счете оно становится тем контекстом,
в котором впервые зарождается, а затем
быстро прогрессирует духовная жизнь
детей, и они реализуют свои человеческие
сущностные силы. [8]
Общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.
Итогом данного изучения
литературы можно считать вывод,
что в иерархии потребностей детей
в общении на первом месте стоит
потребность в общении с
Остается открытым вопрос
о происхождении потребности
в общении, о ее формировании и
становлении. Хотя и проведен целый
ряд экспериментальных
Вопросы о роли общения
также являются дискуссионными, так
как некоторые психологи (например,
Жан Пиаже) утверждают, в противовес
отечественным психологам, положение
об изначальной асоциальности
Признанными положениями следует считать
утверждения, что 1) общение действительно
решающий фактор общего психического
развития ребенка в раннем и дошкольном
детстве; 2) влияние общения может способствовать
исправлению дефектов, возникших у детей
при неправильном воспитании; 3) общение
способно ускорять ход развития детей.
Предложения: 1) продолжить изучение проблемы
(проведение экспериментов, наблюдений);
2) активное внедрение в практику разработанных
и подтвержденных наблюдениями теоретических
положений создание детских домов семейного
типа, детских деревень (по модели Германа
Гмайнера), интегративных детских садов
и общеобразовательных школ (в которых
здоровые дети обучаются вместе с детьми
инвалидами). [8]
Библиографический список используемой литературы
Информация о работе Роль общения в психическом развитии человека