Реализация компетентностного подхода при проектировании уроков истории.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

История в современной школе в значительной степени утратила свою мировоззренческую компоненту. Нередко она воспринимается современными учениками как собрание фактов и теорий, которые применимы лишь на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. А десятки новых учебников при всем своем многообразии, по факту, никак не решают эту проблему. Соответственно, интерес к предмету оказывается основан только на личности учителя, его способности быть интересным. Все это делает необходимым поиск новых путей развития отечественного образования, в том числе и исторического.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание компетентностного подхода………………...……………..4
1.1 Понятие компетентностного подхода…………………………………………….4
1.2 Проблемы компетентностного подхода…………………………………………..7
1.3 Основные компетентности…………………………………………………………8
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании………………………………………………………………….……….10
Глава 3. Характеристика познавательных способностей учащихся…………19
3.1 Понятие познавательной способности…………………………………………..19
3.2 Развитие познавательных способностей………………………...………………20
Глава 4. Реализация компетентностного подхода на уроках истории………..23
4.1 Построение образовательной программы по истории с точки зрения компетентностного подхода………………………………………………….………23
4.2 Построение учебных занятий в логике компетентностного подхода…………25
Заключение..………………………………………………………………………….28
Список литературы…….……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.48 Кб (Скачать)

Выполнение новых  действий учениками с опорой на правило, памятку, под руководством учителя. Этот этап длится, обычно, не один урок. И ученики, если затрудняются в выполнении задания, вновь и вновь проговаривают  то правило, которым следует руководствоваться  в своей работе. На этом этапе  правильность действий учащихся анализирует  учитель.

Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания. На этом этапе от школьников уже  требуется самоанализ результатов  своих действий.

Перенос умения в  новые условия. Умение считается  сформированным, если ученик осознанно  выполняет все входящие в него действия в любых ситуациях.  
Заключение

Компетентностный подход -- это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. С точки зрения данного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. Важно отметить понимание того, что школа должна ставить перед собой цель формирование не вообще всех компетентностей, необходимых современному человеку, а только ключевых. Соответственно, определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

Как показал опыт, предметы, где преобладает деятельностная компонента (русский язык, иностранные языки), обладают более широкими возможностями для реализации компетентностного подхода, чем те предметы, где преобладает знание центрический компонент. На мой взгляд, это в первую очередь касается истории.

Внедрение компетентностного подхода на уроках способно радикально решить проблему развития познавательных способностей учащихся, преодолеть «знаниевый» перекос, способствовать полноценному развитию учащихся.

Естественно, что  необходимым условием компетентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий по истории. Конечно, создать все перечисленные условия - дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.

Считаю что, поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 3. С. 31-37.

2. Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения.//ПИОШ, 2005 № 5. С. 26-32.

3. Гребнев Л. Образование: услуга  или жизнь?// Вопросы экономики  2005 № 3. С. 33.

4. Дружинин В.Н. Психология общих  способностей. СПб., 1999

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции  - новая парадигма результата  образования//Высшее образование  сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.

6. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.16-20.

9. Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003 № 5. С. 34 - 40.

10. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.

11. Мухина В. С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для  студ. вузов. М., 1999.

12. Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005 № 5. С. 46 - 50.

13. Развитие и диагностика способностей. Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., 2009.

14. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2002.

15. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб., 2008.

16. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2005.

17. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2008.

 

 

1 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.

2 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.

3 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.

4 Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения.//ПИОШ, 2005 № 5

5 Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005 № 5.

6 Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Материалы IX научно-практической конференции. Красноярск, 2002. Красноярск, 2003.

7 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-

8 Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.

9 Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.

10 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.

11 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.

12 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.

13 Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб., 2008.

14 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М., 1999.

15 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2002.

16 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2002.

17 Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005 № 5. С. 46 - 50.

18 Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005 № 5. С. 46 - 50.

19 Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения.//ПИОШ, 2005 № 5.

20 Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения.//ПИОШ, 2005 № 5.

21 Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003 № 5. С. 34 - 40.

 


Информация о работе Реализация компетентностного подхода при проектировании уроков истории.