Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа
История в современной школе в значительной степени утратила свою мировоззренческую компоненту. Нередко она воспринимается современными учениками как собрание фактов и теорий, которые применимы лишь на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. А десятки новых учебников при всем своем многообразии, по факту, никак не решают эту проблему. Соответственно, интерес к предмету оказывается основан только на личности учителя, его способности быть интересным. Все это делает необходимым поиск новых путей развития отечественного образования, в том числе и исторического.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание компетентностного подхода………………...……………..4
1.1 Понятие компетентностного подхода…………………………………………….4
1.2 Проблемы компетентностного подхода…………………………………………..7
1.3 Основные компетентности…………………………………………………………8
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании………………………………………………………………….……….10
Глава 3. Характеристика познавательных способностей учащихся…………19
3.1 Понятие познавательной способности…………………………………………..19
3.2 Развитие познавательных способностей………………………...………………20
Глава 4. Реализация компетентностного подхода на уроках истории………..23
4.1 Построение образовательной программы по истории с точки зрения компетентностного подхода………………………………………………….………23
4.2 Построение учебных занятий в логике компетентностного подхода…………25
Заключение..………………………………………………………………………….28
Список литературы…….……………………………………………………………29
Выполнение новых
действий учениками с опорой на правило,
памятку, под руководством учителя.
Этот этап длится, обычно, не один урок.
И ученики, если затрудняются в выполнении
задания, вновь и вновь проговаривают
то правило, которым следует
Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания. На этом этапе от школьников уже требуется самоанализ результатов своих действий.
Перенос умения в
новые условия. Умение считается
сформированным, если ученик осознанно
выполняет все входящие в него
действия в любых ситуациях.
Заключение
Компетентностный подход -- это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. С точки зрения данного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. Важно отметить понимание того, что школа должна ставить перед собой цель формирование не вообще всех компетентностей, необходимых современному человеку, а только ключевых. Соответственно, определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
Как показал опыт, предметы, где преобладает деятельностная компонента (русский язык, иностранные языки), обладают более широкими возможностями для реализации компетентностного подхода, чем те предметы, где преобладает знание центрический компонент. На мой взгляд, это в первую очередь касается истории.
Внедрение компетентностного подхода на уроках способно радикально решить проблему развития познавательных способностей учащихся, преодолеть «знаниевый» перекос, способствовать полноценному развитию учащихся.
Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий по истории. Конечно, создать все перечисленные условия - дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.
Считаю что, поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Список литературы:
1. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 3. С. 31-37.
2. Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения.//ПИОШ, 2005 № 5. С. 26-32.
3. Гребнев Л. Образование:
4. Дружинин В.Н. Психология
4 Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения.//ПИОШ, 2005 № 5
11 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.
12 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.
18 Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005 № 5. С. 46 - 50.
19 Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения.//ПИОШ, 2005 № 5.
20 Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения.//ПИОШ, 2005 № 5.
Информация о работе Реализация компетентностного подхода при проектировании уроков истории.