Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа
История в современной школе в значительной степени утратила свою мировоззренческую компоненту. Нередко она воспринимается современными учениками как собрание фактов и теорий, которые применимы лишь на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. А десятки новых учебников при всем своем многообразии, по факту, никак не решают эту проблему. Соответственно, интерес к предмету оказывается основан только на личности учителя, его способности быть интересным. Все это делает необходимым поиск новых путей развития отечественного образования, в том числе и исторического.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание компетентностного подхода………………...……………..4
1.1 Понятие компетентностного подхода…………………………………………….4
1.2 Проблемы компетентностного подхода…………………………………………..7
1.3 Основные компетентности…………………………………………………………8
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании………………………………………………………………….……….10
Глава 3. Характеристика познавательных способностей учащихся…………19
3.1 Понятие познавательной способности…………………………………………..19
3.2 Развитие познавательных способностей………………………...………………20
Глава 4. Реализация компетентностного подхода на уроках истории………..23
4.1 Построение образовательной программы по истории с точки зрения компетентностного подхода………………………………………………….………23
4.2 Построение учебных занятий в логике компетентностного подхода…………25
Заключение..………………………………………………………………………….28
Список литературы…….……………………………………………………………29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)
Кафедра педагогике
КУРСОВАЯ РАБОТА:
по дисциплине педагогика
на тему:
Реализация компетентностного подхода при
проектировании уроков истории.
Выполнил:
2012
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Содержание компетентностного подхода………………...……………..4
1.1 Понятие компетентностного подхода…………………………………………….4
1.2 Проблемы компетентностного подхода…………………………………………..7
1.3 Основные компетентности…………………
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного
подхода в образовании…………………………………………………
Глава 3. Характеристика познавательных способностей учащихся…………19
3.1 Понятие познавательной
способности…………………………………………..
3.2 Развитие познавательных
способностей………………………...………………
Глава 4. Реализация компетентностного подхода на уроках истории………..23
4.1 Построение образовательной
программы по истории с точки зрения компетентностного
подхода………………………………………………….………
4.2 Построение учебных занятий в логике компетентностного подхода…………25
Заключение..………………………………………………
Список литературы…….…………………………
Введение
История в современной
школе в значительной степени
утратила свою мировоззренческую компоненту.
Нередко она воспринимается современными
учениками как собрание фактов и
теорий, которые применимы лишь на
вступительных экзаменах в
Отсюда актуальным и значимым является обращение к изучению проблемы компетентностного подхода в преподавании истории. В данной работе поставлена цель - исследовать возможности компетентностного подхода в преподавании истории как средства развития познавательных способностей учащихся. Предмет - возможности компетентностного подхода в развитии познавательных способностей учащихся. Объект - учебный процесс по дисциплине «история». В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить содержание и основные проблемы компетентностного подхода;
дать характеристику познавательных способностей учащихся;
рассмотреть проблемы реализации компетентностного подхода на уроках истории. В соответствии с выделенными задачами построена и структура исследования.
Основой для проведения исследования послужила научная и учебная литература, публикации на страницах педагогических журналов и Интернет-изданий.
Глава 1. Содержание компетентностного подхода
1.1 Понятие компетентностного подхода
Понятия - «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Понятийный аппарат,
характеризующий смысл
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.1
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода О.Е. Лебедевым было предложено, как мне кажется, очень удачное определение: компетентность -- это способность действовать в ситуации неопределённости .2
Если исходить из этого определения при анализе достигнутого уровня образованности (как основного образовательного результата), можно выделить его следующие характеристики: сфера деятельности; степень неопределённости ситуации; возможность выбора способа действия; обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое). Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность ученика воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности.3
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы -- формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями
применительно к школьному
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.
Образовательные цели (или цели школьного образования) могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будут моделировать результаты, соответствующие ожиданиям как педагогов, так и учащихся. Это могут быть разные, хотя и не альтернативные ожидания. Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Как считает К.О. Битюков, определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода, означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.4
Способность решать
проблемы не сводится к освоению определённой
совокупности умений. Эта способность
имеет несколько составляющих: мотивы
деятельности; умение ориентироваться
в источниках информации; умения, необходимые
для определённых видов деятельности;
теоретические и прикладные знания,
необходимые для понимания
Школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом. Конечно, это сравнение некорректно, но существенные различия в постановке целей образования оно отражает .5
Отметим, что если в качестве общих целей рассматривать формирование у школьников ключевых компетентностей, то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебных предметов, но и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников.
С позиций компетентностного подхода определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты. При этом необходимо учитывать, что какие-то результаты могут быть получены лишь при взаимодействии учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса, а каких-то результатов можно достичь только в рамках предмета, и их невозможно (или трудно) получить за счёт изучения других предметов.6
Первая группа целей предмета может быть охарактеризована как цели -- интенции, иначе говоря, как цели, определяющие направление движения, но не как цели, определяющие результат, достижение которого гарантируется изучением предмета. Это цели формирования ценностных ориентации, мировоззренческих установок, развития интересов, формирования потребностей и достижения других личностных результатов, которые зависят от множества различных факторов, в том числе и «внешкольных».
Вторая группа целей предмета включает цели, описывающие «станцию назначения», те результаты, достижение которых школа может гарантировать (естественно, при определённой познавательной активности самого ученика и ряда других условий). В составе этой группы можно выделить четыре вида целей:
- моделирующие метапредметные результаты, которых можно достичь при взаимодействии ряда предметов (например, формирование общеучебных умений и навыков, коммуникативных и других ключевых навыков, некоторых функциональных навыков);
- определяющие метапредметные результаты, которых можно достичь в рамках предмета, но можно использовать при изучении других предметов или в иных видах деятельности (например, формирование читателя как цель изучения литературы);
- ориентированные
на усвоение знаний и умений,
обеспечивающих общекультурную
компетентность учащихся, их способность
разбираться в определённых
- ориентированные на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля.7
Таким образом, компетентностный подход -- это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. С точки зрения данного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Соответственно, определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
1.2 Проблемы компетентностного подхода
Внедрение компетентностного подхода тесно связано с рядом проблем, нуждающихся в дополнительной разработке. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что даст введение компетентностного подхода в российскую систему образования, в чем состоят плюсы и минусы его внедрения? Несомненным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентации, будут востребованы в жизни самого ученика. В этом случае внедрение компетентностного подхода можно рассматривать и как важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.8
Информация о работе Реализация компетентностного подхода при проектировании уроков истории.