Пути реализации личностного подхода в воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же некоторые авторы указывают на некоторые основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь ребенку, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми педагог сам всегда должен стремиться стать луче, совершеннее.

Оглавление

Введение 3
I Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода 5
II Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье 14
II.1 Благополучные семьи 17
II.2 Неблагополучные семьи 17
III Индивидуальный подход при формировании детского коллектива 20
III.1 Индивидуальный подход к детям на занятиях 23
III.2. Занятия по русскому языку 25
III.3. Занятия по математике 30
III.4. Занятия по изобразительной деятельности 36
Выводы 45
Литература 47

Файлы: 1 файл

Индивидуальный подход в воспитании ребенка.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Л.Н. ТОЛСТОГО

 

 

 

 

Факультет П и П Р

Специальность П и МНО

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

 

 

«Пути реализации личностного подхода в воспитании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент-исполнитель                     __________________       Балаболкина С.М.

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2005.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Высшей ценностью нашего социалистического общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств входит в круг важнейших проблем современного развитого социализма.

Задача воспитания человека состоит в том, чтобы воспитать гармонически развитую личность с творческим мышлением, сильной волей, со стремлением ко всему прекрасному, с благородной направленностью отношений с людьми. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы определены перспективы развития системы народного образования в нашей стране. Особенно подчеркивается при этом значимость использования эффективных средств и методов педагогического воздействия на детей, необходимость реализовать на практике требования к идейно-воспитательной работе на современном этапе.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. А задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, чтобы познать их, как направить наши педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия? На такие важные вопросы постараемся найти ответы в следующих главах работы. Индивидуальный подход является одним из важных принципов советской педагогики и находит отражение в задачах реформы школы и перестройки системы общественного дошкольного воспитания.

Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же некоторые авторы указывают на некоторые основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь ребенку, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми педагог сам всегда должен стремиться стать луче, совершеннее.

Каждый ребенок —  это особый мир, и познать его  может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения  и тревоги; его радости и успехи. «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» — так говорил и так поступал в своей педагогической деятельности Януш Корчак, педагог, врач, писатель. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода

Личностный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Следовательно, изучение анатомо-физиологических особенностей организма ребенка и особенностей протекания у него процессов высшей нервной деятельности является исходной основой.

Научными  исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое  воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависят от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т. д. Нельзя не отметить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое, тело, ловкие движения, правильная осанка, походка — все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Осуществление личностного подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребёнка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе, а также в индивидуальной работе по развитию движений.

В процессе правильного  физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой, спортивным играм.

Решая задачи физического воспитания дошкольников, учитель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно принимать профилактические меры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий. Ничто не должно ускользать от внимания педагога. Самые незначительные отклонения в самочувствии ребенка должны настораживать учителя. Нужно обязательно выяснить причину этого, если необходимо, привлечь врача или медицинскую сестру.

Медицинские работники, регулярно наблюдая за детьми, могут. Дать учителю ряд полезных советов на основе систематического контроля за детьми. Выясняя особенности физического развития и состояние здоровья детей, педагог знакомится с записями в медицинских картах, где наряду со сведениями об ypoвне физического развития детей отмечаются наиболее частые отклонения (нарушение осанки, плоскостопие, близорукость, детская нервность, плохой аппетит), а также указывается диагноз заболевания отдельных детей.

Причины ослабленного физического состояния детей  могут быть различными, но наиболее частые — это недостаток закаливания организма. Частые простудные заболевания ослабляют организм ребенка и отражаются на его весе и росте.

В некоторых  случаях повышенная нервозность  детей отрицательно сказывается на их правильном физическом развитии. Такие дети плохо едят, неохотно едят, часто плачут, чрезмерно обидчивы. Они выделяются по общему признаку — ослабленность здоровья, но у каждого из них проявляются еще и индивидуальные особенности.

Приведем  примеры характеристики таких детей и определения индивидуального подхода к ним.

Юля Г. Болезненная девочка, имеет, недостаточный  вес, апатичная, робкая, не проявляет инициативы. Ребенок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочку необходимо привлекать к участию, а жизни группы и проводить процедуры закаливания.

Ира Г. Самая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у нее плохой сон из-за повышенной возбудимости. Эти особенности требуют привлечения ее к спокойным занятиям.

Витя  У. веселый, упитанный, производит впечатление  вполне здорового ребенка, но быстро утомляется, ему требуется частый отдых. В трехлетнем, возрасте у мальчика было обострение туберкулезной интоксикации. Для него совершенно необходимы водные процедуры, закаливание. Работу следует проводить в тесном контакте с семьей.

 

У некоторых  детей долгое сидение за столом имеет тесную связь с их общей медлительностью. В таких случаях преодолеть медлительность помогают интересное трудовое поручение, которое ребенок должен выполнить после завтрака, предстоящая экскурсия, игра, заинтересовавшие его систематические наблюдения и др.

У некоторых  детей выявляется сутулость, искривление  позвоночника. Наиболее подвержены нарушению  осанки дети старшего дошкольного возраста. Если отклонения незначительны, учителя и родители подолгу их не замечают. Однако с течением времени недостатки осанки не только уродуют внешний облик, ребенка, но и отражаются на состоянии его здоровья, нарушаются функции дыхательных органов, кровеносной системы, органов пищеварения. Поэтому важно своевременно проверять осанку детей, причем эту проверку должен осуществят врач, опирающийся на научные данные и способный определить даже самые слабые отклонения от нормы.

Причин нарушения  осанки у детей может быть много: несоответствие мебели росту ребенка (неудобная мебель — стулья; столы и раскладушки — вызывают неправильную позу, что влечет за собой деформацию костной системы); отсутствие систематического контроля за позой детей во время занятий, трудовой деятельности; неправильная расстановка мебели по отношению к свету (некоторые дети, сидя спиной к окну, вынуждены низко наклоняться при рисовании, лепке или счете, что так же способствует развитию сутулости и нарушает, нормальны функции зрения); слабое общее физическое развитие ребенка.

Рассаживать детей за столами, следует с учетом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами.

Частое отклонение от нормального физического развития — близорукость. Она может быть вызвана общим ослаблением здоровья, нарушением режима сна, питания ребенка, нарушением некоторых гигиенических требований, нормативов освещения классов, напряженной зрительной работой, а также наследственными факторами.

Во всех возрастных группах рекомендуется систематически проверять зрение у детей. Факты нарушения нормального зрения очень тревожны, но их можно и предупредить, если принимать профилактические меры: следить за тем; чтобы освещение класса было достаточным, оборудовать уголки книг в наиболее светлых местах комнаты, следить за правильной позой детей. Ребят с плохим зрением нужно сажать ближе к источнику света; Если дети носят очки, взрослый должен следить за тем, чтобы они не причиняли им неудобств (не перекашивались, не сползали).

Спокойствие учителя, его доброжелательность, ласка благотворно действуют на детей с повышенной возбудимостью.

Причиной  повышенной чувствительности, нервозности  детей может быть неправильное воспитание в семье, проявление родительских чувств. Некоторые родители заласкивают ребенка, без конца его целуют, восхищаются, постоянно стараются доставлять ему удовольствия, избавляют от преодоления самых ничтожных трудностей. В результате нервная система малыша теряет эластичность, не укрепляется, а, наоборот, становится расслабленной и вялой. Если ребенок воспитывается в условиях чрезмерной строгости, это приводит к постоянному напряжению и даже истощению его нервной системы. Постоянные переходы от ласки к строгости также отрицательно действуют на нервную систему детей.

Нервные дети очень беспокойны, чрезвычайно чувствительны  и неусидчивы, с окружающими часть  вступают в конфликты. В обращении с такими детьми надо быть спокойным, ровным.

Важным фактором укрепления нервной системы ребёнка  является жизнерадостная, спокойная  обстановка, посильная деятельность.

Изучение  индивидуальных особенностей детей  требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Е. А. Аркин  подчеркивал важность «интимного контакта» при изучения ребенка. Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видит глубокий интерес взрослого к нему, чувствует, что его переживания находят искренний, живой отклик. Без этого нельзя найти ключи к сердцу маленького человека. Только установив доверительные отношения с ребенком, педагог может понять особенности его психики, установить причину отрицательных черт характера. И тогда, искореняя именно эту причину, он сможет воздействовать на ребенка, изменяя его характер в лучшую сторону. Е. А. Аркин отмечал, что часто «за несносным поведением (грубостью, недисциплинированностью, озлобленностью) таится отсутствие каких-то «психических витаминов», неудовлетворенная потребность во внимании, ласке. Когда эта потребное удовлетворялась, наступало чудесное изменение в личности ребенка».

«Психические  витамины» крайне необходимы и в индивидуальном подходе. Радостная и содержательная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействуют укреплению их здоровья.

Особого питания  требуют дети с физическими недостатками. Они остро чувствуют свою неполноценность, часто не уверены в себе, держатся замкнуто. У них проявляется недоверие к окружающим, а в некоторых случаях — озлобленность. Теплое участие, а не просто жалость, уважение к маленькому человеку, к его индивидуальности помогут развить все хорошее, что заложено в нем от природы, но без помощи взрослого не проявлялось.

Индивидуальные  особенности ребенка связаны  с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И. П. Павлов в  своем учении о высшей нервной  деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

  • силу возбуждения и торможения;
  • уравновешенность или неуравновешенность этих процессов;
  • их подвижность. На основе изучения протекания этих процессов он определил четыре типа высшей нервной деятельности. Напомним их педагогу:
  • Сильный, неуравновешенный, характеризующейся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Холерик горяч, вспыльчив, но отходчив. Быстрый в своей деятельности, но не обладает выдержкой. Очень  впечатлителен, трудно переключается с одного нестроения на другое.
  • Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Сангвиник быстро реагирует на окружающие события, неудачи и неприятности - пережидает легко, добродушен, движения быстрые.
  • Сильный, уравновешенный, инертный, соответствует флегматическому темпераменту. Флегматик медлительный, невозмутимый, хладнокровный, с устойчивыми стремлениями и настроением, внешне не выдает своих переживаний.
  • Слабый, характеризующийся слабостью, как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости и малой подвижности, соответствует меланхолическому темпераменту. Меланхолик глубоко думает и чувствует, он, прежде всего, обращает внимание на трудности, внешне вяло реагирует на окружающее, работоспособный, но обидчив и мнителен.

Информация о работе Пути реализации личностного подхода в воспитании