Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же некоторые авторы указывают на некоторые основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь ребенку, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми педагог сам всегда должен стремиться стать луче, совершеннее.
Введение 3
I Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода 5
II Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье 14
II.1 Благополучные семьи 17
II.2 Неблагополучные семьи 17
III Индивидуальный подход при формировании детского коллектива 20
III.1 Индивидуальный подход к детям на занятиях 23
III.2. Занятия по русскому языку 25
III.3. Занятия по математике 30
III.4. Занятия по изобразительной деятельности 36
Выводы 45
Литература 47
Формы работы могут быть самые разные, но приоритет остается за индивидуальной формой.
Особый подход требуется в таких случаях, когда родители необоснованно восхищаются талантами и способностями своих детей и тем самым закрепляют у них преувеличенное мнение о себе.
Индивидуальные беседы с родителями не должны быть случайными, во время прихода детей или ухода вечером домой. Тут можно только обменяться несколькими фразами. Настоящая беседа проводится в удобное для родителей время, в спокойной обстановке. Такая беседа требует от педагога специальной подготовки материала: сведений о ребенке, о его интересах, поведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми.
Индивидуальная работа с родителями обязательно должна сочетаться с коллективными формами работы.
Воспитание ребенка в коллективе — важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба — одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием, которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.
При формировании детского коллектива, воспитании, у ребят чувства коллективизма и дружбы особенно важен личностный подход. Но сначала педагогу нужно выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.
В результате целенаправленных наблюдений за детьми в быту, в труде, и на занятиях, а также на основе знакомства с условиями их семейного воспитания педагог имеет .возможность выделить несколько групп детей, у которых отмечаются общие черты по отношению к коллективу.
Первая группа — это дети с положительными проявлениями — дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у товарищей. Ее можно определить как «актив», на который педагог может опираться в целях развития дружеских связей воспитанников и укрепления положительных сторон коллектива в целом.
Другая группа — это дети, поддерживающие хорошие начинания «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются, срывы.
Третья группа — дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе следует отнести и тех ребят, которые ровно входят, в коллектив и в этот момент требуют к себе особого внимания и помощи.
Бывают также дети, которые стараются подметить недостатки у своих товарищей и выпятить свои личные достоинства. Конечно, общие черты, которые служат критерием распределения детей на группы, не исчерпывают характеристику каждого ребенка. Ведь у каждого из них есть и свои индивидуальные проявления. Например, наряду с положительными у ребенка могут быть и отрицательные проявления.
Для работы с каждой из групп педагог намечает определенные задачи. Робких, застенчивых, замкнутых детей необходимо приблизить к коллективу, опираясь на «актив». Одновременно он заботится о повышении уровня нравственной воспитанности членов самого «актива», Обращая их внимание на положительные проявления отдельных детей, ребятам второй группы воспитатель помогает влиться в «актив».
Немногочисленной группе детей, склонных к зазнайству, педагог, используя положительное влияние коллектива, должен помочь избавиться от этого недостатка, привлечь к коллективу. В решении указанных задач велика роль индивидуального подхода.
При организации и проведении любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. По своей форме и содержанию эта работа должна быть интересной; а по времени проведения - недлительной, чтобы это не было в ущерб удовлетворению личных потребностей, желаний, и интересов.
Прежде всего, индивидуальную работу следует проводить с теми детьми, которые более всего в этом нуждаются.
Игорь очень стеснялся своего недостатка, волновался и от волнения еще больше заикался. С ним ежедневно проводили занятия по исправлению речи (под руководством логопеда). Стояла задача: через индивидуальное общение подготовить мальчика к участию в общих занятиях. Однажды на групповом занятии произошел неприятный инцидент: один из мальчиков стал передразнивать Игоря. Дети отнеслись к этому осуждающе, они были очень недовольны поведением обидчика, и он сам почувствовал себя неловко. Игорь, сильно заикаясь от волнения, рассказал, что, когда он жил у бабушки в деревне, на него наехал велосипедист, он испугался и с тех пор заикается. Все успокаивали мальчика, сочувствовали ему.
Воспитатели напоминали детям, как нужно разговаривать с Игорем. Время от времени советовали Игорю: «Ты не торопись, набери воздух, говори, медленно». И вот наступил день, когда Игорь впервые участвовал в общем, занятии. Он рассказал, как помогал дома маме. Хотя он и волновался, но старался говорить спокойно и не торопясь. С этого времени он стал участвовать во всех занятиях и постепенно избавлялся от своего недостатка,
В данном случае важно было поддержать усилия мальчика, отметить его успехи, вызвать определенное отношение со стороны детей.
Ежедневно проводились также занятия по исправлению речи с Вовой П. Он неправильно произносил звуки ж, р, ш. Занятия с мальчиком осуществляла заведующая детским садом. Вова, жизнерадостный и веселый, ничуть не смущался своим неумением правильно произносить звуки. Это свидетельствует о том, что недостатки произношения не всегда отрицательно влияют на поведение ребенка. Занимался Вова охотно, и каждое достижение его радовало, он, с удовольствием демонстрировав свои успехи.
Итак, подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы: индивидуальные занятия нужно считать одной из самых важных форм осуществления индивидуального подхода к детям; эта работа должна проводиться планомерно и систематически. Совершенно необоснованным является мнение, что такие занятия перегружают ребенка и являются для него неинтересными. Наоборот, как правило, дети любят такие занятия, дорожат ими, боятся, чтобы про них не забыли, и сами напоминают, что пора заниматься.
В течение дня учитель должен найти возможность для общения с каждым ребенком. Правда, «удельный вес» этого общения может быть различным. В первую очередь следует уделить внимание детям, которые в нем остро нуждаются: робким, неуверенным, имеющим недостатки в произношении, пробелы в знаниях.
Занятия занимают большую часть времени в школе, их воспитательное и развивающее значение очень большое. .
На занятиях
уточняются, расширяются и углубляются
представления детей о
На занятиях все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим, свое рабочее место содержать в полном порядке.
Часть детей легко усваивает все правила и ревностно их выполняет, им не приходится делать замечаний. Они даже сдерживают тех, кто, нарушает указанные требования и тем самым нарушает дисциплину. Чаще всего нарушителями оказываются легко возбудимые дети — сказываются особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети долго не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются с вопросами к товарищам и отвлекают их, или следят за чем-нибудь посторонним. Некоторые сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны и не участвуют в занятиях.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые — застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные — дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего, они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой общительностью. Для преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу.
Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают
Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка пониженный слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Учитель всегда должен держать таких детей в поле зрения и вовремя прийти на помощь.
Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.
На занятиях по русскому языку педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления, обусловленные особенностями их темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Очень важно выяснить отношение каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе. Педагог сразу может выделить группу детей, активно участвующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита.
Сложность вопроса заключается в том, что в характере малой активности детей на занятиях нелегко сразу разобраться. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, малорезультативной. Некоторые учителя, оказываясь «в плену» повышенной активности отдельных детей, уделяют им слишком много времени в ущерб остальным. Другие, наоборот, все внимание направляют на пассивных детей, считая, что активным не требуется особый подход. И те и другие неправы.
Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их: умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.
Активность некоторых детей на занятиях объясняется тем, что предлагаемая им умственная нагрузка, вопросы и задания слишком легкие. В результате дети привыкают несерьезно относиться к занятиям, у них развивается ложная самоуверенность.
Как правило, они готовы отвечать на любой вопрос, даже не: выслушав его до конца, не любят размышлять и обосновывать свои ответы. С удовольствием, слушая рассказы, интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное. Но если требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход. Их надо настойчиво учить обдумывать свои ответы, слушать ответы товарищей, оценивать их.
Приведем пример.
Витя был активен: он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить, мальчики к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы товарищей, учитель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при любых ответах товарищей бросал иронические реплики: «Много ты знаешь!», «Не так сказал». Тогда учитель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный, по его мнению, ответ. Как и следовало ожидать, Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но еще долго пришлось вести с ним индивидуальную работу по развитию внимания, наблюдательности, преодолению самоуверенности.
Воспитание активности детей на занятиях тесно связано с воспитанием их поведения. Легко возбудимым, невнимательным и несдержанным детям можно предлагать повторить указания педагога, причем, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Таня, Витя, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и вместе с тем эффективный прием; так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, а следовательно, способствует их запоминанию, предупреждает поспешный и непродуманный ответ.
Информация о работе Пути реализации личностного подхода в воспитании