Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же некоторые авторы указывают на некоторые основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь ребенку, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми педагог сам всегда должен стремиться стать луче, совершеннее.
Введение 3
I Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода 5
II Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье 14
II.1 Благополучные семьи 17
II.2 Неблагополучные семьи 17
III Индивидуальный подход при формировании детского коллектива 20
III.1 Индивидуальный подход к детям на занятиях 23
III.2. Занятия по русскому языку 25
III.3. Занятия по математике 30
III.4. Занятия по изобразительной деятельности 36
Выводы 45
Литература 47
Hа занятиях необходимо сдерживать эмоциональность и двигательную активность детей. Не следует разрешать им сильно тянуть, руку, вскакивать выкрикивать: «Я скажу» «Спросите меня». Ha. такие действия педагог должен категорически заявить, что будет спрашивать только тех, кто сидит спокойно, руку поднимает правильно и не выкрикивает, требуя вызова. Эти правила должны обязательно выполняться. Очень полезно вместе со всеми оценить ответы и обсудить поведение некоторых ребят. Как правило, дети отмечают в первую очередь недостатки. Это, конечно, необходимо, но прежде всего важно выделить хорошее в каждом, о ком идет разговор.
Пассивность детей на занятиях может объясняться самыми различными причинами: физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Например, если ребенка слишком, опекают дома, по первому требованию исполняют все его желания, ему нет необходимости самому думать, принимать самостоятельные решения. У таких детей чрезмерно развита подражательность, отсутствует инициатива.
Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом учитель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять, обращаться к личному; опыту. Вопрос «Почему ты так думаешь?» он может задать нескольким детям.
Совершенно очевидно, что установление связей между личным опытом и новым материалом помотает ребенку лучше усвоить новое, причем для этого от него требуется припоминание событий, определенные волевые усилия. Такой прием, частые вызовы на занятиях, предупреждения, что их спросят, способствуют тому, что дети становятся более активными.
Некоторые дети порой внешне не проявляют активности, но, когда педагог спрашивает их, отвечают, и чаще всего правильно. Обычно они внимательны, не спускают с педагога глаз, всегда поворачиваются к тем, кто отвечает, шевелят беззвучно губами. Это, как правило, дети несколько застенчивые, но умственно активные. И они довольно быстро преодолевают свою застенчивость, если не оставлять их без внимания, регулярно спрашивать.
Но есть дети, которые не отвечают, даже когда педагог спрашивает их. Это чрезмерно застенчивые и нерешительные дети, и молчат они не потому, что не знают, как ответить. Надо найти ту максимально удобную ситуацию, в которой такой ребенок осмеливается говорить, расковывается.
Приведем примеры.
Толя не хотел участвовать в занятиях. Когда его вызывали, он не поднимался и не произносил ни слова. Такое поведение Толи стало для детей настолько привычным, что они заявляли: «Он никогда не отвечает, он всегда такой».
Однажды педагог предложил ему рассказать стихотворение, не вставая с места. К общему удивлению, мальчик безошибочно, хотя и недостаточно выразительно прочел стихотворение. Первая попытка Толи была одобрена воспитателем. Некоторое время мальчику разрешали отвечать сидя. Вскоре он настолько освоился, что, как и все остальные дети, при вызове вставал и отвечал на вопросы.
Олю
все знали как очень
Постоянное доброжелательное отношение со стороны педагога и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание — таким должен быть подход к пассивным и робким детям. Но внимание должно быть ненавязчивым, так как некоторые ребята смущаются, когда к их ответам, к ним самим проявляют особое внимание. Поймав взгляд учителя, такие дети перестают участвовать в коллективной работе, начинают заниматься чем-нибудь другим: нервно теребят какие-нибудь предметы, мнут край одежды. Педагогу лучше, сделать вид, что он не смотрит на них. Оценку действий нужно давать общую, всему, коллективу. Когда же ребенок несколько освоится, его следует постепенно привлекать к самостоятельным действиям. Такой подход к чрезмерно застенчивым детям должен быть всегда, при любых видах их деятельности.
Наблюдения показывают, что застенчивость детей очень часто бывает, связана с их речевыми недостатками. Боясь насмешек, такие ребята предпочитают отмалчиваться. Проводя индивидуальные занятия по исправлению неправильного произношения звуков, педагог помогает ребенку приобрести уверенность в своих силах.
Все дети нуждаются в дифференцированном подходе в процессе занятий. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступлений детей тоже следует подходить строго индивидуально. От того, насколько правильно педагог заранее продумал этот вопрос, во многом зависит активность детей на занятии и соответственно результативность этого занятия.
Заранее следует додумать и над формулировкой вопросов и заданий, что тоже очень важно для активизации воспитанников, Вопросы и задания должны вызывать у детей уверенность, что они смогут на них ответить, выполнить их.
Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников, применявшиеся приемы индивидуального подхода к ним и отметить все то, что можно будет использовать впоследствии.
Для облегчения планирования индивидуальной, работы можно регулярно заполнять листки учета. Такой листок можно заводить на две недели или же на месяц. Из него видно, кто из детей отсутствовал, и какие именно занятия пропустил, кто болел и сколько времени, кто отвечал и как. Эти сведения помогают определить индивидуальную работу с отдельными детьми в процессе занятий.
Могут быть и другие, более подробные формы учета — специальные записи в дневнике.
Индивидуальный подход к детям на занятиях по русскому языку дает возможность всем им полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение, формирование нравственных качеств личности ребенка. (См. приложение 1.)
На занятиях по математике, дети не только занимаются усвоением навыков счета, решением и составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, учатся ориентироваться во времени и пространстве. На этих занятиях у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, формируется лаконичность и точность речи. Учитель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, уровень их математического развития и степень понимания нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе.
В соответствии
с индивидуальными
К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования.
Воспитание самостоятельности и активности детей в процессе занятий по математике и другим разделам программы — важное условие подготовки их к успешному обучению. Но активность должна сочетаться с культурой поведения и с воспитанием скромности. Бывает, что ребёнок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо. Он размахивает поднятой рукой, чтобы привлечь внимание учителя он даже выкрикивает: «Я скажу», «Можно, я?», он старается оповестить всех о том, что знает больше всех, «потому что дедушка математик». Другой свое требование, чтобы его постоянно спрашивали, мотивирует тем, что дома с ним много занимаются, и каждый раз заявляет: «Я это уже знаю». Такие факты нельзя оставлять без внимания, необходимо воспитывать у детей скромность и сдержанность.
Ко второй подгруппе отнесем тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они ее поднимают рук, но всегда внимательны, отвечают правильно, умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них, затрудняются в придумывании задач. Например, если учитель даст задачу («У девочки в корзине было три груши, она положила в корзину еще одну грушу. Сколько всего груш в корзине?») и после решения ее предложит придумывать другую задачу, то при .ответе такой ребенок в своей задаче только заменит названия предметов условие же и ход ее оставит без изменений («У девочки в корзине было три яблока, она положила в корзину еще одно яблоко. Сколько всего яблок в корзине?»). У этих детей рекомендуется развивать инициативу, поощрить начинания, укреплять уверенность в своих силах, давать дополнительные поручения в повседневном быту.
Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается внешняя, ложная активность. Покажем это на конкретном примере.
Ира часто поднимает руку, но при этом обязательно оглядывается на взрослых, присутствующих, на занятиях. Ей очень хочется, чтобы на нее обратили внимание, чтобы заметили, что она всегда «все знает». Она заботится лишь о внешнем эффекте. Её ответы не всегда правильны, часто девочка вообще, не может ответить на вопрос, потому что не слышала его, так как в это время разговаривала с подружкой. Ире не хватает той простоты и непосредственности, которые так приятны в детях,
В подобных случаях педагог должен проводить одновременно работу и по воспитанию у ребенка скромности, сдержанности, и по воспитанию внимания.
Поведение детей и их знания находятся в тесной взаимосвязи. Познавать можно только при помощи сосредоточенного внимания и волевых усилий, к этому и нужно приучать ребят в детском саду, формировать у них качества, необходимые для активной учебной деятельности. Обычно небольшую подгруппу составляют дети, не проявляющие интереса к занятиям. У них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться. Учитель должен хорошо знать уровень математического развития этих детей, причины их отставания.
С отстающими необходимо: систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки). На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо если родители смогут позаниматься с ребенком дома. Но поручать родителям эту работу можно лишь в том случае, если учитель предварительно объяснит содержание работы, будет уверен, что проведут ее, методически правильно проявляя при этом терпение и такт.
В противном случае у ребенка может появиться отвращение ко всем занятиям и преодолеть это в дальнейшем будет очень трудно.
Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, бывает, что даже затрудняются повторить их условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается известная степень сообразительности, о чем можно судить по таким фактам: ребята ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенностью и отсутствием индивидуального подхода к ним при систематическом изучении программного материала. Поэтому так важно, чтобы учитель своевременно установил, как усвоено и понято детьми содержание проведенного занятия.
Если нет контроля и не проводится соответствующая индивидуальная работа, то упущения такого рода влекут за собой как следствие неровное поведение ребенка, отрицательно влияют на формирование его личности. Например, в повседневной жизни он может быть веселым, энергичным, а на занятиях по математике поражает своей пассивностью, на поставленные вопросы если и отвечает, то очень тихо и неуверенно и не всегда правильно. Его неуверенность объясняется незнанием материала, и это незнание углубляется от занятия к занятию. С такими детьми необходимо проводить дополнительные индивидуальные занятия, а на общих занятиях по математике обязательно обеспечивать их активное участие путём подбора более легких заданий. Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями, например: измерить ширину и длину класса узнать, сколько стаканов воды вмещает графин и т. п. Такие задания привлекают их внимание, возбуждают активность и желание действовать. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям.
Игры тоже можно использовать для упражнения детей в счете. При этом очень важно, чтобы каждый играющий рассчитывался сам за себя, чтобы считали и покупатель, и продавец, и кассир.
Индивидуальная работа невозможна без проникновения в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Учитель должен быть очень чутким, и это великое искусство.
Информация о работе Пути реализации личностного подхода в воспитании