Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же некоторые авторы указывают на некоторые основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь ребенку, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми педагог сам всегда должен стремиться стать луче, совершеннее.
Введение 3
I Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода 5
II Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье 14
II.1 Благополучные семьи 17
II.2 Неблагополучные семьи 17
III Индивидуальный подход при формировании детского коллектива 20
III.1 Индивидуальный подход к детям на занятиях 23
III.2. Занятия по русскому языку 25
III.3. Занятия по математике 30
III.4. Занятия по изобразительной деятельности 36
Выводы 45
Литература 47
Довольно
часто в детских садах
Во время выполнения детьми задания следует напоминать им о времени: «Осталось мало времени до конца занятия... Уже только одна минута... А вот уже и она прошла, занятие окончено».
Некоторые дети не успевают вовремя все закончить, и каждый по-своему выражает свое огорчение. Иногда доходит и до слез. Как быть? Можно ли разрешить закончить работу после занятия?
В каждом отдельном случае следует подходить строго индивидуально. Если отставание связано с медлительностью ребенка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то не следует быть педантичным. Окончание работы, даже и после занятия, поможет ребенку овладеть навыками, обрести уверенность в своих силах. Конечно, постепенно нужно приучать его выполнять работу в нужном темпе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребенка, пренебрежением к замечаниям педагога, то разрешать заканчивать ее после занятия не следует.
После занятия дети рассматривают рисунки товарищей и оценивают их. Руководство этим процессом требует особого мастерства, вдумчивости. Педагог должен помогать детям делать замечания по существу, видеть не только плохое, но прежде вес и хорошее, учить их быть тактичными, содействовать укреплению между детьми дружеских взаимоотношений.
Например, после одного занятия учитель устроил выставку рисунков, но вместо вопроса «Какая работа тебе понравилась?, детям предлагались такие задания: «Покажи, какая машина сможет дойти до места назначения». «Отбери те рисунки, на которых машина не сможет дойти да места назначения», «Какой ремонт ей требуется?» Отвечая да такие вопросы, ребята могли правильно и беспристрастно устанавливать, кто справился с заданием, а кто нет и в чем состоит ошибка.
Коллективный просмотр и анализ работ имеет большое значение для развития интереса к занятиям по изобразительной деятельности, развития стремления лучше выполнять полученные задания. Возможность сравнивать свои работы с работами других, знакомиться с разнообразными решениями при выполнении одного задания позволяет ребятам строже оценивать самих себя, свои действия. Коллективное обсуждение, анализ детских работ способствуют воспитанию у детей чувства ответственности, скромности сдержанности, умения выслушивать суждение других о своих недостатках.
Правильно поступают те педагоги, которые в свободное время рассматривают вместе с детьми их рисунки, лепку, слушают их объяснения, обсуждают качество, выполненных работ. Беседа педагога с ребенком о его замысле многое может ему раскрыть в понимании детского рисунка.
В рисунке Васи педагог привлекла такая деталь: на голове человека, сидящего в кузове грузовой машины, какое-то странное сооружение в виде ящика. Педагог просит мальчика рассказать, куда едет этот человек. Вася рассказывает: «Машина везет кирпичи, чтобы строить завод. Это было зимой. Рабочий в меховой шапке». Педагог осторожно замечает, что уж очень большая у него шапка. На это следует ответ Васи: «Да, шапка большая и теплая, чтобы он не простудился. Зимой холодно сидеть в кузове».
Дети, как правило, выбирают такой сюжет, который отражает благородство, героизм персонажа, но не всегда он бывает выполнен надлежащим образом.
На занятиях по произведению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» ребята по-разному изображают полюбившийся им эпизод, вкладывая в замысел свое отношение к происходящему, Симпатию к деду Мазаю, сочувствие зайцам. Рассматривая один из таких рисунков, очень интересный по замыслу, учитель замечает, что хорошо нарисована лодка и сам Мазай, а изображение зайцев нуждается в улучшении, особенно бедняга, стоящий в ожидании спасения на пеньке: у него нарисованы только уши и ноги.
В заключение можно сделать вывод, что занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе.
Цель занятий — не только дать знания детям, систему определенных представлений, но и психологически подготовить их к обучению. В связи с постепенным переводом детей на обучение с шести лет этот вопрос стал особенно актуальным, и решению его могут способствовать лишь правильно организованные, проводимые на основе индивидуального подхода занятия по различным видам деятельности. Неотъемлемая задача всех занятий — воспитание уверенности каждого ребенка в своих силах, готовности к систематическому учебному труду, выработка умения сосредоточивать внимание и интерес на предлагаемом в процессе занятий материале. (см. приложение 3)
Учитывая возрастные возможности детей, практически на каждом занятии надо использовать игровые приемы. Они активизируют внимание, эмоции детей, способствуют успешному усвоению программного материала, а следовательно, позволяют формировать у детей и необходимые учебные навыки, и уверенность в своих возможностях.
В процессе занятий
воспитывается чувство
Дифференцированный личностный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.
Как видим, индивидуальный подход органически входит в повседневную педагогическую работу. Приемы и методы его не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача педагога — отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.
Кoнечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от педагога и терпения, и известного напряжения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача педагога — отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри класса. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Органическая связь всех форм индивидуального подхода к детям с работой по формированию коллектива очевидна. Ведь даже индивидуальные занятия будут более эффективными, если проводятся с ребенком в присутствии его товарищей, и он чувствует их поддержку, участие.
Если работа по осуществлению личностного подхода является стержнем всего воспитательного процесса, в классе создается благотворный нравственный климат, создаются возможности для охраны нервной системы детей, предупреждается возникновение ситуаций, которые могут травмировать психику того или иного ребенка.
Работа учителя, педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения, овладевать всеми современными достижениями в области школьной психологии и педагогики. Овладение этими знаниями поможет учителю в творческом решении поставленных перед ним задач.
В настоящее время, в свете реформы школы и перестройки системы общественного школьного воспитания должна всемерно активизироваться работа школы с семьей.
Здесь дается ориентация на совершенствование воспитания детей в семье, на укрепление единства требований семейного и общественного воспитания для достижения основной задачи — формирования всесторонне и гармонически развитой личности общества зрелого социализма.
На всех ступенях системы народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении патриотического воспитания детей, в воспитании коллективизма, уважения к старшим, культуры поведения. Эстетическое развитие ребенка — мощный фактор в пробуждении его способностей, интересов, в формировании оптимистического, эмоционально положительного тонуса.
В работе с родителями учитель должен помочь им научиться познавать своих детей с научных позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.
Информация о работе Пути реализации личностного подхода в воспитании