Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же некоторые авторы указывают на некоторые основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь ребенку, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми педагог сам всегда должен стремиться стать луче, совершеннее.
Введение 3
I Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода 5
II Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье 14
II.1 Благополучные семьи 17
II.2 Неблагополучные семьи 17
III Индивидуальный подход при формировании детского коллектива 20
III.1 Индивидуальный подход к детям на занятиях 23
III.2. Занятия по русскому языку 25
III.3. Занятия по математике 30
III.4. Занятия по изобразительной деятельности 36
Выводы 45
Литература 47
Особенности высшей нервной деятельности у дошкольника проявляются более ярко, чем у взрослого. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость» За все дела он принимается с увлечением, не соизмеряя своя силы, но часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей неявной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх,
Дети-флегматики спокойны, терпеливы, порученное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети в детском саду и семье не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, различных видах деятельности, не проявлять поспешности в cвоих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членов, семьи ребенка.
Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к коллективу детей, тоскуют, грустят. Этот период бывает настолько длительным, что некоторые педагоги начинают сомневаться, удастся ли сделать такие непривычные для ребенка условия близкими ему. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет в весе, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций, способствующих их адаптации изменению динамического стереотипа.
До сих пор бытует мнение, что ребенок со слабым типом высшей нервной деятельности должен вызывать тревогу и опасение.
Ho индивидуальные особенности ребенка, вызванные неуравновешенным состоянием нервной системы, требуют более внимательного отношения к нему. Конечно, в каждом случае требуются особые методы и приемы, но есть и некоторые общие правила.
Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой смены впечатлений и обстановки. Обращение с такими детьми должно быть всегда только спокойным и ровным. Для них чрезвычайно, важен твердый режим, по которому довольно много времени отводится сну и отдыху. Безразличных, вялых детей нужно приобщить к коллективу, давать им поручения, привлекать к подвижным играм, побуждать к активной деятельности.
В качестве методов определения темперамента детей школьного возраста можно использовать беседу, наблюдения за ними в различных видах деятельности.
Есть довольно много детей застенчивых и нерешительных. Эти черты характера могут быть вызваны не только особенностями нервной системы, но и слабостью физического состояния ребенка. Причиной застенчивости может быть и неправильное воспитание ребенка в семье — подавление его самостоятельности,
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы большое внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения, проблемам его совершенствования на всех этапах.
Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые сведения постепенно расширяются и усложняются, по мере того как малыш растет и развивается.
Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.
Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека, как об этом уже ранее говорилось, является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.
Педагог должен
познакомиться с условиями восп
Цель первого посещения — познакомиться с родителями и другими членами семьи, полупить представление об условиях жизни и воспитании ребенка в семье. При этом не следует задавать членам семьи сухие, официальные вопросы, вести записи или выражать свое неудовольствие. Многое из увиденного и беседа с родителями подскажут учителю, на что в дальнейшем обратить внимание. Визиты в семью не должны быть неожиданностью для родителей. Лучше договориться об этом заранее, чтобы педагог был желанным гостем.
Не прибегая ни к каким расспросам, нужно суметь увидеть и оценить, каково отношение семьи к эстетике обстановки, какое место выделено для деятельности ребенка. Все это позволит сделать вывод о том, насколько домашние условия оказывают влияние на формирование индивидуальных особенностей ребенка.
Важно выяснить, придерживаются ли в семье режима дня, чем ребенок любит заниматься. По ответу, полученному на этот вопрос, можно определить, что родители считают полезным и хорошим в организации досуга, к чему относятся отрицательно. Можно попросить родителей рассказать, какое участие принимает ребенок в домашнем труде.
Не менее важным является выяснение вопроса о единстве требований к ребенку. Отсутствие единства в воспитании детей «в школе и семье, а также между членами семьи является серьезным препятствием, мешающим формированию личности ребенка в должном направлении. Чаще всего об этом свидетельствует диаметрально противоположное поведение ребенка в школе и дома. При выяснении нужных сведений (слушается ли ребенок родителей, выполняет ли их требования) нужно соблюдать осторожность, ибо это очень щепетильный вопрос.
Выяснять
взаимоотношения между
Особого умения, чуткости и осторожности требует беседа с родителями о недостатках ребенка и о путях исправления его поведения. Прежде всего, следует начать разговор с, характеристики его положительных проявлений, побеседовать о его интересах, способностях, умениях. Родители тогда поймут, что педагог не выискивает недостатки, а подходит объективно и что устранение нежелательных проявлений, поможет ребенку стать лучше. Такой прием сближает родителей с педагогом, укрепляет между ними доверие и взаимопонимание.
К сожалению, некоторые родители неоткровенны с учителями. Из чувства ложного стыда они тщательно скрывают истинное поведение ребенка дома, незаслуженно хвалят его, нередко в его присутствии.
Учитель в беседах с родителями должен быть очень внимательным, должен уметь улавливать недосказанное, уметь установить истинное положение вещей. С этой целью он может также побеседовать с другими членами семьи, получить дополнительные сведения о ребенке.
Например,
Витя Б. отличался
Полученную информацию нужно подвергнуть глубокому анализу, использовать в дальнейшей работе благоприятные факторы и вместе с тем постараться изменить то, что является нежелательным и мешает правильному воспитанию ребенка. Нужно убедить родителей в необходимости установления единых требований к ребенку в школе и в семье.
На основании изучения домашних условий всех детей класса можно выявить характерные для семей особенности быта и воспитания ребенка и в соответствии с этим выделить такие группы: благополучные семьи, внешне благополучные и явно неблагополучные семьи.
Благополучные семьи. Характерной особенностью такой семьи является единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи, внимание к его запросам, разумное удовлетворение его интересов, организация режима. С благополучными семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с новинками. Их волнуют вопросы о развитии способностей детей, о расширении круга их интеpecoв о том, что читать детям, как организовать их досуг. Конечно, личностный подход не может иметь застывших форм. Постоянно возникают новые задачи, их ставит сама жизнь, а это в свою очередь требует постоянного пополнения теоретических знаний и практического применения их в работе с каждой семьей, с каждым ребенком.
Число членов семьи, проблема единственного ребенка, «педагогика бабушек» не могут быть определяющим фактором правильного или же неправильного воспитания ребёнка в семье.
Бывают семьи, в которых наряду с общим положительным направлением семейного воспитания наблюдается выпадение одного или двух существенных звеньев.
Неблагополучные семьи. Показателями такого определения являются неустроенность быта, отсутствие строгого режима и единства требований к ребенку. Встречаются, и случаи явного пренебрежения к делу воспитания детей и даже отсутствия простого надзора за ними.
В семье Тани Л. отец грубо относился к девочке, применяя физические наказания. Родители пренебрегли советами воспитателей о вреде такого воздействия, а на Тане это отражалось крайне неблагоприятно. Она была очень не решительной, робкой, не имела собственных суждений.
У Коли П. дома была тяжелая обстановка в связи с повышенной нервозностью матери, которая а редких случаях спокойно разговаривала с домашними. На сына кричала, замахиваясь любым предметом. Безответный и уступчивый отец не мог повлиять на жену.
В семье Толи и Жени К. воспитанию детей уделялось недостаточно внимания. Родители часто ходили развлекаться, не заботясь о том, что дети остаются одни. Когда же родители бывали дома, то обычно занимались своими делами, детей прогоняли в другую комнату, «чтобы не надоедали». Такое отношение вредно отражалось на детях: они стали необщительны, молчаливы, отставали в общем, развитии.
К семьям, требующим особого внимания, относятся так называемые «неполные семьи, когда детей воспитывает одна мать, или, что встречается реже, один отец, в силу обстоятельств оставшийся с детьми без жены.
Остановимся, прежде всего, на тех случаях, когда воспитывает ребенка мать-одиночка.
Если мать старается правильно воспитать своего малыша, прислушивается к советам педагога, поддерживает его требования к ребенку, можно такую неполную семью отнести к вполне благополучным. В работе с такими матерями надо обратить внимание: на пополнение педагогических знаний, показать и разъяснить значение общения с ребенком для его общего развития, привлекать их к работе в родительском комитете. Надо поддерживать авторитет педагога, привлечь к, обмену опытом воспитания ребенка (например, в виде выступления на родительском собрании).
Есть такая категория матерей-одиночек, которые в ребенке видят единственную цель жизни, по-своему рьяно занимаются его воспитанием. Но, потакая всем его прихотям, они закрепляют у ребенка такие нежелательные проявления, как капризы, эгоизм, равнодушие к «любящей» матери; закладывается фундамент и для проявления лени. Ребенку нет отказа ни в чем, ему ничего не нужно делать самому, все прибрано, все подано. Остается только распоряжаться, требовать.
Да, работа педагога с семьями — труд нелегкий, но необходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характере ребенка, его дальнейшей судьбе. Поэтому, организуя работу с родителями, в первую очередь следует уделять внимание неблагополучным семьям, постараться помочь родителям в создании необходимых условий для правильного воспитания ребенка.
Информация о работе Пути реализации личностного подхода в воспитании