Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же некоторые авторы указывают на некоторые основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь ребенку, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми педагог сам всегда должен стремиться стать луче, совершеннее.
Введение 3
I Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода 5
II Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье 14
II.1 Благополучные семьи 17
II.2 Неблагополучные семьи 17
III Индивидуальный подход при формировании детского коллектива 20
III.1 Индивидуальный подход к детям на занятиях 23
III.2. Занятия по русскому языку 25
III.3. Занятия по математике 30
III.4. Занятия по изобразительной деятельности 36
Выводы 45
Литература 47
Как осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе общего занятия по математике? Как суметь каждому уделять необходимое внимание?
Большую помощь в данном случае окажет четкое планирование. Составляя план очередного занятия по развитию элементарных математических представлений, педагог должен обязательно учесть работу с отдельными детьми, принимая во внимание их индивидуальные проявления, которые он мог лично наблюдать.
Приступая к планированию занятия, педагог должен просмотреть и проанализировать записи об итогах предыдущего занятия по математике. В этих записях должно быть отражено, кто из детей и почему не проявлял активности, кто слабо усвоил новый материал, а кто хорошо, чем проявили себя отдельные дети, кому были сделаны замечания и по какому поводу. Опираясь на эти записи, педагог при планировании следующего занятия может заранее предусмотреть, кого нужно спросить при повторении пройденного материала, наметить последовательность вызова детей и обосновать мотивы вызова, наметить, кому следует, дать облегченные варианты задач, а кому потруднее, с кем позаниматься до занятия.
Конечно, в рамках одного занятия невозможно уделить достаточного внимания всем без исключения детям. Но планирование позволяет постепенно вести работу с каждым ребенком, продолжать ее и в других видах детской деятельности.
Наиболее ответственным и интересным моментом в занятиях, в которых в наибольшей степени раскрывается индивидуальные особенности каждого ребенка, является самостоятельное составление задач самими детьми. Здесь очень важен дифференцированный подход, помогающий выявлению и развитию способностей детей. Ни в коем случае, нельзя сдерживать или каким бы то ни было образом подавлять их активность, одновременно вовлекая в работу всех пассивных.
Приведём пример.
В классе было несколько мальчиков, которые очень увлекались математикой. Их явно не удовлетворял программный материал, и учитель составлял для них более трудные вопросы, подбирал примеры и задачи.
Особенно активным был Слава, он придумывал интересные задачи, поражая своей сообразительностью. Всем детям полезно было слушать его ответы, решать придуманные им задачи.
Но едва дети решали Славину задачу, как он, опять поднимал руку и предлагал новую. Учитель иногда тактично говорил ребенку, что он уже выступал и теперь пусть другие дети тоже придумают свои задачи, а его новую задачу все с удовольствием. выслушают и решат после занятия, на прогулке.
Такой приём индивидуальной работы со способными детьми побуждает их к дальнейшей активности и в то же время возбуждает интерес к математике у других детей, не выделяющихся способностями. Задачи, придуманные детьми, проявляющими повышенный интерес к математике, математические способности (а такие ребята есть в каждом классе), не только рекомендуется обсуждать со всеми, но и записывать наиболее оригинальные из них в специальную тетрадь.
Детям можно предложить иногда интересную задачу, и даже при всех записать ее в такую тетрадь, если нужно поощрить того, кто ее составил, укрепить интерес к математическим занятиям.
Приведем пример
Саша отставал в занятиях по математике, и учитель занимался с ним индивидуально. Наблюдая, как другие дети придумывают и решают задачи вне занятий, он однажды заявил, что тоже, придумал задачу. Конечно, все были рады выслушать ее. «Шел один милиционер…» начал мальчик, но дети засмеялись, и он смущенный умолк. Зная особенности Саши, учитель поддержал его, и тот продолжал: «Навстречу ему идут 3 милиционера, они пошли вместе». Сюжет этой задачи был навеян ближайшим окружением, так как недалеко от школы, находилась милиция, и дети часто встречали милиционеров. Задача всеми была одобрена, решена и записана. Саша был польщен таким вниманием и постепенно стал чувствовать себя более уверенно на занятиях, проявлять активность.
В I классе учителю приходится много усилий тратить на то, чтобы восполнить те пробелы в знаниях и умениях, которые должны быть усвоены детьми еще до школы. Учитывая важность формирования элементарных математических представлений для дальнейшего умственного развития детей, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все они принимали участие в занятиях, проявляли активность и инициативу. (см. приложение 2)
Для всестороннего развития детей большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. В процессе этих занятий они приучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предметов в пространстве. Дети овладевают практическими навыками пользования карандашом, кистью, красками, ножницами, что является хорошей подготовкой руки к письму.
Занятия по рисованию, лепке, аппликации развивают наблюдательность, воображение, инициативу, побуждают к практической деятельности, способствуют умственному развитию, воспитанию нравственных качеств, обогащению эстетических чувств. Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий совершенно необходимо использовать, индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
К сожалению педагоги не всегда проводят должную индивидуальную работу на занятиях рисованием. Чаще всего они замечают тех ребят, которые обращают на себя внимание способностями, или же тех; которым трудно даются рисование, лепка и другие виды изобразительной деятельности. Остальные дети обычно не удостаиваются их внимания. Это глубоко неверный подход. Педагог не должен забывать, что, изобразительная деятельность осваивается детьми по-разному. Одни приобретают навыки скорее, и работы их интереснее, другие не так свободно пользуются ими. Педагог должен активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки. Конкретные обучающие задачи необходимо сочетать с общими задачами развития.
Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний воспитателя: Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подборка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях, не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Стимулами воспитания и проявления активности; служат привлечение внимания ребят к основным признакам того предмета, который они должны изображать, активное его обследование. Следует всячески побуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять им действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые делаются с постоянной помощью воспитателя и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке, лепке, аппликации. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Реальным результатом занятий являются работы, отражающие индивидуальность каждого ребенка. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. По работам можно определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками, а кто чувствует себя беспомощным в этом отношении. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности, другие выбирают простой сюжет и самые простые средства изображения. Анализ рисунков помогает вышить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Встречаются также рисунки очень слабые и по замыслу, и по исполнению.
Есть дети, проявляющие стойкий интерес в выборе сюжета, темы рисования. Например, некоторых привлекает военная тематика, они любят рисовать пароходы и корабли, самолеты. Другим нравится изображать труд людей, сказочные сюжеты, растительный мир; третьи увлекаются декоративным рисованием и т. д.
Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по русскому языку, ознакомлению с окружающим и природой. Мастерство педагога заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное восприятие ребенком окружающего, всего нового вызывает потребность отразить это в своем творчестве на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
Указанные особенности занятий по изобразительной деятельности влияют и на методику осуществления индивидуального подхода к детям, начиная с момента подготовки к занятию.
Намечая занятие, педагог может организовать в связи с намеченной темой целенаправленное наблюдение детьми соответствующего явления природы или общественной жизни, обращая при этом их внимание на самое существенное, главное, что в дальнейшем найдет свое отражение в рисунках, лепке, аппликациях.
Таким образом, подготовительная к занятию по изобразительной деятельности работа способствует приобретению детьми определенного жизненного опыта, обогащению впечатлениями, пониманию окружающих общественных явлений и природы.
Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, педагог заранее должен продумать, на что следует обратить внимание того или иного ребенка. При этом полезно просмотреть записи в дневнике, а также рисунки детей, отметить в них то, что в дальнейшем следует развивать, и недостатки, которые должны быть устранены.
Приведем пример.
В руках педагога рисунок Вовы. Это спокойный, исполнительный мальчик, у него хорошие технические навыки рисования, но чувство цвета развито плохо. На его рисунках небо, вода и трава окрашены в грубые, резкие тона. Педагог намечает в плане предстоящей экскурсии обратить внимание Вовы на цвет неба, на нежный тон его голубизны в сочетании с белыми облачками, на то, какие они разные по форме, как, плывя по небу, они изменяют свои очертания. Подобная работа с Вовой проводилась уже, теперь нужно еще раз посмотреть вместе с ним на причудливые контуры облаков и нежную синеву неба, на яркие краски осенней листвы.
Рассматривая рисунки других детей, учитель видит, что такими же, как у Вовы, грубыми цветами раскрашены рисунки Оли и Пети. Алла, Коля, Нина и Павлик рисуют стволы деревьев слишком толстыми и непропорциональными. Ира изображает ветки березы только горизонтальными штрихами. Воспитатель откладывает некоторые рисунки, чтобы взять их с собой на экскурсию: пусть дети сопоставят их с натурой и сами найдут, в чем несоответствие.
А вот рисунок Сережи. Навыки в рисовании у него неплохие, и это помогает ему справиться с задуманным интересным сюжетным рисунком.
Перелистывая дневник, воспитатель вспоминает, как много внимания было уделено этому ребенку. Вот одна из дневниковых записей: «Сережа в рисунках по замыслу верен одному и тому же сюжету. Он любит рисовать самолеты, и серия его рисунков показательна в том отношении, что последующие рисунки выполнены еще лучше, еще аккуратнее. У него нет широких творческих замыслов. Он совершенно равнодушен к природе. Даже может сорвать ветку и тут же бросить ее, растоптать цветок. В ответ на мое замечание он удивленно смотрит на меня и говорит: «Чего же его жалеть вырастет другой». Я всегда старалась уделить ему внимание, возбудить у него интерес к разнообразию мира растений, животных и птиц.
В период пребывания на даче, зная пристрастие Сережи к самолетам, я привлекла его к наблюдению тех явлений, которые близки его интересам — к полету птиц и насекомых: «Сережа, посмотри, как летит стрекоза, какие у нее крылышки». Сережа тут же добавляет; «Летит, как вертолет». Я обращаю его внимание на окраску туловища и крыльев, этого своеобразного «вертолета», созданного природой. Да, действительно, все у стрекозы очень красивое. А мотыльки? Сколько разнообразия и прелести!..
Рассматривали с Сережей через лупу растения и насекомых. Не сразу у него появилось желание переключиться со своего излюбленного сюжета на другой. Но прогулки и экскурсии помогли мальчику дополнить свои рисунки интересными деталями из жизни, растений и животных, птиц и насекомых».
Рисунки детей по каждому занятию надо сохранять в большом конверте с указанием даты, темы занятия, программного содержания. Прежде чем положить рисунки в конверт; целесообразно вскоре после занятия тщательно проанализировать их: определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже, а кто совсем не справился. Такой анализ «по горячим следам» помогает наметить соответствующий индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.
Общие методические
установки в осуществлении
Если на занятиях по русскому языку и математике педагог наряду с проведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам, то на занятиях по изобразительной деятельности эти возможности значительно расширяются благодаря специфической форме их организации и методике проведения: педагог в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу или рисунок, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.
Информация о работе Пути реализации личностного подхода в воспитании