Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что внимание является очевидным фактом всей психической жизни и одной из важнейших проблем психологических исследований. Внимание, согласно весьма распространенной точке зрения, не имеет собственной функции и его назначение – обслуживать психическую деятельность, на каком бы уровне и в какой бы форме она ни протекала.
Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности старшего дошкольника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания детей занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях
1.1. Явление и определение внимания, виды внимания…………………..…...6
1.2. Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте…………….....10
1.3. Развитие внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях…………………………………………………………………………..16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и
формированию внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях
2.1. Диагностика сформированности внимания……………………………….22
2.2. Формирующий эксперимент по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях……….………………….35
2.3. Результаты проведения коррекционно-развивающей работы…………...40
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………….......55
Приложения……………………………………………………...………………58
Представим полученные данные в виде диаграммы (рис. 2.2)
Рис. 2.2.
Уровни распределения внимания на констатирующем
этапе исследования
Данные
о сформированности переключения внимания
детей, с помощью методики «Оценка
переключения внимания» на констатирующем
этапе эксперимента.
Испытуемые | Уровни сформированности переключения внимания | |||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | |
Дарья А. | + | |||
Юлия В. | + | |||
Алексей Р. | + | |||
Артур В. | + | |||
Лилия П. | + | |||
Сергей З. | + | |||
Лена К. | + | |||
Таня Л. | + | |||
Дима К. | + | |||
Анна Л. | + | |||
Фрида Б. | + | |||
Андрей Л. | + | |||
Катя М. | + | |||
Олег Д. | + | |||
Ирина С. | + | |||
Яков Н. | + | |||
Влад Б. | + | |||
Стас П. | + | |||
Вера С. | + | |||
Игорь Ф. | + | |||
Артем Ш. | + | |||
Кристина Л. | + | |||
Иван Г. | + | |||
Денис М. | + | |||
Алена Р. | + | |||
Павел П. | + | |||
Ирина К. | + | |||
Яна Л. | + | |||
Алина П. | + | |||
Сергей Ж. | + |
Изобразим результат графически (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Уровни переключения внимания на констатирующем этапе исследования
Данные
о сформированности объема внимания
детей, с помощью методики «Запомни
и расставь точки» на констатирующем этапе
эксперимента.
Испытуемые | Уровни сформированности объема внимания | |||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | |
Дарья А. | + | |||
Юлия В. | + | |||
Алексей Р. | + | |||
Артур В. | + | |||
Лилия П. | + | |||
Сергей З. | + | |||
Лена К. | + | |||
Таня Л. | + | |||
Дима К. | + | |||
Анна Л. | + | |||
Фрида Б. | + | |||
Андрей Л. | + | |||
Катя М. | + | |||
Олег Д. | + | |||
Ирина С. | + | |||
Яков Н. | + | |||
Влад Б. | + | |||
Стас П. | + | |||
Вера С. | + | |||
Игорь Ф. | + | |||
Артем Ш. | + | |||
Кристина Л. | + | |||
Иван Г. | + | |||
Денис М. | + | |||
Алена Р. | + | |||
Павел П. | + | |||
Ирина К. | + | |||
Яна Л. | + | |||
Алина П. | + | |||
Сергей Ж. | + |
Представим результаты, полученные при помощи данной методики в виде диаграммы (рис. 2.4).
Рис. 2.4.
Уровни сформированности объёма внимания
детей на констатирующем этапе исследования
По
результатам исследования внимания старших
дошкольников было выявлено, что дети
проявили низкий или очень уровень продуктивности
и устойчивости внимания, низкий уровень
и очень низкий уровень распределения
внимания, низкий или очень объем внимания
и низкий и очень низкий уровень переключения
внимания. На основании проведенной диагностики,
можно сделать вывод о низком уровне развития
внимания детей и необходимости коррекционно-развивающей
работы с ними.
2.2. Формирующий эксперимент по развития внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
Развивать внимание детей на занятиях физической культуры целесообразно с помощью игровой деятельности, поскольку игра способствует развитию не только всех физических качеств, но и психических, и, в частности, внимания, так как подвижные и спортивные игры параллельно с физическим развитием решают задачи и познавательного характера. Концентрация внимания старших дошкольников во время подвижных и спортивных игр также способствует активизации их внимания на подготовительных занятиях в школе и лучшему усвоению школьной программы. Была разработана специальная программа по развитию внимания на физкультурных занятиях (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Программа развития внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях
№ п/п | Название занятия | Цель | Используемые приемы |
1. | Вводное | сформировать внимательность детей друг другу | Упражнение с перестроением по дополнительной разметке, упражнение «Поменяйся местом», упражнение «Так и так» |
2. | Смотри внимательно | развитие зрительного внимания | Игра «Кочки», упражнение «Найди два одинаковых предмета», упражнение «Выкладывание узора», упражнение «Лабиринт» |
3. | Слушаем внимательно | развитие слухового внимания | Игра «Барьерный бег», игра «Четыре стихии», игра «Слушай хлопки», игра «Пожалуйста» |
4. | Ушки на макушке – внимательные ушки | развитие слухового внимания | Игра «Полоса препятствий», игра «Пожалуйста», игра «Скульпторы», игра «Слушай сигнал», |
5. | Внимательные движения | развитие моторно- |
Игра «Тоннель», игра «Кто летает?», игра «Съедобное – несъедобное», игра «Ухо-нос», игра «Запрещенное движение» |
6. | Внимание, внимание!!! | развитие произвольного внимания | Игра «День и ночь», игра «Зеваки», игра «Говори», игра «Слушай хлопки» |
7. | В гостях у мышки | развитие концентрации внимания | Игра «Разведчики», игра «Замри», игра «Счастливый путь» |
8. | Распределим внимание | развитие распределения внимания | Игра «Смотри за сигналом», игра «Найди мяч», игра «Платочек», игра «Броуновское движение», игра «Полет бабочки» |
9. | Наше внимание | закрепление развития свойств внимания | Игра «Поменяйся
местом», игра «Так и так», игра «Шишки-
желуди», игра «Вперед-назад»,
игра «Почта идет во все города»
|
10. | Заключительное | закрепление развития свойств внимания | Игра «Шишки, желуди, орехи», игра «Смена мест перебежками», игра «Флюгер», игра «Зеркало», игра «Эстафета», игра «Перестрелка» |
Полностью программа развития внимания детей старшего дошкольного возраста представлена в приложении 2.
Целесообразно создание цветной разметки спортивного зала ДОУ и развитие внимания учащихся на физкультурных занятиях.
Исходя из вышесказанного, основными задачами предлагаемой программы являются:
разработка дополнительной разметки спортивного зала.
разработка заданий и игр на развитие внимания с использованием дополнительной разметки.
создание старшим дошкольникам на физкультурных занятиях условий для развития внимания.
Разметка осуществлена следующим образом, для удобства детей старшего дошкольного возраста:
1. Беговая дорожка – различные виды бега, эстафетный бег с этапами в один круг (40 м), круговая эстафета.
2. Прямые пунктирные линии с нумерацией и чередующимися четырьмя цветами: белый, красный, голубой, зеленый – построения, деление на команды, группы и т.п. (по цветам). Подвижные игры на внимание.
3. Крайние поперечные – старты низкий, высокий, с опорой на одну руку, из различных исходных положений, игры: «Перестрелка», «Погоня», «Убегая – догони», «Кто быстрее», «Снайперы».
4. Поперечные с нумерацией – различные эстафеты, игры «Команда быстроногих», «Вызов номеров», «Метко в цель», челночный бег 3х10, 4х10, 5х10, 10х10. Упражнения и игры с предметами мячами, скакалками, обручами и т.п.
5. Поперечные центральные – эстафеты, игры: «День и ночь», «Вороны, воробьи», «Волк во рву», «Кто внимательней», «Догони».
6. Центральная продольная с нанесенным метражом – прыжки с места, различные многоскоки, метание набивных мячей, для ориентира в беговых заданиях и подвижных играх.
7. Продольные пунктирные с чередующимися четырьмя цветами – белый, красный, голубой, зеленый – передачи мячей в парах, перебежек, игры: «Прыгни, присядь», «Бег через барьеры», «Кочки», «Тоннель», «Морские волны», «Будь внимателен», «Полоса препятствий».
8. Места стартов для круговых эстафет, игр «Погоня», «Гонка за лидером», «Смена мест перебежками».
9. Снежинки в шахматном порядке – ОРУ, ритмика и т.п. (рис. 2.1).
Кроме того, все линии дополнительной разметки можно использовать и в различных сочетаниях, что позволяет проводить другие игры и выполнять различные задания.
Рис. 2.1. Разметка спортивного зала ДОУ
С
использованием дополнительной разметки
спортивного зала в течение трех месяцев
с детьми проводились разработанные мной
игры и задания на внимание (приложение
2). Каждое занятие включало 4 – 6 разнообразных
игр.
2.3. Результаты проведения коррекционно-развивающей работы
После трех месяцев работы с детьми по развитию внимания, было проведено контрольное обследование. Для повторного исследования внимания применялся тот же набор методик, что и при констатирующем этапе исследования, который предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы.
В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным методикам, относящимся к вниманию можно вывести общую оценку уровня развития внимания старшего дошкольника.
Данные
о сформированности продуктивности
и устойчивости внимания детей, с
помощью методики «Определение продуктивности
и устойчивости внимания» на контрольном
этапе эксперимента.
Испытуемые | Уровни сформированности продуктивности и устойчивости внимания | |||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | |
Дарья А. | + | |||
Юлия В. | + | |||
Алексей Р. | + | |||
Артур В. | + | |||
Лилия П. | + | |||
Сергей З. | + | |||
Лена К. | + | |||
Таня Л. | + | |||
Дима К. | + | |||
Анна Л. | + | |||
Фрида Б. | + | |||
Андрей Л. | + | |||
Катя М. | + | |||
Олег Д. | + | |||
Ирина С. | + | |||
Яков Н. | + | |||
Влад Б. | + | |||
Стас П. | + | |||
Вера С. | + | |||
Игорь Ф. | + | |||
Артем Ш. | + | |||
Кристина Л. | + | |||
Иван Г. | + | |||
Денис М. | + | |||
Алена Р. | + | |||
Павел П. | + | |||
Ирина К. | + | |||
Яна Л. | + | |||
Алина П. | + | |||
Сергей Ж. | + |
Информация о работе Развитие внимания детей на физкультурных занятиях