Развитие внимания детей на физкультурных занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внимание является очевидным фактом всей психической жизни и одной из важнейших проблем психологических исследований. Внимание, согласно весьма распространенной точке зрения, не имеет собственной функции и его назначение – обслуживать психическую деятельность, на каком бы уровне и в какой бы форме она ни протекала.

Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности старшего дошкольника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания детей занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

1.1. Явление и определение внимания, виды внимания…………………..…...6
1.2. Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте…………….....10
1.3. Развитие внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях…………………………………………………………………………..16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и

формированию внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

2.1. Диагностика сформированности внимания……………………………….22
2.2. Формирующий эксперимент по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях……….………………….35
2.3. Результаты проведения коррекционно-развивающей работы…………...40
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………….......55
Приложения……………………………………………………...………………58

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗ ЗАНЯТИЯХ.docx

— 353.39 Кб (Скачать)

       Таким образом, в старшем дошкольном возрасте постепенно формируется произвольное внимание. Решающим средством организации этого вида внимания, согласно представлениям большинства отечественных психологов, выступает речь. Запоминая словесные инструкции взрослых, интериоризируя их указания относительно того, на что следует обратить внимание, заранее ставя перед собой задачу, не упустить что-то важное, планируя свои действия и проговаривая их последовательность, а затем, контролируя соответствие ожидаемых результатов реальным, в деятельности и общении, ребенок овладевает произвольным вниманием.  

       1.3. Развитие внимания  старших дошкольников  на физкультурных  занятиях

       В результате двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность. 

       Однако, ориентируясь на исследования последних  лет, обнаружено, что двигательная активность детей резко падает. По одним данным на 50 %, а по другим – почти на 90 %. Ребенок «играющий» резко превращается в ребенка «сидячего» [1, с. 13].

       Время, отводимое в ДОУ для занятий физической культурой, не восполняют потребности в движении у детей, которые в старшем дошкольном возрасте посещают подготовительные к школе занятия, что, в свою очередь, отрицательно сказывается как на их органической жизни, так и на протекании психических процессов.

       Имеются данные о том, что систематически высокая двигательная активность в  режиме дня старшего дошкольника, непосредственно повышая функциональную деятельность мышечного аппарата, положительно сказывается на их психической сфере, что научно подтверждает эффективность направленного воздействия через двигательную систему на центральный нервный аппарат и его умственные функции. Вместе с тем, оптимальное использование двигательной активности, содействует росту уровня умственной работоспособности [8, с. 27].

       Большой ошибкой будет считать, что тело и ум – отдельные, обособленные сущности. Правда, напротив, состоит в том, что отдельные сферы развития ребенка – физическая, социальная, эмоциональная и интеллектуальная – не развиваются обособленно друг от друга. Развитие чего-то одного оказывает влияние на все сферы в комплексе.

       Исследования  показывают, что движение – наиболее предпочитаемая детьми форма обучения. Например, такие пространственные понятия как высоко-низко, далеко-близко, лево-право и т.д. дети лучше усваивают, совершая соответствующие действия: высоко подпрыгнуть, низко наклониться; далеко бросить мячик и т.д.

       Современные модели обучения и воспитания не обеспечивают целостного, интегративного воздействия  на личность с целью ее гармоничного развития. Физическое и интеллектуальное развитие детей осуществляется локально, не сопрягаясь в достаточной степени между собой при воздействии на психоэмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы детей.

       Актуальной  задачей физического воспитания является поиск эффективных средств  для формирования способности действовать  внимательно на физкультурных занятиях. Следует отметить, что физкультурные занятия являются основной формой обучения физическим упражнениям, поэтому именно педагог определяет содержание двигательной деятельности, он выбирает формы организации выполнения заданий, методы и приемы, обеспечивающие овладение двигательными действиями.

       Однако  выполняемые действия на физкультурных  занятиях направлены не только на укрепление здоровья, развитие систем дыхания  и мышечной, но и создают базу для успешного решения двигательных задач, возникающих в повседневной жизни. Обеспечение переноса выполнения физических упражнений из специально созданных условий под контролем  взрослого в целесообразные действия игровой обстановки и повседневной жизни связано с формированием  внимания уже на физкультурных занятиях. В научной и исторической литературе рассматривается деятельность педагога на физкультурных занятиях, направленная на успешное овладение детьми предлагаемых физических упражнений, и не находит освещения вопрос о путях развития внимательности у дошкольников для обеспечения целесообразности действий в жизненных и игровых условиях.

       От  того, насколько сформирован в  сознании образ внимания, зависит не только развитие физических способностей, но и то, насколько ребенок в будущем ребенок сможет разобраться в самом себе, реализовать свои возможности, использовать полученные знания в новых ситуациях.

       Развитие  внимания должно сопровождаться воздействием на эмоциональную сферу, обеспечивать полноценное восприятие предлагаемых воспитателем упражнений. Самостоятельность во многом зависит от заинтересованности ребенка в выполнении тех или иных упражнений, игр.

       Физические  упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими  в умственном развитии детей 5-7 лет (внимание и т.д.) [31, с. 40].

       Суть  данных упражнений заключается в  сочетании двух элементов: двигательного  действия и упражнения, направленного  на развитие внимания ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).

       За  основу необходимо взять упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер и т.д.), прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.

       Например, ходьба и бег, превращается в игру «Слушай-действуй!», во время которой дети должны были выполнять действия, соответствующие отрывку из музыкального произведения: под польку - подскоки; под вальс - кружение и т.д., что способствовало не только решению специфических задач подготовительной части, но и развитию внимания.

       На  физкультурных занятиях следует использовать все типы внимания старшего дошкольника. Если на занятии преобладает произвольное внимание детей, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести старших дошкольников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход физкультурного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.

       Так, при разучивания физического  упражнения, когда дети осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же старшие дошкольники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности воспитатель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание старших до школьников.

       Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием  различны у школьников разного возраста.

       В старшем дошкольном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому старшие дошкольники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 6 —7 могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 —15 минут. Старшие дошкольники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 — 8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, старшие дошкольники с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к физкультурным занятиям.

       Следовательно, только умелое чередование активизации  произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий  уровень продуктивности занятий  физической культурой.

       Таким образом, воспитатель ДОУ работающий со старшими дошкольниками, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого физического упражнения, давать детям минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их, больше времени уделять играм, поскольку подвижные игры приносят удовольствие и пользу в формировании внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.     Опытно-экспериментальная работа по исследованию и

       формированию внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях 

       2.1. Диагностика сформированности внимания

       Эксперимент проводился в несколько этапов:

       1 этап – констатирующий. На данном  этапе предполагается выявить  уровни сформированности внимания  у группы старших дошкольников.

       2 этап – формирующий. Данный  этап будет направлен на разработку  и апробацию методов развития  внимания дошкольников на физкультурных  занятиях.

       3 этап – контрольный. Данный  этап будет включать в себя  анализ экспериментальных данных  и изучение эффективности предложенных  методик.

       Цель  констатирующего эксперимента –  изучить состояние сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста.

       Гипотеза исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если: применять дополнительную разметку спортивного зала, применять специальные задания и игры на внимание.

       Эксперимент проводился в ДОУ района. В нем приняли участие 30 детей, воспитанников подготовительной группы и 2 педагога-воспитателя.

       В предлагаемый комплекс методик вошли  в основном такие, при помощи которых  оцениваются хотя и индивидуально  устойчивые, но вместе с тем и  компенсируемые свойства внимания детей. Под устойчивостью внимания понимается его способность сохраняться  на одном и том же, достаточно высоком уровне в течение длительного  периода времени. Распределение  внимания понимается как такая его  характеристика, которая позволяет  одновременно держать в сфере  внимания много разных объектов и  воспринимать их с примерно одинаковым вниманием. Та же характеристика внимания относится к способности удерживать в сфере внимания большое пространство или значительную часть площади некоторого объекта. Переключение внимания рассматривается как такое его свойство, которое позволяет человеку переключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредоточиваться на втором. Здесь учитываются скорость такого переключения, а также время, необходимое для концентрации внимания на новом объекте. Объем внимания — это количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека. Для диагностики внимания применяется ряд специфических методик (таблица 2.1).

Информация о работе Развитие внимания детей на физкультурных занятиях