Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что внимание является очевидным фактом всей психической жизни и одной из важнейших проблем психологических исследований. Внимание, согласно весьма распространенной точке зрения, не имеет собственной функции и его назначение – обслуживать психическую деятельность, на каком бы уровне и в какой бы форме она ни протекала.
Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности старшего дошкольника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания детей занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях
1.1. Явление и определение внимания, виды внимания…………………..…...6
1.2. Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте…………….....10
1.3. Развитие внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях…………………………………………………………………………..16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и
формированию внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях
2.1. Диагностика сформированности внимания……………………………….22
2.2. Формирующий эксперимент по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях……….………………….35
2.3. Результаты проведения коррекционно-развивающей работы…………...40
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………….......55
Приложения……………………………………………………...………………58
Диагностическая программа по выявлению особенностей внимания старших дошкольников
№ п/п | Название методики | Цели методики | Исследуемый критерий |
1 | Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания» | Выявление индивидуальных особенностей внимания | Продуктивность внимания, устойчивость внимания |
2 | Методика «Оценка распределения внимания» | Выявление индивидуальной особенности внимания | Распределение внимания |
3 | Методика «Оценка переключения внимания» | Выявление уровня развития переключения произвольного внимания ребенка | Процесс переключения внимания |
4 | Методика «Запомни и расставь точки» | Оценка объем внимания ребенка | Объём внимания |
Методика 1. «Определение продуктивности и устойчивости внимания»
Ребенку
предлагается бланк с кольцами Ландольта
в сопровождении следующей
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».
Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При
обработке результатов
Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:
S = 0,5N – 2,8 n
60
где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N
— количество колец,
n — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
По
полученным результатам строится график
работы ребенка над заданием. Его интерпретация
производится так же, как и для детей дошкольного
возраста.
Методика 2. «Оценка распределения внимания»
Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.
Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.
Если
говорить строго, то эти данные указывают
не только на распределение внимания
в чистом виде, но также на его
продуктивность и устойчивость. Разделить
и независимо друг от друга оценить
эти свойства внимания не представляется
возможным.
Методика 3. «Оценка переключения внимания»
Здесь предлагается такой же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущих случаях, но в сопровождении несколько иной инструкции:
«В течение первой минуты вы должны будете находить, и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты — кольца другого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».
Обработка,
представление и интерпретация
результатов те же самые, что и
в других предыдущих методиках, причем
к данной методике в равной степени
относится замечание, касающееся предыдущей
методики.
Методика 4. «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал (приложение 1). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом
внимания ребенка считается максимальное
число точек, которое ребенок
смог правильно воспроизвести на
любой из карточек (выбирается та из
карточек, на которой было воспроизведено
безошибочно самое большое
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5
баллов — ребенок правильно
воспроизвел от 2 до 3 точек. 0-3 балла
— ребенок смог правильно
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий,
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Данные
о сформированности продуктивности
и устойчивости внимания детей, с
помощью методики «Определение продуктивности
и устойчивости внимания» на констатирующем
этапе эксперимента.
Испытуемые | Уровни сформированности продуктивности и устойчивости внимания | |||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | |
Дарья А. | + | |||
Юлия В. | + | |||
Алексей Р. | + | |||
Артур В. | + | |||
Лилия П. | + | |||
Сергей З. | + | |||
Лена К. | + | |||
Таня Л. | + | |||
Дима К. | + | |||
Анна Л. | + | |||
Фрида Б. | + | |||
Андрей Л. | + | |||
Катя М. | + | |||
Олег Д. | + | |||
Ирина С. | + | |||
Яков Н. | + | |||
Влад Б. | + | |||
Стас П. | + | |||
Вера С. | + | |||
Игорь Ф. | + | |||
Артем Ш. | + | |||
Кристина Л. | + | |||
Иван Г. | + | |||
Денис М. | + | |||
Алена Р. | + | |||
Павел П. | + | |||
Ирина К. | + | |||
Яна Л. | + | |||
Алина П. | + | |||
Сергей Ж. | + |
Представим результаты графически (рис. 2.1).
Рис. 2.1.
Уровни продуктивности и устойчивости
внимания на констатирующем этапе исследования
Данные о сформированности распределения внимания детей, с помощью методики «Оценка распределения внимания» на констатирующем этапе эксперимента.
Испытуемые | Уровни сформированности распределения внимания | |||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | |
Дарья А. | + | |||
Юлия В. | + | |||
Алексей Р. | + | |||
Артур В. | + | |||
Лилия П. | + | |||
Сергей З. | + | |||
Лена К. | + | |||
Таня Л. | + | |||
Дима К. | + | |||
Анна Л. | + | |||
Фрида Б. | + | |||
Андрей Л. | + | |||
Катя М. | + | |||
Олег Д. | + | |||
Ирина С. | + | |||
Яков Н. | + | |||
Влад Б. | + | |||
Стас П. | + | |||
Вера С. | + | |||
Игорь Ф. | + | |||
Артем Ш. | + | |||
Кристина Л. | + | |||
Иван Г. | + | |||
Денис М. | + | |||
Алена Р. | + | |||
Павел П. | + | |||
Ирина К. | + | |||
Яна Л. | + | |||
Алина П. | + | |||
Сергей Ж. | + |
Информация о работе Развитие внимания детей на физкультурных занятиях