Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о
фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6
Определение понятий: природа, системные знания,
модель, экосистема………………………………………………………………..6
Особенности знаний детей дошкольного возраста о
животном мире…………………………………………………………………..11
Системные знания детей дошкольного возраста о животном
мире……………………………………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………….31
Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32
Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента………...32
Анализ полученных результатов………………………………..38
Выводы……………………………………………………………45
Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………...46
Заключение……………………………………………………………….48
Список литературы………………………………..…….........................51
Приложение
5. Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок – активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды.
6.
Нами было проведено
- допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам;
-
специфические и общие
- особенности роста и развития животных;
-
этическое отношение к
- знания о Красной книге.
7. Нами разработана система развивающих занятий с целью коррекции отношений ребенка с социальным окружением. Она призвана снять ряд трудностей в общении у детей, привить навыки для хорошего общения, дать возможность добиться улучшения межличностных взаимоотношений между детьми.
8.
Разработанный нами комплекс мероприятий
по повышению уровня экологической воспитанности
старших дошкольников на занятиях и в
повседневной жизни показал свою эффективность:
уровень экологических знаний и экологически
правильного отношения к миру природы
дошкольников экспериментальной оказался
выше, чем до эксперимента. В целом задачи,
поставленные в работе, были выполнены.
Список
литературы
Приложение
1
Анкета
«Экологическое воспитание
детей»
Приложение
2
Протокол
диагностического обследования
детей старшего дошкольного
возраста
№ п\п | № задания | Общий балл | Уровень | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||
Экспериментальная группа | ||||||||||||
1 | Кирилл | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 14 | Н |
2 | Никита | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 14 | Н |
3 | Лиза Е. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 18 | С |
4 | Катя Б. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 17 | С |
5 | Саша А. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 18 | С |
6 | Арина С. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 17 | С |
7 | Илья Г. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 17 | С |
8 | Матвей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | Н |
9 | Аня Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 19 | С |
10 | Диана Ф. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 12 | Н |
Контрольная группа | ||||||||||||
1 | Алена З. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | В |
2 | Юра З. | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 22 | В |
3 | Катя Б. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 21 | С |
4 | Тимур А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 20 | С |
5 | Лиза Б. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 23 | В |
6 | Аня С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 19 | С |
7 | Данил И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 25 | В |
8 | Катя Б. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 21 | С |
9 | Аня Н. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 24 | В |
10 | Дима | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 22 | В |
Приложение 3
Перспективный
план работы по систематизации
знаний детей старшего
дошкольного возраста
о животном мире родного
края
Основные направления | Мероприятия | Сроки |
Ознакомление с природным окружением. |
|
в течение года на прогулках в течение года сентябрь |
Познавательно – творческая деятельность. |
1.
Работа с детьми. Работа вне занятий. Наблюдение за явлениями природы Традиции «А знаете ли вы?» Просмотр фильма «Животный мир Байкала». Дидактические игры Труд в природе (ухаживаем за животными уголка природы, уборка территории участка, участие в субботнике). Экологическо-познавательные занятия и беседы.
Продуктивные занятия:
(красками)
|
постоянно сентябрь постоянно на прогулках. октябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь январь. январь февраль февраль март апрель май сентябрь октябрь ноябрь январь апрель |
|
2.
Работа с родителями.
3.
Работа с педагогами.
|
ноябрь сентябрь в течение года. ноябрь февраль апрель |
|
|
сентябрь октябрь ноябрь март апрель |
Приложение
4
Примерные
дидактические игры
по экологическому воспитанию
Игра «Живое — неживое»
Цель:
систематизировать
Материал: карточки с изображением объектов живой природы (мира растений и животных) и предметов неживой природы.
Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор.
Игра «Зоологическое лото»
Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.
Материал: игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый), карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).
Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта — рыбы, зеленая — птицы, коричневая — земноводные, красная — насекомые, желтая — звери).
Игра «Животные и растения родного края»
Цель:
обобщать и систематизировать
Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.
Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.
Игра «Разложи карточки»
Цель:
обобщать и систематизировать
Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.
Игровая
задача: выбери карточку, на которой
изображено любое время года и
соответствующие модели с изображением
специфичных для него изменений
в мире природы.