Развитие системных знаний о фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.

3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о

фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6

Определение понятий: природа, системные знания,
модель, экосистема………………………………………………………………..6

Особенности знаний детей дошкольного возраста о
животном мире…………………………………………………………………..11

Системные знания детей дошкольного возраста о животном
мире……………………………………………………………………………….22

Выводы…………………………………………………………….31
Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32

Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента………...32
Анализ полученных результатов………………………………..38
Выводы……………………………………………………………45
Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего

дошкольного возраста…………………………………………………...46

Заключение……………………………………………………………….48

Список литературы………………………………..…….........................51

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая Галимова.docx

— 144.28 Кб (Скачать)

    5. Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок – активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды.

    6. Нами было проведено исследование  и выявлены дети с низким  уровнем развития системных знаний  о животном мире. У них не  сформированы следующие знания:

    - допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам;

    - специфические и общие потребности  животных разных классов;

    - особенности роста и развития  животных;

    - этическое отношение к животным;

    - знания о Красной книге.

    7. Нами разработана система развивающих занятий с целью коррекции отношений ребенка с социальным окружением. Она призвана снять ряд трудностей в общении у детей, привить навыки для хорошего общения, дать возможность добиться улучшения межличностных взаимоотношений между детьми.

    8. Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем до эксперимента. В целом задачи, поставленные в работе, были выполнены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    
  1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». «Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». М., 1997 г.
  2. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». - М.: Просвещение, 1988 г.
  3. Выготский Л.С.  Детская психология.   М., 2006.
  4. Дерябо С.Д.Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
  5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.140-145.
  6. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». - М.: Просвещение, 1988 г.
  7. Кон И.С.Ребенок и общество. М., 1988.
  8. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
  9. Мишарина Л.А., Горбунова В.А Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2004
  10. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», в 2-х частях -  Минск: «Аскар», 1996 г.
  11. «Мы», программа экологического образования детей. СПб: «Детство - Пресс», 2001 г.
  12. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г.
  13. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995г.
  14. Попова Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы культурно-экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. -1998 г. Педагогика - 2002 г. , № 7.
  15. Рыжова Н.А. «Не просто сказки». – М.: Линка-ПРЕСС,  2002 г.
  16. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Волшебница вода». М., 1997 г.
  17. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и Природа», М., 1996 г.
  18. Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
  19. Станция юных натуралистов «Экологические проблемы глобального и регионального уровней» Орск - 2001 г.
  20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006  
  21. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
  22. Ашиков В. «Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников» // «Дошкольное воспитание», 1998 г. № 2 с. 34.
  23. Абраменкова В.В.Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 3-16.
  24. Бауэр В.Э.Влияние чувственного опыта на эффективность развития детей // Школа. 2000. № 6. С.25-27.
  25. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками»//Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7 с. 18.
  26. Кудрявцев В.Т., Алиева Т.А.Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. № 4. С.64-68.
  27. Осорина М.В.Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999.
  28. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», // Дошкольное воспитание, 1998 г. № 2, с. 13.
  29. Николаева С.Н. «Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования  и воспитания детей» М// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7, с.52.
  30. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» // Дошкольное воспитание, 2002 г. № 10, с. 40.
  31. Рыжова Н.А. «О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации»// Дошкольное воспитание, 2001 г. № 6 с. 18.
  32. Рыжова Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ» // Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9 с. 40.
  33. Программа экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского санатория или лагеря Корзун А.В., Кишко С.В. Л.А. Спруть Т.К. Сончик Е.И. интернет – ресурс
  34. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Егорова О.П., методист ООИПКРО
  35. Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь.: ПГПИ. 1990. – с. 75-87.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1 

    Анкета «Экологическое воспитание детей» 

    
  1. Ф.И.О.
  2. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
  3. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?
  4. Ощущаете ли вы по ребенку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т.д.).
  5. Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?
  6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется? (беседа с ребенком о природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, охраняете природу).
  7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
  8. Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу?
  9. Ваши предложения, пожелания. [ Экологическое воспитание  
    детей дошкольного возраста
    Егорова О.П., методист ООИПКРО 
    Дата: 19.09.03
 
 
 

 Приложение 2 

 Протокол  диагностического обследования детей старшего дошкольного  возраста 

№ п\п № задания Общий балл Уровень
   
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
Экспериментальная группа
1 Кирилл  2 1 1 1 1 1 2 3 2 14 Н
2 Никита 2 1 1 2 1 1 1 3 2 14 Н
3 Лиза Е. 3 2 2 2 2 2 2 3 2 18 С
4 Катя Б. 2 2 1 2 2 1 2 3 2 17 С
5 Саша А. 1 2 2 2 2 2 2 3 2 18 С
6 Арина С. 1 2 2 2 2 1 2 3 2 17 С
7 Илья Г. 2 1 2 2 1 2 2 3 2 17 С
8 Матвей 1 1 1 1 1 1 1 1 2 11 Н
9 Аня Б. 2 2 2 2 2 2 2 3 2 19 С
10 Диана Ф. 1 1 1 1 1 1 1 3 2 12 Н
Контрольная группа                      
1 Алена З. 3 2 2 2 3 3 3 3 3 24 В
2 Юра З. 3 2 3 3 2 2 2 3 2 22 В
3 Катя Б. 3 2 2 2 2 2 2 3 2 21 С
4 Тимур А. 2 2 2 2 3 2 2 3 2 20 С
5 Лиза Б. 3 2 3 3 3 2 2 3 2 23 В
6 Аня С. 2 2 2 2 2 2 2 3 2 19 С
7 Данил И. 3 3 3 3 3 2 2 3 3 25 В
8 Катя Б. 3 2 2 3 2 2 2 3 2 21 С
9 Аня Н. 3 3 3 3 2 2 2 3 2 24 В
10 Дима  2 3 2 3 2 3 2 3 2 22 В
 
 
 
 
 
 

 Приложение 3

 Перспективный план работы по систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста о животном мире родного  края 

Основные направления Мероприятия Сроки
 
 
Ознакомление  с природным окружением.
  • создание развивающей среды: организация образовательного пространства (подбор открыток, фотографий, иллюстраций птиц, животных);
  • подбор информации, загадок, стихотворений, поговорок, песен о птицах и животных;
  • изготовление масок и эмблем для проведения разных видов игр.
  • наблюдение за птицами на территории детского сада.
  • экскурсии в лес.
  • чтение  природоведческой литературы.
  • создание полочки  «Умных книг» (книги о природе, иллюстрации животных).
  • подбор дидактических игр о животных.
 
 
в течение года 
 
 
 
 

на прогулках 

в течение года

сентябрь

 
 
Познавательно – творческая деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Работа  с детьми. 

  Работа вне занятий. 

Наблюдение за явлениями природы

Традиции «А знаете ли вы?» 

Просмотр фильма «Животный мир Байкала».

Дидактические игры

Труд в природе (ухаживаем за животными уголка природы, уборка территории участка, участие в субботнике).

Экологическо-познавательные занятия и беседы.

  • Познавательная игра – занятие «Птицы нашего края»;
  • Беседы  «Как можно спасти птиц зимой»;
  • Занятие «Кто как зимует»
  • Чтение  «Беличья память» М. Пришвин
  • Игра – путешествие «Чьи следы в лесу»
  • Составление описательных рассказов о животных.
  • Занятие «Наши лесные друзья»
  • Экскурсия в Музей Природы
  • Занятие «Кто главный в лесу»
  • Беседа «Лес это дом для многих жильцов»
  • Чтение «Медведь» М. Пришвин
  • Занятие- рассуждение «Что значит охранять лес».

  Продуктивные занятия: 

  • Рисование: «Хозяин тайги»,     

    (красками)

  • Аппликация: «Перелетные птицы» (обрыванием).
  • Лепка сюжетная «Теремок».
  • Оригами: «Дикие животные».
  • Где спит рыбка (тестопластика)
 
 
 
постоянно 

сентябрь 

постоянно

на прогулках.  
 

октябрь 

ноябрь 

ноябрь

декабрь

декабрь

январь. 

январь

февраль

февраль

март  

апрель

май 
 
 

сентябрь  

октябрь  

ноябрь 

январь

апрель

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Работа с родителями.
  • Консультация «Животные Красной книги».
  • Памятка для родителей «Почему нельзя жечь листву и траву».
  • Проект с родителями «У медведя во бору» 

3. Работа с педагогами.  

  
  • Презентация проекта ««Птицы нашего края»
  • Викторина «Животные озера Байкал»
  • Кроссворд «Животные Красной книги»
 
ноябрь 

сентябрь 

в течение года.  
 

ноябрь 

февраль

апрель

 
   
 
  • Создание  групповой Красной книги «Животные озера Байкал».
  • Экологические  акции «Помоги птицам зимой».
  • Конкурс для родителей (рисунки, сказки, рассказы, стихи о животных)
  • Коллективное составление альбома – книги «Наше любимое животное» 
(стихи, загадки,  пословицы).
  • Вернисаж рисунков «Птицы – какие они?»
 
сентябрь  

октябрь 

ноябрь  

март 
 

апрель 

Приложение  4 

    Примерные дидактические игры по экологическому воспитанию 

    Игра  «Живое — неживое»

    Цель: систематизировать представления  детей о живом организме, формировать  обобщенное представление о «живом».

    Материал: карточки с изображением объектов живой  природы (мира растений и животных) и предметов неживой природы.

    Игровая задача: отобрать те карточки, на которых  изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор.

    Игра  «Зоологическое лото»

    Цель: обобщать представления детей о  различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.

    Материал: игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый), карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов  животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).

    Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие  их среде обитания цветовые карты (синяя  карта — рыбы, зеленая — птицы, коричневая — земноводные, красная  — насекомые, желтая — звери).

    Игра  «Животные и растения родного края»

    Цель: обобщать и систематизировать представления  детей о животных и растениях  родного края.

    Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.

    Игровая задача: отобрать те карточки, на которых  изображены животные родного края, назвать их.

    Игра  «Разложи карточки»

    Цель: обобщать и систематизировать представления  детей о сезонных явлениях в неживой  природе и их влиянии на мир  растений и животных.

    Материал: четыре карты, отражающие четыре времени  года, карточки-модели, отражающие характерные  признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.

    Игровая задача: выбери карточку, на которой  изображено любое время года и  соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений  в мире природы. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие системных знаний о фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста