Развитие системных знаний о фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.

3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о

фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6

Определение понятий: природа, системные знания,
модель, экосистема………………………………………………………………..6

Особенности знаний детей дошкольного возраста о
животном мире…………………………………………………………………..11

Системные знания детей дошкольного возраста о животном
мире……………………………………………………………………………….22

Выводы…………………………………………………………….31
Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32

Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента………...32
Анализ полученных результатов………………………………..38
Выводы……………………………………………………………45
Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего

дошкольного возраста…………………………………………………...46

Заключение……………………………………………………………….48

Список литературы………………………………..…….........................51

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая Галимова.docx

— 144.28 Кб (Скачать)

    Исследование  проводилось с октября по декабрь 2010 г. в МДОУ «Д/С КВ №6» города Усолье – Сибирское Иркутской области. В проведенном исследовании принимали участие дети 6-7 лет (20 человек).

     В ходе исследования мы использовали анкету для родителей «Экологическое воспитание детей». (Приложение 1)

     Детям было предложено выполнить следующие  задания.

     Задание 1.

     Цель: выявить представления детей  о приспособлении животных к окружающей среде в сообществе (луг, лес, водоем); умение классифицировать животных по родовидовым признакам с использованием картинок, моделей.

     Ребенку предлагают картинки-схемы с условными  обозначениями разных сред обитания: почва, вода, воздух и силуэты животных (рыб, птиц, зверей, насекомых, земноводных). «Посели животных в разную среду  обитания, чтобы им хорошо жилось. Почему ты поселил этих животных в воздушную, воздушно-наземную, водную среду обитания?»

     Задание 2.

     Цель: определить уровень знаний о среде  обитания животных, птиц, рыб, зверей, приспособление их к среде.

     Ребенку предлагают ответить на вопросы:

  1. Где живут рыбы? Могут ли рыбы жить без воды? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
  2. Как птицы передвигаются в воздухе?
  3. Почему улетают на зиму скворцы. Ласточки, но остаются скворцы, дятлы?
  4. Почему зимой нет насекомых?
  5. Почему медведь зимой спит, а заяц и белка нет?

    Предложить  с помощью моделей определить среду обитания животных, подобрать  модели частей тела животных.

  1. Что общего у зверей, птиц, рыб, насекомых?
  2. Чем отличаются звери, птицы, рыбы, насекомые?

    Задание 3.

    Цель: выявить представления детей  о способах передвижения, питания  и защиты животных.

    Детям предлагают рассмотреть картинки животных: бабочки, пчелы, ящерицы, зайца.

  1. Как питается бабочка (божья коровка)?
  2. Зачем оса (шмель, пчела) садиться на цветок?
  3. Как заяц, ящерица спасаются от врагов?
  4. Зачем птицам ноги, хвост, крылья?
  5. Зачем волку, лисе когти, зубы, хвост?
  6. Зачем рыбам: щуке, карасю хвост, плавники, жабры?

    Задание 4.

    Цель: выявить представления детей  о живой и неживой природе.

    Детям предлагают рассмотреть картинки с  изображениями объектов живой природы: животные, растения, человек и объекты  неживой природы: песок, солнце, дождь; предметы созданные человеком: стол, самолет, дом. Выбрать картинки с изображением живого и обосновать свой выбор.

    Задание 5.

    Цель: выявить представления детей  о взаимосвязи животного и  растительного мира в сообществе.

    Детям предлагают ответить на вопросы:

  1. Нужны ли животным растения и почему?
  2. Какое значение имеют животные для растений?
  3. Что случиться с птицами: ласточками, дятлами, кукушками, если исчезнут все насекомые?

    Задание 6.

    Цель: выяснить представления детей об исчезающих животных Прибайкалья. Отобрать картинки знакомых животных, занести  их в групповую Красную книгу.

  1. Знаешь ли ты о Красной книге?
  2. Зачем нужна Красная книга?
  3. Каких животных Прибайкалья можно занести в Красную книгу?
  4. Почему этих животных надо охранять?
  5. Зачем нужны заповедники?
  6. Зачем нужен егерь в лесу?

    Задание 7.

    Цель: выявить представления детей  о размножении знакомых животных, умение определять последовательность развития с помощью модели. Ребенку  предлагаются картинки (модели) разных животных. Разложить картинки (модели) знакомых животных в последовательности их развития (круг жизни рыб, лягушки, утки, голубя).

    Задание 8.

    Цель: выяснить гуманное отношение к животным ребенка в ситуации выбора с помощью  картинок; характер отношения к животным в естественных условиях.

  1. Как поступил/а мальчик (девочка)? Почему?
  2. Как бы ты поступил на его месте?
  3. Какие добрые дела ты делал для животных?
  4. Как себя чувствует животное в «живом уголке»?
  5. Как ты узнал. Что ему нужна помощь?
  6. Хотел ли ты помочь животному?
  7. Как помочь животному?
  8. Почему ты хотел ему помочь?

    Задание 9.

    Цель: выявить представления детей  о взаимодействии человека и животных.

  1. Какую пользу приносят животные человеку?
  2. Могут ли животные леса, луга, водоема обойтись без человека?
  3. Может ли человек обойтись без животных луга, водоема, леса?

    Анализ  результатов осуществляется по критериям:

    - объем усвоенных знаний (количественный  показатель);

    - системность (проникновение в  сущность природных явлений);

    - глубина (конкретность, обобщенность);

    - особенность набора познавательных  умений в соответствии с возрастом,  самостоятельность в использовании  умений;

    - отношение (гуманное, познавательное, эстетическое);

    - активность, устойчивость отношений.

    Каждое  задание оценивается в баллах.

  1. балл – ребенок затрудняется ответить на вопрос, дает неполный ответ;

    2 балла – имеет некоторые представления  о заданном вопросе, отвечает  на него с помощью воспитателя;

    3 балла – дает полный, точный ответ. Умеет обобщить и пояснить свой ответ.

    Предполагается  три уровня системных знаний о животных:

    Низкий  уровень (9 – 14 баллов) – представления  о животном мире поверхностны, часто неадекватны. Отвечают неуверенно, подолгу задумываются. С помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы. Дети путают живые и неживые объекты природы. Узнают и называют 1-2 животных (представителей разных классов). Вычленяют и называют некоторые органы знакомых животных, их функции. Нет умений классифицировать животных по родовидовым основаниям. Не осознают связи морфофункционального приспособления животных к среде обитания. Эмоционально – положительная направленность на животных ситуативна. Негативное отношение к внешне непривлекательным животным.

    Средний  уровень (15 – 21 балл) – дети знают 3-4 представителей животных разных классов, сообществ луга, леса, водоема, некоторые  приспособительные функции к  среде обитания, знают существенные признаки живого организма (в основном движение, питание). Знают место обитания домашних и диких животных. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя. Эпизодически применяют знакомые способы ухода за животными в «живом уголке», на участке ДОУ. Замечают негативное отношение человека к природе.

    Высокий уровень (22 – 27 баллов) – более широкий  круг знаний о животных разных классов, сообществ. Называют существенные признаки живых объектов в отличие от неживых. Знают основные потребности животных разных сред обитания, классифицируют животных по существенным родовидовым признакам. Положительно-устойчивое отношение детей к животному миру. По собственной инициативе общаются с животными. Определяют сигнальные признаки неблагополучного состояния или попавшего в беду животного, охотно ухаживает или оказывает посильную помощь. Бережное отношение к живым существам с мотивацией понимания ценности жизни в природе. Появление устойчивого эмоционального интереса к жизни и поведению животных в природе. Гуманная позиция ребенка к окружающей родной природ, доступные природоохранительные акции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  полученных результатов
 

    На  основании проведенного исследования получены данные об уровне усвоения детьми программных системных знаний о животном мире. Ответы заносились в протокол (Приложение 2).

    Сравнительная гистограмма распределения детей  по уровням выполнения отдельно каждого  задания в контрольной и экспериментальной  группах приведена на рисунке 2. 

 

Рис. 2 Распределение  детей контрольной и экспериментальной  групп по уровням выполнения заданий  констатирующего эксперимента.

     По  количеству общих баллов выполненных  заданий мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты. (Таблицы 1 и 2). 
 
 

     Таблица 1.

     Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности экологических знаний

№ п/п Фамилия, имя Общий балл Уровень
1 Арина С. 17 С
2 Лиза Е. 18 С
3 Илья Г. 17 С
4 Кирилл Н. 14 Н
5 Никита К. 14 Н
6 Матвей С. 11 Н
7 Аня Б. 19 С
8 Катя Б. 17 С
9 Саша А. 18 С
10 Диана Н. 12 Н
 

     Таблица 2

     Распределение детей контрольной группы по уровням  сформированности экологических знаний.

№ п/п Фамилия, имя Общий балл Уровень
1 Алена З. 24 В
2 Кирилл Ч. 16 С
3 Катя В. 21 С
4 Юра З. 22 В
5 Лиза Б. 23 В
6 Катя Б. 21 С
7 Аня С. 19 С
8 Данил И. 25 В
9 Аня Н. 24 В
10 Дима С. 23 В

    Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной  групп, мы построили гистограмму (Рис.3).

     

     Рис. 3 Сравнительная гистограмма результатов  констатирующего эксперимента.

     Качественный  анализ результатов констатирующего  эксперимента по каждой группе отдельно позволил сделать количественную обработку  полученных результатов. (рис.4 и рис.5)

 
Рис.4. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе (в %)

     

     Рис.5 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе (в %)

Информация о работе Развитие системных знаний о фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста