Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о
фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6
Определение понятий: природа, системные знания,
модель, экосистема………………………………………………………………..6
Особенности знаний детей дошкольного возраста о
животном мире…………………………………………………………………..11
Системные знания детей дошкольного возраста о животном
мире……………………………………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………….31
Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32
Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента………...32
Анализ полученных результатов………………………………..38
Выводы……………………………………………………………45
Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………...46
Заключение……………………………………………………………….48
Список литературы………………………………..…….........................51
Приложение
Как видно из таблиц 3 и 4 и рисунка 3 имеются значительные отличия по показателям.
В контрольной группе не выявлены дети с низким уровнем усвоения системных знаний. В экспериментальной группе не выявлены дети с высоким уровнем.
Необходимо отметить, что средний балл в контрольной группе составил 15,7, в экспериментальной группе - 21, 8. Таким образом, результаты диагностики контрольной группы значительно отличаются от результатов экспериментальной группы.
Стоит отметить ответы таких детей, как Данил И., Алена З. и Аня Н. из контрольной группы и Аня Б., Саша А. и Лиза Е. из экспериментальной группы.
У этих детей самые высокие баллы в обозначенных группах. У детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, могли привести примеры. Дети контрольной группы без особого труда распределили представителей животного мира по видам, четко отвечали на поставленные вопросы, знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Данил И. (контрольная группа) при ответах на поставленные вопросы проявлял творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл места обитания всех видов животных, особенности питания. Выражал эстетическое отношение к природе.
Аня Б. (экспериментальная группы) иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Лиза Е. допускала незначительные ошибки в названии видов животных. Практические умения и навыки ухода за животными уголка природы сформированы недостаточны.
В первом задании 1 (10%) детей экспериментальной и 7(70%) детей контрольной групп самостоятельно, без подсказки воспитателя выбрали среду обитания животных. 5 (50%) детей экспериментальной и 3 (30%) контрольной группы затруднялись назвать среду обитания (почву, воду, воздух) и назвать животных по родовидовым признакам. Данные дети правильно устанавливали некоторые связи и зависимости, но не всегда объясняли их. Дети путали домашних и диких животных, но с помощью наводящих вопросов воспитателя быстро исправляли допущенные ошибки.
4
(40%) детей не справились с
Со вторым заданием дети экспериментальной группы не справились. 3(30%) детей контрольной группы показали высокие результаты.
Испытуемые контрольной группы знают особенности передвижения животных (птицы, рыбы), их среду обитания.
Дети экспериментальной группы 5 (50%) испытывали затруднения при ответах на вопросы об особенностях зимовки зверей, строении рыб и насекомых.
С третьим заданием справились дети контрольной группы - 4(40%). 6(60%) контрольной и 5(50%) экспериментальной групп знают способы передвижения, питания и защиты животных, но не смогли объяснить, для чего необходимы животным такие части их тела, как жабры рыбам, волку хвост. 5(50%) детей экспериментальной группы не справились с заданием и получили минимальный балл.
С четвертым заданием справились большинство детей контрольной группы 6(60%) детей. Они знают объекты живой и неживой природы и в основном правильно называли их качественные характеристики, самостоятельно выделяли признаки живого и неживого. Не справились с заданием 3(30%) детей экспериментальной группы, они неправильно делали выбор и не могли его обосновать.
Результаты
ответов детей на вопросы пятого
задания показали, что не все дети
имеют представления о
Анализируя результаты ответов шестого задания, следует отметить, что данный материал вызвал наибольшие затруднения у детей в обеих группах.
Частично правильно ответили на поставленные вопросы 8(80%) испытуемых контрольной и 3(230%) экспериментальной групп. Дети очень часто допускали ошибки в своих ответах, но эти ошибки не были значительными. Но вот 6 (60%) детей экспериментальной группы не справились с заданием.
Дети с трудом могли назвать исчезающих животных Прибайкалья. Они имеют преставления о Красной книге, но не могли определить каких животных можно в нее занести. Не все дети знают значение слова «егерь» и где он находится.
При выполнении седьмого задания мы выяснили, что 9 (90%) детей контрольной и 7(70%) детей экспериментальной групп имеют недостаточно знаний о размножении животных. 3 (30%) детей экспериментальной группы не справились с заданием даже после предложенной помощи воспитателя.
Лучше всего дети справились с восьмым заданием – 10 (100%) детей контрольной и 9(90%) детей экспериментальной групп. Мы выяснили, что дети умеют проявлять гуманные отношения к животным, стремятся и умеют оказывать помощь животным в уголке природы. 1 (10%) ребенок не проявляет желание общаться с животными по своей инициативе.
Дети обеих групп испытали затруднение при выполнении девятого задания, но с помощью картинок, предложенных воспитателем, большинство детей исправляли свои ответы. Они знают о пользе животных.
Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты. А именно, в ходе опроса было выявлено, что 4(40%) детей экспериментальной группы показали самые худшие результаты по всем заданиям. Данные дошкольники допускали ошибки в названии представителей животного мира, при разделении их по видам. Испытуемые не смогли аргументировать свой выбор. Не соотносили представителей животного мира со средой обитания. Не многие знают условия обитания животных, способы ухаживания за животными в «живом уголке». Дети с трудом выделяли объекты живой и неживой природы. Объем знаний у этих детей небольшой.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс недостаточно оснащен, недостаточно места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду.
Таким
образом, перед нами встала задача наметить
методику совершенствования работы
по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста, что и
обусловило проведение формирующего эксперимента
в экспериментальной группе.
Глава
3. Развитие системных знаний у детей
старшего дошкольного возраста
Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики экологического воспитания в образовательной деятельности в режимных моментах и игровых обучающих ситуациях.
Задачи формирующего эксперимента:
При планировании работы мы учли положение о том, что воспитатель должен во всех видах деятельности раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомить с различными свойствами и качествами растений, формировать элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению экологических знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает педагог.
В получении экологических знаний особое значение имеют игры экологической направленности.
Одним
из наиболее интересных и эффективных
видов игр для детей
Учитывая возрастные особенности испытуемых, именно такой вид игр мы и решили использовать в своей дальнейшей работе.
Для начала мы ознакомились с игровыми обучающими ситуациями, предложенными С.Н.Николаевой и Комаровой И.А..
Свою работу мы начали с разработки перспективного плана. (Приложение 3)
Дальнейшую работу выстраивали таким образом, чтобы знания о животном мире дети могли получать в совместной деятельности с педагогом (беседы, чтение сказок, рассказов, беседы, творческая деятельность) и в режимные моменты (например, наблюдение во время прогулки).
Совместная деятельность детей с педагогом предполагает обучающие ситуации, разучивание стихов, чтение рассказов, сказок о животных родного края, рассматривание картин с иллюстрациями животных и т.п.
В
связи с усложнением
В
целях систематизации представлений
о мире природы в самостоятельной деятельности
детей мы использовали дидактические
игры («Живое – неживое», «Зоологическое
лото», «Животные и растения родного края»,
«Разложи карточки» и др.) (Приложение
4)
Заключение
В данной работе мы остановились на некоторых особенностях развития системных знаний о животном мире у детей старшего дошкольного возраста.
В работе были выполнены следующие задачи:
Исходя из этого, мы получили следующие результаты:
а) представления
о связях организмов со средой обитания;
б) представления о взаимосвязи и взаимозависимости
живых элементов экологических систем
по цепям питания;
в) представления о необходимости сохранения биологического равновесия в природе;
г) представления об экологическом значении природы в жизни человека и о роли человека в функционировании природы.
4. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.