Развитие системных знаний о фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.

3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о

фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6

Определение понятий: природа, системные знания,
модель, экосистема………………………………………………………………..6

Особенности знаний детей дошкольного возраста о
животном мире…………………………………………………………………..11

Системные знания детей дошкольного возраста о животном
мире……………………………………………………………………………….22

Выводы…………………………………………………………….31
Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32

Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента………...32
Анализ полученных результатов………………………………..38
Выводы……………………………………………………………45
Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего

дошкольного возраста…………………………………………………...46

Заключение……………………………………………………………….48

Список литературы………………………………..…….........................51

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая Галимова.docx

— 144.28 Кб (Скачать)
  1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
  2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
  3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний.

    Необходимо  помочь детям осознать реальное положение  человека, как биологического вида, существующего на нашей планете  наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы  и изменить своё потребительское  отношение к ней на признание  её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Поэтому нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

    Гармоничное развитие личности ребенка в целом  и экологическое воспитание дошкольника  в частности опирается на систему  знаний. Эта система включает в  себя элементарные знания о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа – растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении – основных началах природоведения, знания о ведущей биологической закономерности приспособления живого организма к среде обитания как относительно постоянной, так и изменяющейся [33].

      Особое значение в этой системе  занимают знания о человеке, как  части природы, как самого разумного  существа, от которого в значительной  степени зависит ее сохранение.

    Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

    Таким образом, конкретно формулируются  задачи экологического воспитания:

  1. Понимание самоценности природы.
  2. Осознание себя, как части природы.
  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  5. Воспитание активной жизненной позиции.
  6. Обучение азам экологической безопасности.
  7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.
  8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
  9. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

    При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный  подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Особенности  усвоения знаний детей дошкольного  возраста о

животном мире 

    В обществе на протяжении последних десятилетий  не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков; активно идет разработка отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей: "Развитие", "Радуга", "Истоки", "Программа воспитания и обучения в детском саду", "Детство" и др. Внедряются специализированные программы экологического образования: "Юный эколог" (С.Н.Николаева), "Мы" (Н.Н. Кондратьева), "Паутинка" (Ж.Л. Васякина-Новикова), "Наш дом - природа" (Н.А. Рыжова), программы "Природа и художник" (Т.А. Копцева),"Семицветик" (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), "Красота. Радость. Творчество" (Т.С.Комарова), "Планета - наш дом" (И.А. Белавина, Н.К. Найденская) и др.

    В начале 1970-х годов начали проводиться  педагогические исследования, которые  в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными  Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. [34]

   Реализацией этой идеи в сфере дошкольного  воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте[23, с. 11].

     В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [21].

     Последнее десятилетие ХХ века можно назвать  временем развития двух значимых с  точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты  до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в  России в этот период происходило  становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились  конференции, съезды, семинары, создавались  программы, технологии, учебные и  методические пособия для различных  категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция  непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

     Именно  на этапе дошкольного детства  ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

     В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое  воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в  которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников[28, с. 13.].

    «Кроха» - это программа воспитания детей  раннего возраста в семье и  детском саду. Программа предусматривает  и их экологическое воспитание. Е.Ф.Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (детском саду) имеются  растения, животные, взрослые могут  приобщить детей к наблюдениям  и совместному уходу, вызвать  у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения - взрослый многое может показать малышу, для экологического воспитания также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.[29, с.52.]

    Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.[29, с.52]

     В методическом материале программы  имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете  Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа  Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с  историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получаю много интересных знаний, но недостаточно - экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно  и осмысливать увиденное. В программу  включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и частное использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

    Программа «Развитие», разработанная коллективом  опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые  авторы понимают как ориентировочные  действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи в природе.

    «Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запоржца. Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связи живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект), но эта тема не раскрыта на конкретном материале. Программа «Истоки» не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания - она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития  -  познавательного,  эстетического,  нравственного  и  физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность,[29, с.52]

     В Программе воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений  детей о многообразии животного  мира.[20, с.2]

     В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги).

     Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища).

     В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха),показывают особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки – в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. 

     В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летают, кузнечик прыгает).

     В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся (например, уж отпугивает шипением); учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница и т.д.) развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания. 

Информация о работе Развитие системных знаний о фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста