Развитие системных знаний о фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.

3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о

фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6

Определение понятий: природа, системные знания,
модель, экосистема………………………………………………………………..6

Особенности знаний детей дошкольного возраста о
животном мире…………………………………………………………………..11

Системные знания детей дошкольного возраста о животном
мире……………………………………………………………………………….22

Выводы…………………………………………………………….31
Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32

Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента………...32
Анализ полученных результатов………………………………..38
Выводы……………………………………………………………45
Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего

дошкольного возраста…………………………………………………...46

Заключение……………………………………………………………….48

Список литературы………………………………..…….........................51

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая Галимова.docx

— 144.28 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская академия образования» 
 
 

Специальность: педагогика и методика

Дошкольного образования

Квалификация: организатор-методист

Дошкольного образования 
 

Курсовая  работа

    Тема: «Развитие системных знаний о

фауне озера  Байкал у детей старшего дошкольного  возраста»

                                                                                         Выполнила студентка 4 курса

Факультета  дошкольной педагогики

и психологи

Галимова Виктория Сергеевна 

Иркутск 2011

Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

    Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о

    фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6

    1. Определение понятий: природа, системные знания,

модель, экосистема………………………………………………………………..6

    1. Особенности знаний детей дошкольного возраста о

животном мире…………………………………………………………………..11

    1. Системные знания детей дошкольного возраста о животном

мире……………………………………………………………………………….22

    1. Выводы…………………………………………………………….31

    Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32

    1. Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента………...32
    2. Анализ полученных результатов………………………………..38
    3. Выводы……………………………………………………………45

    Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего

    дошкольного возраста…………………………………………………...46

    Заключение……………………………………………………………….48

    Список  литературы………………………………..…….........................51

    Приложение 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время резко обострилась  экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень  экологического сознания людей, их недостаточная  компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический  кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда  он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом, по данным современной психологии, является возраст до школы. Именно в  этом возрасте начинается процесс становления  мировоззрения человека. Экологические  представления — это основа для  последующего экологического мировоззрения. О формировании научного мировоззрения  можно говорить только тогда, когда  знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают в качестве ориентировочной основы действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире (Г.Е.Залесский, 1982).

    Живая природа, окружающая ребенка, сложный  многогранный мир, где особое место  отведено животным. Животный мир составляет всего лишь два процента всего  живого на Земле, но роль его в биосистеме огромна. От экологической культуры человека во многом зависит многообразие и численность животного мира.

     Проблему  формирования у детей дошкольного  возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния  на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н.Николаева. Большинство  работ С. Н. Николаевой посвящено  особенностям формирования у детей  дошкольного возраста представлений  о многообразии животного мира.

     Исследования  по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определенным признакам (в заданиях на свободную группировку); выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.

     Знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны: более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям.

    Исходя  из вышеизложенного, и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.

    Объект  исследования – экологическое воспитание дошкольников

    Предмет исследования – процесс развития системных знаний о животном мире озера Байкал.

    Цель  исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

    Задачи:

     1. Провести анализ научно-методической  и психолого-педагогической литературы  по проблеме экологического воспитания  дошкольников.

     2. Разработать комплекс мероприятий  по повышению уровня экологического  образования старших дошкольников.

     3. Выявить эффективность влияния  работы в комплексе на экологическое  образование старших дошкольников.

     Гипотеза: целенаправленная организационная работа с детьми по экологическому воспитанию будет способствовать успешному развитию системных знаний.

     Методологической  основой исследования являются труды педагогов и мыслителей по ознакомлению дошкольников с природой (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, Е. И. Волкова, А. Ф. Мазурина, Л.А. Мишарина ).

    В работе использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, анкеты для педагогов, количественный и качественный анализ полученных данных.

    В исследовании принимали участие  дети старшей группы МДОУ «Д/С ОВ №6» г. Усолье – Сибирское. В эксперименте участвовало 10 человек.

    Практическая  значимость заключается в разработке практических рекомендации, направленных на улучшение процесса формирования системных знаний о животном мире озера Байкал у старших дошкольников, которые могут быть использованы педагогами.

    Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (35 источников), приложения. Также в работе представлено  5 графиков, 2 таблицы. Объем работы  52 страницы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о животном мире у детей старшего дошкольного возраста 

    1. Понятие и  сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста
 

     Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологические ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением [21,с.53].

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

    Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение ребенком экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.

   В.Т. Кудрявцев, Т.А. Алиева, М. Мид и другие показали в своих исследованиях, что детская субкультура играет особую роль в жизнедеятельности и общении детей. Субкультура детства представляет собой своего рода "культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам дошкольного детства" [25, с. 64]. Экологическая субкультура детства является ее структурной частью. Она включает культуру познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности, и культуру духовного опыта взаимодействия с природой, приемы, формы экологически целесообразного поведения, экологически культурные способы мышления.

    Экологическая субкультура детства на каждом историческом этапе претерпевает изменения, обусловленные отношением общества к субкультуре детства, достигнутым уровнем экологической культуры общества, а также его соотношением с экологическим идеалом.

   Содержание  экологической субкультуры детства  включает традиционные народные игры, детский фольклор (М.В. Осорина) [27], детский юмор, мифотворчество (М. Мид) [8], детское философствование, словотворчество, эстетические и религиозные представления детей (В.В. Абраменкова) [23] и др. Для ее носителей характерны общие увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, стереотипы, представления, обряды, ритуалы, язык, мода, одежда, поведение, фольклор и т.д. [7, с.12]. В экологической субкультуре детства содержатся модели, включающие представления о правильном (одобряемом), экологически целесообразном поведении. Так, например, прошедшие через века игры лапта, горелки, казаки-разбойники, жмурки, "Бояре" и многие другие несутот голоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов разных народов. Это особенно важно для экологического образования детей дошкольного возраста, когда они еще не осознают ценность жизни, не замечают в строении и образе жизни существа красоту приспособления живого к среде обитания.

    Экологическая субкультура детства постигается  ребенком путем накопления личного экологического опыта в окружающем его пространстве детства (стихийный опыт), приобретения экологического опыта в специально созданных для этого условиях (в условиях организованного обучения), а также путем творческого переосмысления полученного опыта в своем сознании. Под воздействием экологических факторов у детей происходит интеллектуализация эмоций, "...смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности" [5, с. 140].

    О присвоении ребенком экологической  субкультуры детства свидетельствуют постоянное сопоставление своего поведения с символическим экологическим идеалом, стремление ему соответствовать; ориентированность на экологические культурные и духовные ценности; наличие своей экологической культурной среды: собственных экологических культурных явлений, событий, предпочитаемой литературы природоведческого содержания, развлечений, связанных с природой; предпочтение экологической информации; характерные способы времяпрепровождения: экологические игры, усиленное общение с природой, прогулки, изготовление различных предметов из природных материалов; стремление к самопознанию, накоплению экологического опыта.

     Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного  образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

Информация о работе Развитие системных знаний о фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста