Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о
фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6
Определение понятий: природа, системные знания,
модель, экосистема………………………………………………………………..6
Особенности знаний детей дошкольного возраста о
животном мире…………………………………………………………………..11
Системные знания детей дошкольного возраста о животном
мире……………………………………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………….31
Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32
Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента………...32
Анализ полученных результатов………………………………..38
Выводы……………………………………………………………45
Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………...46
Заключение……………………………………………………………….48
Список литературы………………………………..…….........................51
Приложение
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирская
академия образования»
Специальность: педагогика и методика
Дошкольного образования
Квалификация: организатор-методист
Дошкольного
образования
Курсовая работа
Тема: «Развитие системных знаний о
фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста»
Факультета дошкольной педагогики
и психологи
Галимова Виктория
Сергеевна
Иркутск 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития системных знаний о
фауне озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста………….6
модель,
экосистема……………………………………………………
животном
мире………………………………………………………………….
мире……………………………………………………………………
Глава 2. Констатирующий эксперимент………………………………..32
Глава 3. Развитие системных знаний у детей старшего
дошкольного
возраста…………………………………………………...
Заключение…………………………………………
Список
литературы………………………………..……....
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время резко
Живая природа, окружающая ребенка, сложный многогранный мир, где особое место отведено животным. Животный мир составляет всего лишь два процента всего живого на Земле, но роль его в биосистеме огромна. От экологической культуры человека во многом зависит многообразие и численность животного мира.
Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н.Николаева. Большинство работ С. Н. Николаевой посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.
Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определенным признакам (в заданиях на свободную группировку); выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.
Знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны: более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям.
Исходя из вышеизложенного, и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.
Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников
Предмет исследования – процесс развития системных знаний о животном мире озера Байкал.
Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1.
Провести анализ научно-
2.
Разработать комплекс
3.
Выявить эффективность влияния
работы в комплексе на
Гипотеза: целенаправленная организационная работа с детьми по экологическому воспитанию будет способствовать успешному развитию системных знаний.
Методологической основой исследования являются труды педагогов и мыслителей по ознакомлению дошкольников с природой (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, Е. И. Волкова, А. Ф. Мазурина, Л.А. Мишарина ).
В работе использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, анкеты для педагогов, количественный и качественный анализ полученных данных.
В исследовании принимали участие дети старшей группы МДОУ «Д/С ОВ №6» г. Усолье – Сибирское. В эксперименте участвовало 10 человек.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендации, направленных на улучшение процесса формирования системных знаний о животном мире озера Байкал у старших дошкольников, которые могут быть использованы педагогами.
Объем
и структура работы. Работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы (35 источников),
приложения. Также в работе представлено
5 графиков, 2 таблицы. Объем работы
52 страницы.
Глава
1. Теоретические основы развития системных
знаний о животном мире у детей старшего
дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологические ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением [21,с.53].
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение ребенком экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.
В.Т. Кудрявцев, Т.А. Алиева, М. Мид и другие показали в своих исследованиях, что детская субкультура играет особую роль в жизнедеятельности и общении детей. Субкультура детства представляет собой своего рода "культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам дошкольного детства" [25, с. 64]. Экологическая субкультура детства является ее структурной частью. Она включает культуру познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности, и культуру духовного опыта взаимодействия с природой, приемы, формы экологически целесообразного поведения, экологически культурные способы мышления.
Экологическая субкультура детства на каждом историческом этапе претерпевает изменения, обусловленные отношением общества к субкультуре детства, достигнутым уровнем экологической культуры общества, а также его соотношением с экологическим идеалом.
Содержание
экологической субкультуры
Экологическая
субкультура детства
О присвоении ребенком экологической субкультуры детства свидетельствуют постоянное сопоставление своего поведения с символическим экологическим идеалом, стремление ему соответствовать; ориентированность на экологические культурные и духовные ценности; наличие своей экологической культурной среды: собственных экологических культурных явлений, событий, предпочитаемой литературы природоведческого содержания, развлечений, связанных с природой; предпочтение экологической информации; характерные способы времяпрепровождения: экологические игры, усиленное общение с природой, прогулки, изготовление различных предметов из природных материалов; стремление к самопознанию, накоплению экологического опыта.
Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач: