Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.
Введение 3
1. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников 4
1.1. Отношение к ребенку 8
2. Анализ влияния состояния эмоциональной сферы на
мотивацию учения младших школьников 12
2.1. Методики диагностики влияния 12
2.1.1. Косвенные методики диагностики
мотивации учения 12
2.1.2. Прямые методики диагностики мо-
тивации учения младших школьников 16
2.1.3. Проективные методики диагностики
мотивации учения младших школьников 20
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 27
2.3. Изучение новой внутренней позиции 28
2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 30
2.5. Проведение исследования 35
3. Коррекция психо-эмоциональных нарушений школьным
психологом 39
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников 41
Заключение 53
Список литературы 54
На ролевую подсказку
- замечание взрослого о том, какая
длинная очередь и что пора
начинать рабочий день, Тоня отвечает
мимолетным недоверчивым взглядом и
насмешливой улыбкой. Эти выразительные
эмоциональные реакции
Не менее важным в игре
является постановка задач, являющихся
основой для эмоционально-
Формирование нового опыта
взаимодействия детей со сверстниками
требует от педагогов, во-первых, умения
создавать в совместных играх
специальные условия для
Так, ребенок, отличающийся застенчивостью, в игре "Путешествие на другие планеты" получает роль командира космического корабля; он должен выполнять активные ролевые действия по отношению к своему экипажу: приходить людям на помощь в различных ситуациях, проявлять смекалку и пр.
Но для решения поставленных задач игру следует подготовить:
1) обсудить ее перед
началом; выяснить знания
2) спланировать игровую ситуацию, подготовить нужные предметы
3) обсудить кандидатуры партнеров.
Создавая по ходу сюжета различные опасные ситуации, взрослый заставляет ребенка решать игровые задачи и выходить из трудных положений (спасать пленных, защищать экипаж).
Постановкой игровых задач взрослый поддерживает сотрудничество дошкольника с другими детьми. Ролевое поведение взрослого является стержнем, на котором держится деловое взаимодействие ребенка со сверстниками. Так, хирурга можно вызвать на консилиум, где он сам и его коллеги высказывают свои соображения о тяжелом ранении солдата. Командир корабля обсуждает с экипажем создавшееся положение: корабль теряет управление, что делать?
Ребенок получает от успешной игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость, когда экипаж, попав наконец на землю, оценивает смелость командира и он сам высоко оценивает свой экипаж.
Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры, обрастающей все новыми подробностями.
Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров. Но гораздо труднее создать новые, пусть даже пока игровые отношения и связать с ними эмоции: взаимный интерес, уважение, симпатию к ролевым качествам партнера по игре и пр. Для этого полезно создавать в игре такие условия, которые помогут ребенку войти в роль, передать образ персонажа, исполняемого им, перевоплотиться и не только изобразить своего героя, но и благодаря активной внутренней работе выразить свое определенное отношение к нему.
Мальчик Андрей в роли хирурга разыгрывает ситуацию помощи раненому: предлагает переливание крови, становится донором. Ролевое поведение партнеров, признание ими героизма врача и проявление в связи с этим особого расположения к нему способствуют возникновению у него эмоционального подъема. При этом заметны два вида эмоционального состояния, идущих от игрового и реального плана ситуации. На фоне удовлетворения от игры Андрей изображает снижение физического и эмоционального самочувствия, слабость, недомогание после переливания крови и то, как он мужественно преодолевает это. На сочувственный вопрос: "Вам плохо?" - отвечает, как бы преодолевая слабость: "Нет, ничего... все в порядке!" Личное внимание персонала к доктору поддерживает яркие положительные эмоции. Экспрессия лица и поза Андрея указывают на неподдельное наслаждение своим героизмом и признанием его товарищами по работе.
Но необходимо заострить внимание хирурга на замечательных качествах его сотрудников - партнеров по игре. Обсуждая их заслуги, доброту и заботливость по отношению к больным, он приобретает в игре положительное отношение к ним. Этому способствует глубокое вхождение ребенка в роль врача, гуманно относящегося к больному. Чувство сострадания к пациентам - основа для совместных усилий врачей, сестер, санитаров.
Выражая заботу о больных, он уговаривает по телефону Марину прийти на дежурство ночью. Входя в ее положение, он находит возможность удовлетворить намерение Марины прийти на работу с дочкой. "Вполне возможно,- говорит он. - Врач разрешает". Его деловитость, серьезность, изобретательность сочетаются с оживленностью и способствуют развитию контактного поведения.
Таким образом, на основе устойчивого
эмоционального отношения к персонажам-куклам
возникают и получают свое развитие
самые различные по характеру
взаимоотношения со сверстниками, укрепляется
положительное отношение к ним.
Особенно важно то, что обогащается
новым содержанием отношение
ребенка к партнерам-
Образ персонажа-хирурга, создаваемый ребенком, обогащается при повторении игры, наделяется новыми чертами - особой походкой, характерными движениями и т. д. Одаривая хирурга разнообразными положительными качествами, ребенок хотя бы на время присваивает себе его качества. И тогда процесс перевоплощения начинает способствовать приобретению ребенком, новых качеств.
"Консилиум": здесь без коллег не обойтись!
Присвоение чужих черт
происходит наряду с тем, что свои
собственные качества, причиняющие
неприятности и страдания, в игре
отступают, стушевываются, и мы наблюдаем
как бы другую личность. В игре, по
мысли Л. С. Выготского, ребенок выше
себя на целую голову, и это делает
его необыкновенно
Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы. В этих случаях ребенок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизненного опыта. Импровизация, которую дети вносят в свои ролевые действия, как раз и свидетельствует о степени их осведомленности о разных сторонах окружающей жизни и об отношении к ним.
Для этих игр можно, например, использовать народные сказки: вначале сказку "Заячья избушка", а затем, при необходимости продолжения коррекционной работы, сказку "Кот, петух и лиса". Если в первой сказке черты главных героев даны четко и однозначно (лиса - отрицательный персонаж, а петух - спаситель зайца - положительный), то во второй сказке характеристика уже знакомых положительных и отрицательных персонажей, которые взаимодействуют в воображаемой ситуации, несколько иная. Характеры лисы и петуха дополнены новыми чертами. Петух теперь не спаситель, а жертва лисы, но при этом в его образе сочетаются как положительные, так и отрицательные черты; это более сложный образ.
Игре должна предшествовать большая подготовительная работа:
психолог рассказывает детям сказку, затем происходит ее обсуждение по заранее намеченным вопросам, помогающим создать образы персонажей для будущих ролей и игровых действий.
Во время игры психолог
может использовать следующие приемы:
1) личный пример в обыгрывании роли
персонажей (например, кота, лисы или
петуха), с тем чтобы открыть
отношения персонажей друг другу; 2)
косвенный подсказ новых
По мере рассказывания
сказки можно заметить, как у детей
нарастает интерес к персонажам
и их жизни. Оживление, смех, тревога
свидетельствуют о
При обсуждении сказки нетрудно убедиться, что вопросы, которые воспитатель ставит перед ребенком, помогают правильно оценить отношение персонажей друг к другу, правильно охарактеризовать их действия и поступки. В обсуждении дети обнаруживают достаточно развитое воображение. Образы персонажей яркие, содержательные. Часто дети дополняют сюжет сведениями из своего прошлого опыта.
Игры на темы сказок в
отдельных ситуациях
Одной из форм игры, распространенной в раннем школьном возрасте, является игра с правилами. Ее специфика состоит в том, что отношения в ней определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство также по-разному можно использовать в работе с детьми и ввести желательные правила взаимоотношений, к которым ребенок не привык. Игра с правилами обязательно предполагает партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Следует подчеркнуть, что контакты, возникшие под ее влиянием, не исчезают с окончанием действий. Этот факт легко проверить, организовав подвижную игру в классе, где ребенок ставится перед необходимостью выбора какого-нибудь участника этой игры, выбора партнера. Это могут быть указанные в сборниках подвижные игры для детей младшего школьного возраста. Проведение такого типа игр показало пристрастный характер выбора, который вызывает у детей особое оживление и особую ориентировку: задолго до завершения определенного действия, свидетельствующего о выборе, ребенок ищет взглядом предпочитаемого, задерживает на нем взгляд, улыбается весело или застенчиво и всем своим видом показывает готовность обратиться к тому, кто по прежним играм, по прошлому опыту пользуется симпатией.
При проведении подвижных
сюжетных игр с правилами (например,
"Лиса и гуси") можно создать
условия, при которых с очевидностью
выступают такие качества ребенка,
как решительность или
Игры с правилами предполагают
также специфические формы
Таким образом, игра с правилами
предполагает выход за рамки ролевых
отношений к отношениям личностным,
развивает у детей
Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. У этих детей недоразвита произвольность. В этом случае вновь наряду с использованием сюжетно-ролевых игр можно прибегнуть к играм с правилами. Ведь именно в них, по мнению многих исследователей, и развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.
Девочки Таня, Света, на которых жаловалась учительница (аффективны, капризны, неуправляемы), были вовлечены в целый ряд игр: подвижные с правилами, подвижные сюжетные. Сначала им было трудно принимать в них участие, но постепенно интерес к игре заставил их принимать условия игры, выполнять правила, быть более сдержанными, менее импульсивными.
Работа, направленная на снятие у младших школьников различного рода эмоциональных трудностей, предполагает иногда довольно длительный цикл различных игровых занятий. Длительность их зависит прежде всего от степени изменения эмоциональной сферы, от индивидуальных особенностей ребенка, наконец, от круга его общения, от стиля взаимоотношений в семье и т. п.