Развитие эмоциональной сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.

Оглавление

Введение 3
1. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников 4
1.1. Отношение к ребенку 8
2. Анализ влияния состояния эмоциональной сферы на
мотивацию учения младших школьников 12
2.1. Методики диагностики влияния 12
2.1.1. Косвенные методики диагностики
мотивации учения 12
2.1.2. Прямые методики диагностики мо-
тивации учения младших школьников 16
2.1.3. Проективные методики диагностики
мотивации учения младших школьников 20
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 27
2.3. Изучение новой внутренней позиции 28
2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 30
2.5. Проведение исследования 35
3. Коррекция психо-эмоциональных нарушений школьным
психологом 39
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников 41
Заключение 53
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Программа самообразования с интернета.docx

— 103.19 Кб (Скачать)

Внимание! Нас интересует твое собственное мнение! Нас интересует не то, для чего все учатся, а для  чего учишься ты сам. Что для тебя самое главное, для чего ты учишься.

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем  ты учишься. Это будет первая ступенька  нашей лесенки. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое  главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай  строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку "Зачем я учусь". Проверь, правильно  ли ты ее составил. На первой ступеньке  написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже - то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки  написано то, что ты не считаешь главным  в твоей учебе в школе.

X. Сочинение

В 3-ем классе, когда младшие  школьники достаточно овладели навыками письма, продуктивной прямой методикой  диагностики мотивации учения является сочинение.

Мы предлагали школьникам сочинение на тему: "Моя жизнь  в школе", которое они должны были написать в школе за I урок по фиксированному плану, каждый пункт  которого раскрывал один из показателей  мотивации учения школьников:

1. Чем я люблю заниматься.

2. Мои помощники и друзья.

3. Мои любимые и нелюбимые  уроки.

Почему я учусь: кто  заставляет меня учиться? В первом пункте плана школьники описывают личностно  значимые для них виды деятельности. Второй пункт плана направлен  на диагностику личностно значимых для школьников субъектов, а третий - на выявление любимых и нелюбимых  школьником учебных предметов. В  четвертом пункте определяется общее  отношение школьника к учению - выясняется, учится ли он по принуждению ("Меня мама заставляет учиться") или - по собственному желанию ("Я  учусь сам").

2.1.3. Проективные методики  диагностики мотивации

учения младших школьников

XI. Рисуночная методика

Рисуночная методика носит  проективный характер, отражая эмоциональное  отношение субъекта к изображаемому. Рисуночные методики применяются в  патопсихологической практике для  диагностики тех или иных отклонений в психическом развитии ребенка (Шванцара, 1978 и др.), а также для  диагностики взаимоотношений в  семье (Хоментаускас, 1989) и в некоторых  других целях (Мухина, 1985). Мы разработали  один из вариантов рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников.

Младший школьный возраст  как раз приходится на время "золотого века детского рисунка", как его  определил Й. Шванцара (1978), указывая на детей в возрасте от 5 до 10 лет. Поэтому закономерным является применение рисуночной методики для диагностики  мотивации учения младших школьников.

Используя рисуночную методику, не следует забывать диагностические  возможности методик данного  типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при  диагностике. Здесь многое зависит  от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому  рисуночная методика применяется при  диагностике наряду с другими  методиками.

Разработанный нами вариант  рисуночной методики для диагностики  мотивации учения младших школьников мы рекомендуем применять, начиная  со 2-го полугодия 1-го класса. Поскольку, начиная с этого времени, ученикам начинают выставлять оценки, и это делает отношение школьника к учению более выраженным, что отражается в рисунке.

Методика заключается  в следующем, школьникам предлагается нарисовать два рисунка: "Про самое  интересное"( Эта тема предложена В.С.Мухиной (1981)) и "В школе".

Необходимость использования  для диагностики 2-х рисунков объясняется  тем, что, во-первых, они показывают умение школьника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка  по цвету, а, следовательно, и более  точно определить эмоциональное  отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок "Про самое интересное" свидетельствует  о явно выраженном положительном  отношении к школе.

Для диагностики мотивации  учения младших школьников по отношению  к каждому из выделенных показателей  мы использовали 2 вида характеристик  рисунков: I) формальные характеристики, выявляемые эмоциональное отношение  ученика к школе; 2) содержательные характеристики, выявляющие отношение  ученика к учению.

К формальным характеристикам  относятся следующие:

а) цвет рисунка - темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных  эмоций, т.е. отрицательного отношения  к изображаемому, как и использование  не подражательного цвета, несоответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением  положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому (Мухина, 1981 и др.);

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка - при положительном  отношении изображаемое прорисовывается  со всем старанием, при отрицательном - рисуется нарочито небрежно (Мухина, 1981);

в) творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку  определяется наличием вышеприведенных  характеристик. Оно свидетельствует  о положительном эмоциональном  отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует  об отрицательном отношении к  изображаемому.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут  также выступать: а) использование  орнаментов и симметричных композиций для выражения положительного отношения к изображаемому; б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета (Мухина, 1981).

Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное  отношение школьника к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т.е. на их основе может быть выдвинуто  предположение о том, является ли учение для школьника личностно  значимой деятельностью.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики  мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

I. Количество рисунков "В  школе":

а) если ученик принес один либо несколько рисунков "Про самое  интересное" и ни одного рисунка "В школе", несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует  о его отрицательном отношении  к учению;

б) если ученик принес по собственной  инициативе больше одного рисунка на школьную тему - это свидетельствует  о его положительном отношении  к учению.

2. Включена ли школьная  тема в рисунок "Про самое  интересное". Если да, то это  надежно свидетельствует о самом  положительном отношении ученика  к учению.

3. Какой момент школьной  жизни отражен в рисунке: а)  урок, б) перемена, в) ситуация, внешне  связанная со школой: А) "уход  от школы" - при изображении  только школьного здания; Б) рисунок  на тему с измененным названием  - "В школу".

Содержание рисунка ученика  оценивается по данным характеристикам  с точки зрения выраженности положительного (а) .либо отрицательного отношения  к учению (б, в). Если изображается урок, это может служить показателем  того, что учение является для ученика .личностно значимой деятельностью; если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика  личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

4. Отраженность содержания  обучения: а) наличие в рисунке  деталей, связанных с отдельными  школьными предметами; б) наличие  в рисунке деталей, свидетельствующих  об ориентации на оценку. Наличие  в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Отраженность общения  с другими субъектами: а) с учителем, б) со сверстниками, в) изображен  сам автор, г) изображен учитель  и ученики, д) изображен ученик  того же класса, но не он.

Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть интерпретированы различным образом, в зависимости  от содержания рисунка в целом. Однако, изображение учителя, как правило, может свидетельствовать о его  личностной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о  том, что некоторые школьники  просто не умеют рисовать .людей.

Выделенные формальные и  содержательные характеристики рисунка  не являются равнозначными для диагностики  мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик  рисунка определяющее значение для  диагностики имеет цвет. Среди  содержательных характеристик рисунка  исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника  личностно значимой деятельностью, может дать, например, то, включил .ли ребенок школьную тему в рисунок "Про самое интересное".

Проведенное исследование показало, что оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок "В  школе" дается на уроке, то большинство  школьников рисует то, что видит  перед глазами - получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном  или отрицательном отношении  к учению встречаются отдельные  яркие рисунки.

В целом, рисуночная методика позволяет получить данные по всем выделенным показателям мотивации  учения младших школьников. Она носит  проективный характер и позволяет  определить реальное отношение ученика  к учению в том случае, если положительное  отношение ученика к учению является "знаемым". Для адекватной интерпретации  содержания рисунка по выделенным показателям  необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению  его содержания.

ХII. Составление расписания на неделю

Методика С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна (1979) является продуктивной для диагностики отношения  ученика к конкретным учебным  предметам и к учению в целом.

Учащимся выдается лист бумаги, разделенный на 7 частей, где подписаны  дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с  тобой в школе будущего. Это  такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед  тобой лежит страничка из дневника такой школы. Заполни эту страничку  так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь писать любое количество уроков. Уроки можешь писать, какие  хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка полученных данных. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это  расписание сравнивают с расписанием "школы будущего", составленным каждым испытуемым. При этом выделяют те предметы, количество которых у  испытуемого меньше или больше, чем  в реальном расписании, и высчитывают  процент несоответствия, что позволяет  провести диагностику отношения  ученика к учению в целом, и, особенно, к отдельным предметам.

ХIII. Методика М.В.Матюхиной (см. Матюхина, 1984, с. 19)

ХIV. Цветовой тест отношений (Эткинд, 1987)

Методика цветового теста  отношений (ЦТО) разработана на основе 8 основных цветов М.Люшера и направлена на диагностику значимых, эмоциональных  отношений субъекта.

Первоначально определяется индивидуальный ранг каждого цвета  по степени его предпочтения школьником - от I до УШ. Далее индивидуально  каждому школьнику предъявляются  понятия, которые он относит к  одному из 8 предъявленных ему цветов. Разработан список понятий, охватывающий выделенные показатели мотивации учения.

Список понятий: I. Твой друг. 2. Урок. 3. Твой папа. 4. Перемена. 5. Учитель. 6. Оценка "2". 7. Твоя учеба. 8. Ты сам. 9. Контрольная работа. 10. Твоя мама. II. Оценка "5". 12. Выполнение домашнего  задания. 13. Твое любимое занятие. 14. Твой дом.

Заключительная процедура  состоит в повторном определении  ранга каждого цвета по степени  его предпочтения школьником.

При обработке, прежде всего, учитывается критерий достоверности  полученных результатов - школьник должен отнести заведомо положительное  понятие - "отметка "5" к цвету  высокого ранга и заведомо отрицательное - "отметка "2" - к цвету низкого ранга. Далее сравнивается первичная и вторичная оценка школьниками ранга предпочтения каждого цвета и определяется его средний ранг.

Ранг цвета, к которому ребенок относит определенное понятие, свидетельствует об эмоциональном  отношении к нему школьников. Причем, если школьник относит понятие к  цвету, который по рангу занимает от I до 17 места, то отношение школьника  к данному понятию оценивается  как положительное. Отношение школьника  к понятиям, соответствующим цветам с более низким рангом (У-УШ), оценивается  как отрицательное. Каждое определяемое понятие относится к одному из четырех показателей мотивации  учения. Подученные по каждому показателю данные соотносятся между собой, и делается общий вывод.

ХV. Методика "Неоконченные предложения" Ж. Нюттена в модификации  А.Б.Орлова

Методика проводится во 2-3 классе с каждым учащимся индивидуально. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое  говорит школьник. Такие условия  используются в целях облегчения процедуры обследования для школьников, а также - для ее ускорения. Обработка  полученных результатов проводится следующим образом. Первоначально  каждое окончание предложения оценивается  с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из 4-х показателей  мотивации учения. Если окончание  предложения не содержит выраженного  эмоционального отношения к показателям  мотивации учения, то оно не учитывается  при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма  отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный  вывод по данному показателю. Так, если по показателю "отношение к  учению" 8 окончаний предложений  было оценено как положительные, а I - как отрицательное, то делается общий вывод о положительном  отношении школьника к учению.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе