Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.
Введение 3
1. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников 4
1.1. Отношение к ребенку 8
2. Анализ влияния состояния эмоциональной сферы на
мотивацию учения младших школьников 12
2.1. Методики диагностики влияния 12
2.1.1. Косвенные методики диагностики
мотивации учения 12
2.1.2. Прямые методики диагностики мо-
тивации учения младших школьников 16
2.1.3. Проективные методики диагностики
мотивации учения младших школьников 20
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 27
2.3. Изучение новой внутренней позиции 28
2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 30
2.5. Проведение исследования 35
3. Коррекция психо-эмоциональных нарушений школьным
психологом 39
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников 41
Заключение 53
Список литературы 54
Инструкция: Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как модно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто ...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто ... 100
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне школа нравится за то, что...
6. Я не люблю школу за то, что...
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я ...
14. Если мне что-то непонятно
при выполнении домашнего
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я никогда не могу определить, правильно ли я...
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
21. Если нам не задают домашнего задания, я...
22. Если я не знаю, как решать задачу, я...
23. Если я не знаю, как написать слово, я...
24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...
Данные, полученные при обработке каждой из методик по выделениям показателям, заносятся в таблицу № 2 (вывод I). Тот показатель, который наиболее ярко раскрывается с помощью данной методики, помечен значком X. Далее сравниваются результаты по каждому показателю внутри одного типа методик - прямых, проективных и косвенных. По каждому типу методик делается вывод по данному показателю (вывод 2). Затем сравниваются результаты среди всех типов методик и делается заключительный вывод (вывод 3) по каждому показателю, а также о всей мотивации учения школьника в целом.
Таблица 2
Обобщающая таблица
по выделенным показателям
Тип методик
Название методик
Показатели мотивации учения школьников Виды личностно- значимой деятельности Личностно-значимые субъекты Отношение к учению: (+), (-), нейтральное; соотношение мотивов учения в иерархии Отношение к отдельным учебным предметам ("основным" и "неосновным")
Косвенные
Наблюдение
Беседа с учителем
Беседа с родителями
Анкета для родителей
Кривая текущей успеваемости
6. Беседа (свободная) с учеником
Вывод 2 Вывод 1
Х
Х
Х
Х
Вывод 2
Х
Х
Х
Х
Вывод 1
Х
Х
Х
Х
Х
Вывод 1
Х
Х
Х
Х
Х
Прямые
7.Беседа-интервью
8. Лесенка уроков
9. Лесенка побуждений
10. Сочинение
Вывод 2
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Проективные
11. Рисуночная
12. Составь расписание
13. Закончи рассказ
14. ЦТО
15. Неоконченные предложения
Вывод 2
Вывод 3
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Учитывая то, что провести
такое фундаментальное
Очень интересными, на мой взгляд, явились для рассмотрения еще три теста: "Изучение эмоционального отношения к школе", "Изучение новой внутренней позиции" и "Методика эмоционально-цветовой аналогии", которые мы рассмотрим подробнее в п.2.2., в п. 2.3 и в п. 2.4.
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе
Подготовка исследования.
Необходимо подготовить 22 карточки с прилагательными антонимами (например, хороший - плохой, чистый - грязный, пассивный - активный, добрый - злой, грустный - веселый, быстрый - медленный, сильный - слабый, большой - маленький, тяжелый - легкий, горячий - холодный, решительный - робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: "Вот это - школьники, они идут в школу, а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку".
Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.
Обработка данных. Подсчитывают (общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл. 3).
Делают выводы об общем
эмоциональном отношении к
Таблица 3
Проведение теста по изучению эмоционального отношения к школе
2.3. Изучение новой внутренней позиции
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы "Об отношении к школе и учению". Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задают первый вопрос:
1. Что тебе в школе
нравится (не нравится) больше всего?
Что для тебя самое интересное,
привлекательное, любимое в
Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой".
2. Представь себе, что
сегодня вечером мама вдруг
скажет: "Ты у меня еще маленький,
трудно тебе в школу ходить.
Если хочешь, я пойду и попрошу,
чтобы тебя отпустили на месяц,
3. Представь себе, что
мама так и сделала (или не
послушалась тебя и поступила
по-своему), договорилась и тебя
отпустили из школы прямо с
завтрашнего дня. Встал ты
4. Представь, что есть
две школы - школа "А" и
школа "Б". В школе "А"
расписание уроков в 1-м
5. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в 1-й класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?" Что ты ему посоветуешь?
6. Представь, что тебе
предложили учиться так: ты
не должен ходить каждый день
в школу, а, наоборот, к тебе
ежедневно будет приходить
7. В школе "А" от
первоклассников строго
8. Представь себе, что
в какой-то день ты очень
хорошо, старательно работал на
всех уроках, и учительница сказала:
"Сегодня ты учился очень
хорошо, просто замечательно, я даже
хочу наградить тебя за такое
хорошее учение". Выбирай сам:
дать тебе шоколадку, игрушку
или отметку в журнал
9. Представь себе, что
ваша учительница неожиданно
уехала в командировку на
Обработка данных. Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:
- положительное отношение
к поступлению в школу и
пребыванию в ней, как к
- особый интерес к новому,
собственно школьному
- отказ от характерных
для дошкольного детства
- признание авторитета учителя.
Каждый ответ оценивают как "школьный" вариант или "дошкольный" вариант.
Вопросы "школьного" варианта определяют следующим образом:
I. Общее отношение к школе и учению
1. Положительное отношение
к поступлению и пребыванию
в школе (отказ от
2. Наличие школьно-учебных
ориентаций в ситуации
II. Ориентация на новое,
собственно школьное
1. Отказ от школы, лишенной
школьно-учебного содержания (школы,
в которой занятия грамоте
и счету заменены уроками
2. Предпочтение уроков грамоты и счета "дошкольным" видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.).
3. Содержательное представление о подготовке к школе.
III. Ориентация на новые,
собственно школьные нормы
1. Предпочтение коллективных
классных занятий
2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.
3. Предпочтение отметки
как формы учебной работы
видам поощрения (сладости, игрушки).
IV. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями)
"Дошкольный" вариант
противоположен "школьному". Количественные
результаты оформляют в
Таблица 4
Характеристика внутренней позиции старшего дошкольника и младшего школьника
Возраст детей Время опроса Элемент внутренней позиции I II III IV 1 2 1 2 1 2 3 6 лет Начало учебного года
Конец учебного года 7 лет Начало учебного года
Конец учебного года
2.4. Методика эмоционально-
Методы эмоционально-цветовой аналогии разрабатывались на основе существующей специфической связи выбора человеком цвета с его эмоциональным состоянием.
Способность цвета особым образом воздействовать на эмоциональные состояния людей, а эмоциональных состояний - отражать в себе богатую палитру существующих в природе красок широко используется в прикладной цветопсихологии. Явления, связанные с цветовосприятием человека, стали употребляться и для изучения некоторых особенностей личности, ее состояний.
Исходным в применении
цвета в исследовательских
Цветовосприятие часто определяется
индивидуальными и
Хотя в цветопсихологической практике сложился определенный эталон оценки шести основных цветов, входящих в цветовой круг Гете, - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и черный, было проведено контрольное исследование по цветовое приятию этих цветов на выборке в 480 человек- подростков и юношей, представляющих основные территории страны. (Исследования проводилось во Всероссийском пионерском (оздоровительном) лагере "Орленок").Результаты подтвердили существование для основной массы людей традиционной эмоциональной оценки цветов: красный - настроение восторженное, активное; оранжевый -радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, ровное; синий- грустное, печальное; фиолетовый - тревожное, тоскливое; черный - состояние крайней неудовлетворенности. В контрольном исследовании некоторое смещение оценки происходило только с зеленым и синим цветами. Коэффициент корреляции между традиционной и реальной оценками цветовых символов - 0,92.