Развитие эмоциональной сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.

Оглавление

Введение 3
1. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников 4
1.1. Отношение к ребенку 8
2. Анализ влияния состояния эмоциональной сферы на
мотивацию учения младших школьников 12
2.1. Методики диагностики влияния 12
2.1.1. Косвенные методики диагностики
мотивации учения 12
2.1.2. Прямые методики диагностики мо-
тивации учения младших школьников 16
2.1.3. Проективные методики диагностики
мотивации учения младших школьников 20
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 27
2.3. Изучение новой внутренней позиции 28
2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 30
2.5. Проведение исследования 35
3. Коррекция психо-эмоциональных нарушений школьным
психологом 39
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников 41
Заключение 53
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Программа самообразования с интернета.docx

— 103.19 Кб (Скачать)

III. Беседа с родителями

Является чрезвычайно  важной для диагностики мотивации  учения школьника, поскольку дает более  полные данные о видах значимой деятельности школьников и значимых для него субъектах, т.е. дополняет данные, собранные  в беседе с учителем. В случае, если непосредственную беседу с родителями сложно осуществить, для сбора данных можно воспользоваться "Анкетой  для родителей".

IV. Анкета для родителей

Анкета для родителей  также служит для определения  показателей мотивации учения младших  школьников. Если родители искренне отвечают на вопросы анкеты, то это позволяет  уточнить, например, происхождение  ведущих мотивов учения. Родители помогают выявить такие моменты  повседневной жизни школьника, которые  скрыты от учителя и психолога  и непосредственно отражают отношение  школьника к учению.

Анкета для родителей  применяется в каждом классе с  необходимыми изменениями при переходе из одного класса в другой. Более  целесообразным является передача анкеты ученику в запечатанном конверте с просьбой передать своим родителям. В таком же виде анкета возвращается к психологу. В анкете для родителей  указывается косвенная мотивировка  заполнения анкеты - улучшение внеклассной  работы. Такая "секретная" передача анкеты делает ответы родителей более  откровенными: в случае, если у родителей  конфликт с учителем, они прямо  напишут о своем недовольстве ситуацией в школе и назовут  причины такого положения.

Анкета для родителей (у школьников 1-ого класса)

Уважаемый... Для того, чтобы  более успешно организовать внеклассную  работу, нам необходимо узнать, чем  интересуется Ваш сын (дочь), как  он (она) относится к школе.

Большая просьба внимательно  прочитать анкету и ответить на все  поставленные вопросы.

Заранее благодарим Вас!

Фамилия, имя ребенка Год, месяц рождения Мать: Ф.И.О. Образование, специальность

1. Состав семьи

2. Где воспитывался ребенок:  дома, детсад (нужное подчеркнуть) , если дома, с кем оставался

3. Каковы любимые занятия  ребенка?

4. В какие игры и  с кем любит играть ребенок:

а) дома

б) во дворе

5. Чем интересуется ребенок?

6. К кому ребенок больше  всего привязан, в семье, с кем  он общается?

7. С кем он дружит? Характер  отношений с друзьями.

8. Выполняет ли ребенок  Ваши указания сразу или приходится  на него дополнительно воздействовать? Каким образом?

9. Хотел ли Ваш ребенок  пойти в школу?

10. Отношение Вашего ребенка  к школе: а) положительное, б)  нейтральное, в) отрицательное  (нужное подчеркнуть).

11. Изменилось ли отношение  Вашего ребенка к школе за  время учебы? Когда именно?

12. Какими школьными предметами  Ваш ребенок интересуется больше  всего?

13. По каким предметам  домашние задания он делает  быстро?

14. По каким предметам  домашние задания он делает  медленно?

15. Любит ли Ваш ребенок  рисовать? Да. Нет. Не знаю (нужное  подчеркнуть).

16. Хорошо ли рисует  он? Да. Нет. Не очень хорошо (нужное  подчеркнуть)

17. Что ребенок обычно  рисует?

18. Что Вам не нравится  в Вашем ребенке?

19. Проверяете ли Вы  домашние задания у ребенка?  Всегда. Иногда. Не нахожу нужным  это делать (нужное подчеркнуть).

20. Идет ли утром Ваш  ребенок в школу: а) с желанием, б) неохотно, в) без выраженного  отношения (нужное подчеркнуть).

21. Какие жалобы высказывает  Ваш ребенок по отношению к  учению?

22. Как, по Вашему мнению, можно устранить причины этих  жалоб?

23. Чем Вы недовольны  по отношению к учебе Вашего  ребенка в школе?

Дата заполнения анкеты Отец ребенка: Ф.И.О. Специальность, образование

V. Кривая текущей успеваемости

Начиная со 2-го полугодия 1-ого  класса, когда первоклассникам начинают ставить оценки, для диагностики  мотивации учения можно пользоваться данными школьной успеваемости. Однако при этом нельзя забывать, что отметка  не всегда является значимой для младших  школьников, поэтому необходимо выявить  тот психологический смысл, который  имеет отметка для школьника. Для определения отношения школьника  к учению может быть продуктивным, как указывают Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина (1951), анализ кривой текущей  успеваемости. В начале школьного  обучения она носит, как правило, ровный характер. Однако с 3-го класса может  появляться "скачущая" кривая успеваемости, которая свидетельствует о доминировании  у школьника не познавательных, а  социальных мотивов учения (завоевать  уважение в классе, завоевать авторитет  у родителей и т.д.).

VI. Беседа свободная с  учеником

После осуществления процедуры  обследования и получения предварительных  данных о мотивации учения школьника  по выделенным показателям, необходимо провести дополнительную беседу с учеником, уточняющую содержание этих показателей. Свободная беседа с учеником позволит экспериментатору проверить правильность своих выводов, а в случае неоднозначно выраженного отношения ученика к учению направит экспериментатора на дополнительную диагностику, включающую повторное проведение методики, результаты которой вызывают сомнение. Однако здесь не следует забывать о том, что результаты свободной беседы учитываются наряду с другими методиками, а не как окончательный диагноз мотивации учения школьника.

2.1.2. Прямые методики диагностики  мотивации учения младших школьников

VI. Беседа-интервью

Данная методика проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые психолог последовательно  задает школьнику. Вопросы, входящие в "Беседу-интервью", составлены таким  образом, что направлены на диагностику  всех 4-х показателей мотивации  учения младших школьников. Отношение  школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 31.

Отношение школьника к  конкретным предметам определяется с помощью вопросов №№ 18, 19, 20. 24, 25, 26, 28, 29, 30.

Вида личностно значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов №№ 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.

Личностно значимые для школьника  субъекты определяются с помощью  вопросов №№ 4, 6, 7, II, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 27, 30.

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые  для сбора данных о школьнике  и введения его в ситуацию обследования - №№ I, 2, 3, 5.

Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.

Список вопросов анкеты следует  расположить таким образом, чтобы  школьник его не видел, и фиксировать  на отдельном листе бумаги номер  вопроса и ответ на него. Здесь  также удобно использовать магнитофон, поскольку это дает возможность  экспериментатору более точно фиксировать  эмоциональные проявления, связанные  с отношением школьника к содержанию вопроса.

Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными  ответами школьника о виде его  значимой деятельности. Так, в вопросах, где сравнивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.

Беседа-интервью (для 1-го класса)

1. Знакомство с испытуемым :(меня зовут ... А тебя?)

2. Сколько тебе лет?

3. Где ты живешь? Ты  ходил в детсад?

4. С кем ты живешь? (члены  семьи) Где работают родители?

5. Какие времена года  ты знаешь?

6. Кого ты любишь? (Кто  тебе нравится?)

7. Кто тебя любит? (Кому  ты нравишься?)

8. Чем ты любишь заниматься?

9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.

10. Любишь ли ты ходить  в школу или нет? Почему?

11. Кто твои товарищи? С  кем ты дружишь?

12. Где ты готовишь уроки?  Кто помогает тебе готовить  уроки?

13. Ходишь ли ты в  группу продленного дня? Проверяют  ли дома домашние задания, которые  ты сам сделал?

14. Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?

15. С кем тебе интереснее  заниматься: с мамой или папой?

16. Что ты обычно делаешь  на перемене? Некоторые ребята  больше любят перемены, а некоторые  уроки. А тебе что больше  нравится?

17. Зачем ты ходишь в  школу?

18. Какие уроки у тебя  в школе?

19. Какой урок тебе больше  всего нравится? Какой урок тебе  не нравится?

20. Какой урок тебе нравится  больше: письмо или математика? (письмо  или чтение?) (математика или чтение?)

21. Кем ты хочешь стать,  когда вырастешь большим?

22. Любишь ли ты слушать,  как рассказывает учитель? Разговариваешь  ли ты с учителем на перемене? О чем? Что ты делаешь, чтобы  учитель был тобой доволен?

23. Я знаю мальчика, который  говорил, что он больше любил  ходить в детский сад, чем  в школу. А где тебе больше  нравится: в детском саду или  в школе?

24. Тебе больше нравится  решать задачи или (называть  личностно значимую деятельность  ребенка)?

25. Тебе больше нравится  писать буквы или. (назвать личностно  значимую деятельность ребенка)?

26. Тебе больше нравится  читать или (назвать личностно  значимую деятельность ребенка)?

27. Кто тебя отводит  в школу и забирает после  нее?

28. Ты хорошо решаешь  задачи?

29. Хорошо ли ты пишешь?

30. Где ты лучше решаешь  задачи и пишешь: дома или в  школе? Почему?

31. Что ты мог бы рассказать  о школе мальчику (или девочке) , который (которая) ходит в  детский сад?

VIII. Лесенка уроков

Проведение данной методики также как и следующей за ней  методики "Лесенка побуждений" предполагает, что школьник в достаточной  мере овладел навыками чтения, поэтому  они могут применяться, начиная  со 2-ого полугодия 1-ого класса.

Методика предполагает определение  того, какие предметы школьники считают  для себя самыми интересными (так  называемые "основные" предметы - математика, чтение, русский или  остальные предметы). Методику можно  проводить либо со всем классом одновременно, либо - индивидуально, с каждым учеником.

Описание методики. Экспериментальный  материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов: математика, русский  язык, чтение, ... Например:

МАТЕМАТИКА

Далее школьник должен выразить свое отношение к каждому учебному предмету и построить "Лесенку  уроков".

Если основные школьные предметы стоят на верхних ступенях лесенки (1-1V), то отношение к ним определяется как положительное, если они стоят  на нижних ступенях лесенки (V-VIII) - как  отрицательное.

Инструкция испытуемому. Имя испытуемого. В школе есть самые разные уроки. Давай построим "Лесенку уроков"! Мы хотим знать, какие уроки тебе нравятся больше, а какие - меньше.

Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой.

Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один урок, который нравится тебе больше всего. Отложи эту карточку наверх по парте.

Посмотри на оставшиеся уроки. Какой из них нравится тебе больше всего? Возьми карточку с названием  урока и положи ее ниже первой карточки так, чтобы получилась лесенка из двух ступенек.

Снова посмотри на оставшиеся уроки и выбери гот, который больше всего тебе нравится. Положи эту  карточку еще ниже. Теперь лесенка  состоит из 3-х ступенек.

Понятно, как ее строить? Из оставшихся уроков надо всегда выбирать тот, который больше всего тебе нравится.

Продолжай строить "лесенку" дальше.

Мы закончили "лесенку  уроков". Проверь, правильно ли ты ее построил?

Сверху, на первой ступеньке  должно быть название урока, который  нравится тебе больше всего. Так ли это?

На нижней ступеньке лесенки  должно быть название урока, который  нравится тебе меньше всего. Так ли это?

IX. Лесенка побуждений

Здесь ученик в доступной  форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов  учения: социальные и познавательные. Мы придерживаемся, в основном, классификации  мотивов учения, предложенных Л.И.Божович (1951), А.К.Марковой (1983),и выделяем следующие  их виды:

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный - ориентация на овладение новыми  знаниями;

2) процессуальный - ориентация  на процесс учения;

3) результативный - ориентация  на результат учения (оценку) ;

4) учебно-познавательный - ориентация  на усвоение способа получения  знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный  мотив - стремление приобрести  знания, чтобы быть полезным обществу;

2) "учительский мотив" - стремление заслужить похвалу  и одобрение со стороны учителя;

3) "родительский мотив" - стремление заслужить похвалу  и одобрение родителей;

4) "товарищеский мотив" - стремление заслужить уважение  своих товарищей.

Ученикам предъявляются  на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих выше указанным 4-м познавательным и 4-м  социальным мотивам:

I.) 1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь потому, что  мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать  задачи.

II.)1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен  моими успехами.

3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать  родителей .

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня  уважали товарищи.

Результаты, полученные с  помощью данной методики, свидетельствуют  о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые  определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном  сочетании у школьника. Если эти  места занимают 3 или 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании  данного типа мотивов учения (например, социальных). Инструкция испытуемому. Мы построили "Лесенку уроков". Давай построим еще одну лесенку. Она будет называться "Зачем  я учусь". Перед тобой разложены  карточки, на которых написано, зачем  школьники учатся в школе. Разложи  их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе