Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.
Введение 3
1. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников 4
1.1. Отношение к ребенку 8
2. Анализ влияния состояния эмоциональной сферы на
мотивацию учения младших школьников 12
2.1. Методики диагностики влияния 12
2.1.1. Косвенные методики диагностики
мотивации учения 12
2.1.2. Прямые методики диагностики мо-
тивации учения младших школьников 16
2.1.3. Проективные методики диагностики
мотивации учения младших школьников 20
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 27
2.3. Изучение новой внутренней позиции 28
2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 30
2.5. Проведение исследования 35
3. Коррекция психо-эмоциональных нарушений школьным
психологом 39
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников 41
Заключение 53
Список литературы 54
Особая притягательность
игры дает возможность психологам привлекать
к ней детей и использовать
ее в разных целях. С одной стороны,
игра раскрывает особенности социального
и эмоционального опыта ребенка,
характеризует его интеллект
и эмоционально-нравственные проявления,
предоставляет возможность
Для усвоения знаний и умений с большим успехом применяют дидактические игры, для формирования физического совершенства - подвижные, а для развития социальных эмоций и социальных качеств личности - игры с правилами, сюжетно-ролевые. Вот почему неумение детей играть может означать задержку в развитии социальных качеств ребенка, его социального сознания.
В исследуемом нами классе педагога Новиковой Нины Ильиничны (см. п. 2.5.), когда дети пришли в первый класс, проводилось наблюдение за действиями детей в игре, а когда стали появляться первые неприятности (второе полугодие), проводилась психологическая работа с детьми. Рассмотрим описание и результаты:
"Проследим за поведением
в игре возбудимых детей. Их
поведение в группе и во
дворе характеризуется
Этих детей отличает положительное
эмоциональное отношение к
Обыгрывая предметную ситуацию, один из возбудимых детей - Андрей - вначале выбирает машины, оказавшиеся в центре игровых действий. Наблюдая за ребенком, взрослый видит, что у него отсутствует замысел игры и осторожно подключается к игре. Используя возникший у ребенка интерес к животным, вступает с ним в контакт от имени персонажей-зверей; он дает ребенку понять, что они попали в затруднительное положение: а) заблудившись в лесу и не находя своих родителей, они спрятались в охотничьем домике, но не знают, примет ли их охотник и как будет к ним относиться, если примет; б) в домике охотника они начинают ссориться.
Игровые действия ребенка с этого момента начинают развертываться в ином направлении и складываются в логическую цепочку условных игровых взаимоотношений с персонажами.
Играя с ребенком "на равных", взрослый сопровождает свои действия соответствующими эмоционально-выразительными реакциями, высказываниями, и это, как оказалось, вызывает повышенную серьезность при решении игровых проблемных ситуаций и эмоциональный подъем ребенка. В результате смены объекта эмоционального отношения (ребенок обращается целиком к персонажам, а машины - вспомогательное звено в развитии сюжета) появляется замысел, конкретизирующийся в соответствующих игровых целях, достигая которые ребенок оказывался изобретательным и гибким. При этом он выражал доброжелательность и ласку по отношению к персонажам и, время от времени, разрешая их "конфликты", поучал: "Надо дружно жить". Таким образом, ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к персонажам сочетается со знанием правил взаимодействия - и это хорошая основа для воспитания в ребенке нравственных правил. Эмоциональное состояние во время игры можно характеризовать как состояние благодушия на основе действия с игрушками и удовлетворения желания играть.
Итак, Андрей во время игры со взрослыми обнаруживает широкий диапазон положительных эмоций. Что мешает им проявляться с такой очевидностью при взаимодействии со сверстниками в классе? Ведь Андрей не любит одиночества и всегда стремится к детям, но любая игра разрушается, не успев развернуться.
В игру приглашен сверстник, как раз тот, с кем Андрей больше всего дружит и чаще всего ссорится.
Приглашение поиграть вместе
встречено с восторгом. Замысел
возникает сразу - это военная
игра с фигурками солдатиков. Игра
начинается на сравнительно спокойном
эмоциональном фоне. Занятый созданием
игровой ситуации, Андрей сохраняет
спокойствие и
Некоторый всплеск возбуждения появляется в момент несогласия с действиями партнера. Андрей громко возмущается тем, что его сверстник заводит машину на аэродром. Он кричит на него, но, когда тот подчиняется, заметно входит в роль командира и утверждается в ней при поддержке партнера, который тоже называет себя командиром. Положительным взаимоотношениям способствует то, что они оба, не договариваясь, как бы избегая конфликта, начинают воевать на одной стороне против общих врагов-фигурок. В этих условиях не наблюдается столкновений даже из-за единственной пушки.
В условиях совместной игры Андрея со сверстником психолог также помогает детям косвенными игровыми подсказками и отвечает на их вопросы, поддерживая и условный, и реальный планы отношений; он направляет чувства детей на решение игровых задач.
По мере развития воображаемой ситуации в игре наступают эмоциональное напряжение и азарт, что проявляется в экспрессии голоса, лиц и поз детей. Усиленная жестикуляция, горящие глаза, раскрытые рты, выкрики - все отражает значительный эмоциональный накал и сильное возбуждение. Такой эмоциональный подъем сочетается с активизацией воображения и с усилением творческой инициативы.
В этих условиях можно наблюдать, как дети отворачиваются от столика с игрушками, которые перестают выполнять роль опоры для развития воображаемого плана. Зажмурив глаза и зажав уши руками, Андрей выкрикивает: "Я Чкалов! Я Чкалов!",- и его партнер кричит в ответ: "Товарищ Чкалов! Товарищ командир, я слышу!" Игра с большим азартом выходит на другой уровень и продолжается в словесном плане.
Направляемая взрослым игра оканчивается без конфликтов при подчинении Андрею его сверстника.
Несколько иначе ведут
себя в игре дети обособленные. Поэтому
психологу следует уделять
Так, например, Лиза, избегая ситуации общения и проявляя настороженность в период знакомства с игрушками, испытывает игровое возбуждение при проигрывании отрицательных поступков персонажей. В игре, которую сама придумала дома, она весьма оживляется, изображая злую мышь, казнящую тряпочную куклу-бабушку. Игровые действия, направленные на то, чтобы причинить зло, наказать, приобретают особый личностный смысл: Лизу охватывает радость разрушения. В данный момент персонаж - мышь - близок ребенку, так же как привлекательная игровая ситуация. Ролевое участие взрослого в судьбе "бабушки" и его желание противодействовать злой мыши только усиливают желание Лизы довести "казнь" до конца. Она сует руку "бабушки" в маленькую морскую раковину и заявляет: "Все, умерла!" Глаза ее горят, щеки разрумянились - нет и следа от присущей ей в группе рассудительной "правильности" или скованности. Игровые действия вызывают яркие переживания и эмоциональный подъем. Возможно, что, сникая в классе при малейшем окрике и находясь дома в системе жестких оценок, Лиза, не удовлетворенная отношением к ней, в роли мыши отыгрывается на слабом, беспомощном существе. Здесь эмоциональное отношение к персонажу - бабушке - противоречит ее нравственным представлениям, которые ею хорошо усвоены.
Посмотрим, как складывается
ее отношение к куклам-персонажам
сюжетно-ролевой игры. Играя со взрослым
в больницу, Лиза выбирает роль медсестры.
Поначалу ее действия носят предметный
характер и сопровождаются спокойно-удовлетворенным
состоянием. Пациенты-куклы не пользуются
ее вниманием - лежат на кроватках
или сидят на кушетке, в то время
как она деловито и сосредоточенно
наводит порядок в медикаментах
и игрушечных инструментах. Взрослый,
выполняя роль врача, начинает обход
больных в сопровождении
Итак, создавая определенные игровые ситуации, взрослый может понять, какое развитие получают социальные эмоции ребенка, каков его эмоциональный "багаж" и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие нравственных качеств детской личности.
Труднее всего ребенку воспроизводить взаимоотношения людей, а ведь игра на высоте своего развития и есть игра в человеческие отношения.
Обособленные дети стремятся играть в одиночку, где их игровым действиям никто не противоречит. В коллективной игре, не умея строить отношения, эти дети часто терпят неудачу и оттого избегают участия в таких играх. Объясняют они это тем, что не хотят играть.
Для понимания особенностей
взаимодействия детей и особенностей
эмоционального отношения к сверстникам
очень много дает наблюдение за их
игрой. Согласны ли они поиграть вместе
или обнаруживают негативизм? Как
включаются в игровое обучение? Принимают
ли чужую инициативу или сопротивляются
ей? Какие отношения преобладают
в игре - реальные или условные? Какое
эмоциональное отношение к
Их отношение к персонажам и к партнерам по игре открывает педагогу огромный диапазон положительных эмоций, необходимых для формирования нравственных качеств личности. Однако в ряде случаев над детьми властвуют жесткие установки, оценки родителей по отношению к окружающей действительности, к поступкам людей, к общению с ними, к их качествам, внешности. Подобные особенности семейного воспитания препятствуют правильному развитию детских эмоций.
Среди различных способов
коррекции эмоциональных
Эмоционально неблагополучные
дети испытывают различные затруднения
в игре. Они проявляют, например,
жестокое отношение к куклам, которых
обижают, мучают или наказывают. Игры
таких детей могут иметь
Указанная тесная связь между эмоциональным развитием детей и развитием игры свидетельствует о том, что психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализовать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.
С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с правилами. Это требует от психолога знания закономерностей развития игровой деятельности в разные возрастные периоды и умения руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались. Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.
Педагогу необходимо развивать
эмоциональное отношение
Присмотримся к игре уже знакомых нам детей. Вот семилетняя Тоня со сверстницей играют в "парикмахерскую". Клиенты-куклы, рассаженные на стульчиках, дожидаются своей очереди, но Тоня не обращает на них внимания. Она целиком сосредоточена на игрушечных ножницах (которые то раскрывает, то закрывает) и на других предметах, необходимых для игры в "парикмахерскую".