Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.
Введение 3
1. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников 4
1.1. Отношение к ребенку 8
2. Анализ влияния состояния эмоциональной сферы на
мотивацию учения младших школьников 12
2.1. Методики диагностики влияния 12
2.1.1. Косвенные методики диагностики
мотивации учения 12
2.1.2. Прямые методики диагностики мо-
тивации учения младших школьников 16
2.1.3. Проективные методики диагностики
мотивации учения младших школьников 20
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 27
2.3. Изучение новой внутренней позиции 28
2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 30
2.5. Проведение исследования 35
3. Коррекция психо-эмоциональных нарушений школьным
психологом 39
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников 41
Заключение 53
Список литературы 54
Отчетливо
Отчетливо
Отчетливо
Отчетливо
Оранж., желт.
Красный
Голубой
Красный
Голубой
Черный
Синий
Красный, черный
Зеленый
Красный
Отчетливо
Отчетливо
Небрежно
Отчетливо
Отчетливо
Небрежно
Небрежно
Небрежно
Отчетливо
Отчетливо
Если анализировать рисунки по формальным характеристикам (тщательность прорисовывания деталей рисунка - положительное отношение; цвет рисунка; творческое или формальное отношение изображения - свобода композиции, наличие сюжета), то можно отметить следующее: в основном, детские рисунки практически полностью отражают эмоциональное отношение к интересующим их событиям "Про самое интересное", и очень ясно прослеживается отношение школьников к учебе по их цветовым предпочтениям. Так, у детей с текущей успеваемостью "4" или "5" заметно преобладание цветов с высокой ранговой оценкой (подробная оценка цветовых рангов рассматривалась в п.2.4.), т.е. это в основном красный, оранжевый, желтый цвет. Но и у отстающих школьников заметна эта тенденция. А вот что касается рисунков про школу, то здесь явные признаки негативного отношения. Во-первых, рисунки, в основном, выполнены небрежно, преобладающие цвета с низкой ранговой оценкой (синий, черный, зеленый). Но, например, у мальчика Гены, хоть с учебой не все ладится, отношение к школе очень хорошее (яркие цвета, отчетливое изображение). Если рассматривать его работы еще и по содержательным характеристикам, то мы видим, что ребенок по собственной инициативе (!) принес в школу не два рисунка, а несколько, что школьная тема включена и в рисунки "Про самое интересное". Не только для Гены, но и для многих детей в этом классе очень важным моментом является авторитет учителя, умного, справедливого, любящего своих учеников.
Кроме того, почти в каждом рисунке "Про школу" прослеживается наличие деталей, связанных с отдельными школьными предметами. У учеников с текущей успеваемостью "3" заметно наличие в рисунках деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку. Это говорит о желании детей улучшить свою успеваемость.
Педагог рассматриваемого класса проводит очень много времени с детьми во внеурочное время. Много ходят в театр, цирк, весной и летом - в походы. И это отражено в детских рисунках, причем в большинстве своем личность учителя выступает в качестве центрального объекта на детских рисунках. Интересным явилось и то, что после проведения беседы по уточнению содержания рисунков, изображенное детьми содержание было адекватно результатам беседы, за исключением девочки Кати, которая использовала много черного цвета в рисунке "Про школу" только потому, что здание школы, по ее словам, смешно рисовать другим цветом, потому что так не бывает. Но после беседы выяснилось, что если бы учли ее пожелания при ремонте школы, она бы выбрала для покраски здания самые красивые, "разноцветные цвета".
Для второго тестирования используем косвенную методику, а именно - "Кривая текущей успеваемости". Учителем этого класса отмечался средний уровень оценок за три года, начиная со второго полугодия первого класса. Графически эти данные мы можем увидеть ниже.
График 1 . Кривая текущей успеваемости.
Анализируя эти графики, можно отметить, что в начале школьного обучения кривая текущей успеваемости носит достаточно ровный характер. Но, начиная со второго класса, уже появляется "скачущая" кривая, что говорит о преобладании у ряда учеников не познавательных, а социальных мотивов учения, а именно: завоевания авторитета в классе, у учителя, у своих и чужих родителей, либо чтобы показать свою "взрослость", независимость. Но, в общем, в исследуемом классе наблюдается хорошая атмосфера общения, дружный коллектив, внимательная забота учителя и большая помощь со стороны родителей. Выбранный мною класс является самым лучшим по всем показателям в параллели третьих классов средней школы № 23.
3. КОРРЕКЦИЯ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ
Результатом постоянно напряженного,
неблагоприятного эмоционального состояния
ребенка могут явиться
Естественно, у школьного
психолога возникает ряд
Организация таких школ-семинаров требует большой и серьезной подготовки. В нее должны входить:
I. Проведение предварительных
исследований типичных проблем
и трудностей в учебно-
II. Предварительное знакомство
о будущими участниками,
Фактически необходимую информацию школьный психолог извлекает из всей своей работы с учителями, детьми и их родителями, проанализировав ее с точки зрения указанных проблем. Но очень полезными оказываются и результаты специальных исследований. (Основные методики были указаны выше).
Ш. Подробная разработка
программы работы, включающая сценарии
отдельных частей, связанные с
основными выделенными
IV. Административно-хозяйственное
обеспечение. Предполагаемый
1) зафиксировать и довести
до сознания педагогов
2) совместно проанализировать
цели и ценности воспитания, их
иерархию и сформулировать
3) добиться от каждого
из учителей принятия "разрыва"
как личной проблемы, выявив связь
неудач разного рода с
4) помочь каждому педагогу
понять, что лежит в основе
допускаемых им ошибок, путем
совместного анализа его опыта,
5) продемонстрировать
Следует иметь в виду своеобразную двойственность отношения учителей к совместной работе с психологом. "Ученическая" установка педагога сочетается с потребностью в высокой активности и желанием высказаться и быть выслушанным. С одной стороны, присутствует требование получить знания, готовые к употреблению в практике, а о другой стороны - требование возможности все объяснить самостоятельно. Обсуждение проблем и трудностей с психологом базируется на признании недостаточности собственной профессиональной подготовки, что естественно вызывает субъективный протест, но сопровождается пониманием необходимости чужой помощи. Будет целесообразным для психолога объяснить на первых этапах сотрудничества, что трудности действительно есть, но они - объективны, что субъективность учителя лишь придает им ту или иную окраску, психолог тоже не знает рецептов на все случаи жизни и, только объединив то, что знают и умеют педагоги и психологи, можно рассчитывать на успех.
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников
Детские психологи единодушно
приходят к выводу, что значение
игры для коррекции психо-
Участие ребенка в игре стирает все обиды. Даже маленькая, неприметная роль в игре обладает для школьника младшего возраста приоритетом над другими, неигровыми видами деятельности.
В соответствии с общепринятым
в отечественной детской
Известно, что отношение ребенка к окружающему миру складывается под влиянием оценок взрослых и их эмоционально-выразительного отношения к событиям, явлениям, людям. Отношение взрослого, его пример во многом определяют развитие потребностей ребенка, его ценностных ориентации, его стремлений и желаний, а также умения откликаться на положение окружающих людей, сопереживать им. И это определяет содержание его внутреннего мира и содержание игровой деятельности. Уместно вспомнить поэтому слова К. Д. Ушинского о том, что "дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь".
В игре, как ни в какой
другой деятельности, реализуется стремление
ребенка в определенном возрасте
приобщиться к жизни взрослых.
В ней осуществляется его желание
быть, как папа, как доктор, как
шофер. А. В. Запорожец по этому поводу
пишет: "Как ни стремится ребенок
быть воспитателем, строителем или
шофером, он не в состоянии этого
сделать реально, потому что у
него нет для этого ни физических
сил, ни знаний и умений. Но он может
сделать все это в игре, активно
воспроизводя привлекательные для
него действия и взаимоотношения
взрослых и тем самым приобщаясь
к социальной жизни, становясь в
известном смысле ее участником".
Вот чем привлекательна для детей
игра, вот что побуждает малышей
осваивать игровую