Развитие эмоциональной сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.

Оглавление

Введение 3
1. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников 4
1.1. Отношение к ребенку 8
2. Анализ влияния состояния эмоциональной сферы на
мотивацию учения младших школьников 12
2.1. Методики диагностики влияния 12
2.1.1. Косвенные методики диагностики
мотивации учения 12
2.1.2. Прямые методики диагностики мо-
тивации учения младших школьников 16
2.1.3. Проективные методики диагностики
мотивации учения младших школьников 20
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 27
2.3. Изучение новой внутренней позиции 28
2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 30
2.5. Проведение исследования 35
3. Коррекция психо-эмоциональных нарушений школьным
психологом 39
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников 41
Заключение 53
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Программа самообразования с интернета.docx

— 103.19 Кб (Скачать)

Педагогика  курсовая работа

 

Развитие эмоциональной  сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе

                                                                                                                  Скачать работу 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

лист

Введение 3

1. Личностные формирования  в учебной деятельности 

младших школьников 4

1.1. Отношение к ребенку  8

2. Анализ влияния состояния  эмоциональной сферы на 

мотивацию учения младших  школьников 12

2.1. Методики диагностики  влияния 12

2.1.1. Косвенные методики  диагностики 

мотивации учения 12

2.1.2. Прямые методики диагностики  мо-

тивации учения младших школьников 16

2.1.3. Проективные методики  диагностики 

мотивации учения младших  школьников 20

2.2. Изучение эмоционального  отношения к школе 27

2.3. Изучение новой внутренней  позиции 28

2.4. Методика эмоционально-цветовой  аналогии 30

2.5. Проведение исследования 35

3. Коррекция психо-эмоциональных  нарушений школьным 

психологом 39

3.1. Значение игры для  преодоления эмоциональных 

трудностей школьников 41

Заключение 53

Список литературы 54

ВВЕДЕНИЕ

В представленной работе раскрывается актуальность проблемы развития эмоциональной  сферы младших школьников и ее учета в учебно-воспитательной работе.

Обоснованность темы, ее значимость для науки и практики, а также актуальность заключается  в следующем.

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс  важен не только для школьников и  их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей  со сверстниками и со взрослыми рассматриваются  через призму школьных дел, успехов  или неудач. Необходимо понимать состояние  внутренней тревоги ребенка: ему  хочется стать учеником, но он ощущает  определенный страх перед школой, так как предстоит заниматься делом общественно значимым, обязательным. У ребенка возникает потребность  учиться в школе, желание стать  школьником, занять новую позицию  в жизни. Стремление дошкольника  старшего возраста включиться в мир  серьезных взрослых обязанностей выражается в желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются старшие ребята. Возникновение у  ребенка такого уровня самосознания означает, что наступил конец дошкольного  периода. В русле и рамках учебной  деятельности у младшего школьника  формируются психические процессы, складываются основные качества личности. Поэтому очень важно рассмотреть  основные направления, концепции и взгляды ведущих психологов и детских педагогов, чтобы иметь представление об имеющихся данных и знать, в каких направлениях следует проводить новые исследования и практические наработки. Это мы рассматриваем в первой главе параллельно с вопросом об отношении к ребенку и его личностном формировании в учебной деятельности.

Целью исследования является сбор и анализ имеющейся информации по диагностике влияния эмоционального состояния на учебно-воспитательный процесс и использование этой информации для проведения исследования в группе детей младшего школьного  возраста.

Во второй главе данной работы анализируется влияние состояния  эмоциональной сферы ребенка  на его учебную деятельность. Приводятся основные методики по эмоциональной  диагностике, проводится небольшое  исследование в группе детей младшего школьного возраста, делаются выводы о состоянии эмоциональной сферы  и успеваемости в данном классе.

В третьей главе даются примерные рекомендации по коррекции  возможных отклонений в эмоциональном  развитии детей для школьного  психолога и педагога, приводятся данные о значении игры для преодоления  эмоциональных трудностей детей.

Структура работы: курсовая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит 30 источников. Объем курсовой работы 55 страниц, приведено 6 таблиц, 2 рисунка (фото), 1 график.

1. ЛИЧНОСТНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ  В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

С поступлением в школу  резко изменяется уклад жизни  ребенка, изменяются его отношения  со взрослыми и сверстниками, в  нем укрепляется сознание нового положения школьника, новых обязанностей в семье, в коллективе сверстников. Как было отмечено выше, ведущей  деятельностью младшего школьника  становится учение, которое существенно  изменяет мотивы его поведения, открывает  новые источники развития познавательных и нравственных сил. Психолог В. В. Давыдов  указывает на несколько этапов такой  перестройки. Прежде всего - этап первоначального  вхождения ребенка в новые  условия школьной жизни. Основная масса  детей психологически подготовлена к этому, дети с радостью идут в  школу, ожидая встретить здесь что-то необычное. Такая внутренняя позиция  ребенка имеет очень большое  значение. Желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять  требования школы, учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня, приготовления уроков дома, организации школьных уроков и др. Эти требования ребенок воспринимает как общественно значимые и неизбежные. Внутренняя позиция ребенка связана и с его общим положительным отношением к учебному процессу. Дошкольник свыкается с мыслью о необходимости учения: чтобы стать летчиком, шофером, поваром и т. д., т. е. тем, кем он хотел быть в играх, нужны знания. Кроме того, интерес к тому, что такое школа, что в ней делают ребята, как проходят уроки, у детей появляется рано в результате их наблюдений за старшими братьями и сестрами, из рассказов взрослых и т. д. Все это формирует определенное отношение к будущему учению, и ребенок тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. Таким образом, у детей складывается определенный взгляд на учение.

В первое время школьник еще не знаком с содержанием конкретных учебных предметов, у него нет  познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются  в процессе изучения грамматики, математики и других предметов. Постепенно у  детей складываются подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Если ребенок проходит этот этап безболезненно, это свидетельствует о хорошей  готовности к школе и исключает  нежелательные негативные последствия. Психологи выделяют основные типы трудностей, характерных для детей, начинающих учиться. Во-первых, это особенности  нового школьного режима, который  требую от ребенка немалых волевых  усилии, формирования устойчивых привычек, помогающих более успешно преодолевать усталость, объективные затруднения. Необходимо чтобы родители и учитель  четко и понятно выражали новые  требования к жизни и деятельности ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения  и наказания с учетом возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей. Во-вторых, первоклассники испытывают трудности во взаимоотношениях с учителем, с товарищами по классу, в семье. В глазах ребенка учитель  является не заместителем родителей, как  это было в детском дошкольном учреждении. Учитель при всей возможной  приветливости и доброте к  детям выступает как авторитетный и строгий наставник, представитель  общества, вооруженный средствами контроля и оценки, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий  всякие отклонения от них. Педагог постоянно  оценивает работу детей; позиция  его такова, что ребенок не может  не испытывать некоторой робости  перед ним. Первокласснику не всегда удается сразу привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках, четкому исполнению всех указаний учителя по выполнению учебных действий. В результате одни дети становятся в школе чрезмерно скованными, а другие - развинченными. Иногда первоклассник теряется в новом окружении, что мешает формированию у него положительного отношения к школе.

Разумеется, что педагогу следует предъявлять одинаковые требования ко всем детям, но в то же время он должен внимательно следить  за индивидуальными особенностями  выполнения этих требований разными  детьми. Только на основе индивидуального  подхода к детям можно выбирать конкретный способ воздействия на них  с целью воспитания у всего  коллектива первоклассников привычки спокойного, выдержанного поведения  на уроках, соблюдения общего типа учебных  занятий, деловитости при ответах  на замечания учителя. Все это, в  конечном счете, сводится к воспитанию доверия к учителю и его  действиям, требованиям. Если учитель  одинаково ровен и требователен ко всем детям, в классе складываются нормальные взаимоотношения учащихся, что в свою очередь создает  хороший психологический фон  для коллективной работы класса. В  первые месяцы пребывания в школе  младший школьник должен понять, что  класс, а затем и школа - это  не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив.

Когда ребенок становится школьником, его положение в семье  меняется, что связано прежде всего  с тем, как он выполняет свои новые  непростые обязанности. Стремление родителей облегчить трудности  ребенка, в какой-то мере взять их на себя понятно, но рискованно. Приучать ребенка к режиму "потихоньку" или выполнять за него часть заданий  в надежде, что он "привыкает  к школе" и потом все будет  делать сам, - не лучший способ помощи. Наоборот, с самого начала школьной жизни важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его  обязанностей. Не следует бояться, что, требуя их выполнения, родители окажутся слишком строги. Первоклассник примет их с готовностью, если почувствует, что эти трудности нельзя обойти, что они присущи его новому положению. Добиться их выполнения - значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для учебного труда, снижение же требований прибавляет первокласснику трудности.

Младший школьник оценивается  по его успехам в учебе. Многие первоклассники начинают испытывать третий тип трудностей в середине учебного года. Дело в том, что в первые дни и недели процесс обучения обычно строится так, что дети получают те или иные готовые знания и определения, которые необходимо только запомнить и применять в нужных ситуациях. В этих условиях поле интеллектуального поиска ребенка невелико, познавательная самостоятельность ограничена, что в свою очередь слабо формирует интересы к самому содержанию учебного материала. В результате у младших школьников нередко наступает апатия. Стремление учителей преодолеть ее, внося в материал элементы внешней занимательности, желаемых результатов не дает. Чтобы предупредить "насыщение" учением, нужно дать детям на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, "столкнуть" их с проблемными ситуациями, которые активизируют познавательную деятельность, формируют интерес к учению, приобщают к усвоению общих способов решения жизненных задач. Благодаря активной мыслительной деятельности дети могут сознательно усвоить нужные знания и умения. Следовательно, отношение к ребенку в семье и его место в коллективе сверстников начинают определяться тем, как он учится. Этим отношением в значительной мере поддерживаются интересы школьника к учению как серьезному, важному делу.

Однако надо отметить, что  воспитывающее значение обучения, его  роль в становлении личности порой  недооцениваются. В результате получается так - учение само по себе, а воспитание само по себе. Воспитание сводится к  назиданиям по тому или иному поводу, к нравоучениям впрок, к осуждению  тех или иных проступков.

С самого начала обучения в  школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой  развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно  растущими требованиями, которые  предъявляют учебная работа, учителя, коллектив к личности ребенка, его  вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все  время нарастают, а наличный уровень  психического развития непрерывно подтягивается  к уровню требований.

Важнейшее воспитательное значение обучения, требующего от каждого ученика  определенного отношения к работе коллектива, заключается в выполнении им определенных правил поведения в  классе. Единые правила обязательны  для всех. Координация работы каждого  отдельного ученика с работой  всего класса и наоборот требует  подчинения всех и каждого определенным правилам. По своей природе эти  правила являются общественно направленными  по своему содержанию, в них отражаются общественно выработанные способы поведения, обеспечивающие, прежде всего, продуктивность работы всего классного коллектива. Выполнение правил поведения говорит не только хорошем поведении ученика, но и выражает его отношение к товарищам, ко всему коллективу.

Справедлива заповедь В. А. Сухомлинского  о том, что детям надо дать радость  труда, радость успеха в учении, пробудить  в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства. В. А. Сухомлинский отмечает: "От того, как ученик относится  в годы детства и отрочества к  самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит  его моральный облик".1

В младшем школьном возрасте продолжается процесс формирования личности ребенка. Как было отмечено выше, вся школьная жизнь первоклассника, его положение в семье требуют  от него умения согласовывать свои действия с требованиями учителя  и родителей, с распорядком семенной и школьной жизни, с действиями н  желаниями одноклассников и т. д. Постепенно отношения школьников выходят  за рамки учебной деятельности. У  них возникают интересы, связанные  с внеклассной и внешкольной  работой, с общественными делами. Более разнообразной становится их совместная жизнь, которая предъявляет  свои требования к отношениям детей  друг к другу, к их поведению: необходимо считаться с мнением товарищей, согласовывать свои поступки с правилами  и традициями школы, класса.

На этом фоне у младших  школьников начинает формироваться  собственное нравственное "кредо", которое обретает силу в подростковом возрасте. И все же изменение нравственной сферы связано с появлением у  младшего школьника собственных  взглядов, отношений, собственных требований и оценок, т. е. того, что образует внутренний стержень личности. В новых  видах деятельности, а также с  появлением новых связей с окружающими  у младшего школьника возникают  и некоторые новые критерии, мерки  оценки своих товарищей и самого себя. В младшем школьном возрасте оценка самого себя опирается на суждение педагога, родителей, товарищей. Не всегда самооценка учащихся правильна, чаще она  является желаемой, а не действительной. В основном эта оценка ориентирована  на школьные дела.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе