Развитие эмоциональной сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.

Оглавление

Введение 3
1. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников 4
1.1. Отношение к ребенку 8
2. Анализ влияния состояния эмоциональной сферы на
мотивацию учения младших школьников 12
2.1. Методики диагностики влияния 12
2.1.1. Косвенные методики диагностики
мотивации учения 12
2.1.2. Прямые методики диагностики мо-
тивации учения младших школьников 16
2.1.3. Проективные методики диагностики
мотивации учения младших школьников 20
2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 27
2.3. Изучение новой внутренней позиции 28
2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 30
2.5. Проведение исследования 35
3. Коррекция психо-эмоциональных нарушений школьным
психологом 39
3.1. Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей школьников 41
Заключение 53
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Программа самообразования с интернета.docx

— 103.19 Кб (Скачать)

На основе этих данных была разработана методика цветопись. Суть ее - в оценке членами групп своих  эмоциональных состояний, а также  в оценке общей эмоциональной  атмосферы группы за определенный отрезок  времени, выражаемой при помощи цвета. Цветопись применялась для изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата коллектива, самочувствия личности в коллективе. В практике исследовательской работы цветопись применялась также для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм воспитательного процесса и ряда других явлений.

Надежность "работы" цветосимволов  в реальных условиях изучения коллективов  проверялась несколькими способами. Например, путем сравнения словесного описания индивидуальных состояний  и общей психологической атмосферы  коллектива с соответствующим цветовым обозначением. В этих целях проводилось  интервьюирование членов коллектива в  одних случаях до, в других - после  цветотестирования.

Отметим, что цветопись  не дает возможность передать все  многообразие оттенков настроения человека - для этого любой предлагаемый набор цветов явно недостаточен. Однако тот или иной цвет все же отражает зону преобладающего настроения. В  этом отношении диагностика коллективных эмоциональных явлений (психологической  атмосферы, психологического климата  в коллективе) с помощью цветосимволов  осуществляется точнее.

Адекватность коллективных настроений их цветовыражению проверялась  также с помощью соотнесения  внешне фиксируемых коллективных эмоциональных  реакций и общих эмоциональных  состояний, отражаемых в цветописях. В этих целях были выделены группы экспертов из числа руководителей  коллективов, вожатых, инструкторов, методистов школьных классов и отрядов лагеря, которые по разработанной 12-балльной шкале эмоциогенности конкретных ситуаций оценивали реальные ситуации, наблюдали  за эмоциональными реакциями членов коллектива. Для контрольного изучения были выделены ситуации, повышающие эмоциональный  тонус (праздничный вечер, карнавал, турпоход) и понижающие его (прощальный "огонек" в лагере, конфликтные  ситуации в коллективах).

Полученные данные позволили  с определенной степенью доверия  отнестись к возможностям цветометодик в изучении эмоциональных явлений  в группах.

Основной методический инструмент проведенных исследований - это дневник  настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: семь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, белого и  черного цветов. Каждая полоса символизирует  определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой (таблица 5).

Таблица 5

Цветовой диапазон настроений

 

Мое настроение сегодня 

Тональность настроения

Настроение моего коллектива сегодня 

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Черный

Белый

Восторженное

Радостное

Приятное

Спокойное

Грустное

Тревожное

Крайне 

неудовлетворенное

Трудно сказать

 

Ученикам перед началом  исследования предлагается следующая  инструкция:

Мы обращаемся к вам  с несколько необычной просьбой: ежедневно рассказывать нам о  своем настроении. Мы понимаем, что  чувства и настроения - это личная область человеческой жизни и  вторгаться в нее не каждому позволено. Да и эмоционально раскрываться перед  другими не каждый захочет. Но мы не видим другого пути изучения настроений, как только обратиться к вам с  личной просьбой принять участие  в такой работе.

Нас интересует, с каким  настроением вы приходите на в  школу, с каким уходите из нее, как отражаются на вашем самочувствии коллективные дела, отношения с одноклассниками. С этой целью мы просим вас ежедневно  в начале и в конце учебного дня в цветописном дневнике настроения, который вы будете получать, оценивать  свое эмоциональное состояние. Кроме  того, мы просим вас давать такую  же оценку настроению всего вашего класса.

В цветописи каждая цветовая полоса - это условное обозначение  того или иного настроения. В зависимости  от того, какое сегодня у вас  настроение, вы слева от соответствующего цвета в начале, а затем и  в конце дня проставляете дату. В правой стороне вы можете указать, какое, по вашему мнению, настроение преобладало  в течение дня в вашем коллективе. Эта работа не займет у вас много  времени. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться.

Работа с цветописями  принесет вам пользу. Оценивая свое настроение и состояние своих  товарищей но коллективу, анализируя причины колебаний своего самочувствия, вы тем самым сможете сделать  первый шаг к управлению своими чувствами, начнете глубже познавать существующие в вашем коллективе взаимоотношения,

Мы заранее благодарим вас, ценим ваше сотрудничество, откровенность  и обещаем не разглашать полученных сведений.

Работа с цветописями, как правило, требует ежедневного  посещения исследователем изучаемого коллектива на протяжении всего экспериментального периода (длящегося иногда неделями). Поэтому важен вопрос о характере  включенности самого исследователя  в реальную жизнь коллектива.

Цветотестирование имеет  смысл, если в процессе тщательного  наблюдения за реальной деятельностью  коллектива все данные фиксируются  в дневнике наблюдения. Большую ценность представляют результаты сплошного  или выборочного интервьюирования членов коллектива в момент заполнения цветописи, когда выясняются причины того или иного состояния человека. Сопоставление данных цветописи, наблюдения и интервьюирования способствует получению достаточно надежного и представительного материала об изучаемом явлении.

Все данные, полученные с  помощью цветописи, переносятся  в цветоматрицу коллектива (таблица 5). Оперативная цветоматрица заполняется  ежедневно с помощью цветных  карандашей или фломастеров. В зависимости  от задач исследования оперативные  цветоматрицы отражают эмоциональные  состояния: 1) в начале дня и 2) в  конце дня. Анализ изменений состояний  членов коллектива в течение рабочего дня может помочь выявлению факторов, воздействующих на настроения людей. Третий вид оперативной цветоматрицы отражает мнение членов коллектива о настроении всего коллектива. Цветовая гамма  по вертикали показывает представленность определенных настроений в коллективе ежедневно, по горизонтали - динамику эмоциональных  состояний личности изо дня в  день в течение исследуемого периода.

Цветоматрица удобна не только для исследователя, но и для руководителя класса тем, что дает возможность "увидеть" настроение коллектива, позволяет оценить  психологическую атмосферу коллектива, определить общий характер эмоциональных  состояний членов коллектива, проследить за развитием настроений каждого  ребенка.

Оценка интерпретация  цветоматрицы проводятся в двух вариантах. Первичная оценка - по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину  настроений во всем коллективе (какие  состояния преобладали в течение  исследуемого периода, как они соотносятся  по неделям, отдельным дням), групповые  или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую  атмосферу в отдельных группировках людей, сложившихся внутри класса). По своему содержанию синдромы могут  оцениваться как позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части  спектра), умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета средней части), негативные, астеничные (цвета нижней части спектра), напряженные (представлены противоположные по значению цвета), "ковровые" (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях) и др.

Более глубокий анализ - вторичная  обработка цветоматрицы. Числовые преобразования оценок проводятся следующим образом: красному цвету приписывается оценка (интенсивность выражения эмоционального состояния) в +3 балла, оранжевому 4-2, желтому +1, зеленому 0, голубому -1, синему -2, черному -3. Полоса в цветописи "трудно сказать" оценивается в этом случае как 0 баллов. Условный показатель психологической атмосферы дня (А) высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:

 

где "сумма (+)" означает сумму всех положительных баллов,

а "сумма (-)" сумму отрицательных  баллов и n - количество человек в  коллективе, принявших участие в  исследовании.

Полученные данные позволяют  графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных  состояний в коллективе по дням.

При анализе психологического климата коллектива помимо оперативной  может применяться итоговая цветоматрица. Она дает общую картину состояний  в коллективе за исследуемый период безотносительно к конкретным датам  и предоставляет возможность  выявить доминирующие эмоции и провести сравнение настроений каждой личности в коллективе.

Например, у члена коллектива Г. Б. 4 дня из 21 было восторженное, 8 дней приятное, 6 дней уравновешенное, 2 дня  грустное и 1 день тревожное настроение.

Для составления итоговой цветоматрицы пользуются данными, имеющимися в оперативной матрице. Помимо общей  оценки эмоциональной тональности  в течение учебного дня, психологического климата за более длительный период и индивидуальных эмоциональных  состояний можно использовать эту  методику при изучении уровня социально-психологического развития коллектива, подходя к решению  этого вопроса с позиций оценки характера единства сопереживаний  детей в значимых ситуациях, а  также для выявления эффективности  некоторых форм воспитательного  воздействия по изменениям в эмоциональных  состояниях членов коллектива. Методика может быть полезна для определения  влияния различных факторов на самочувствие конкретных людей.

Особое внимание хотелось бы обратить на следующее обстоятельство. Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет  собрать информацию о психологическом  самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. Необходимость и потребность рассказать о своем настроении у членов детских коллективов обычно достаточно велики. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе, чаще наблюдалась в коллективах с недостаточно благоприятным психологическим климатом, т. е. там, где имелись напряженные отношения.

В исследовательских методиках, использовалась также музыка. В многочисленных научных трудах у нас в стране и за рубежом отмечаются особенности  воздействия музыки на организм человека и его эмоциональные состояния. Под воздействием музыкальных стимулов происходит изменение сердечной  деятельности, мышечной активности, электрической  активности мозговых клеток, регистрируются симптомы изменения эмоциональных  состоянии в зависимости от характера  музыки. Исследовано побудительное  влияние специально подобранных  музыкальных программ на активизацию  интеллектуальной и творческой деятельности учащихся , обращено внимание на постмузыкальное  переживание в течение определенного  времени. Варианты разработанных на основе этих данных музыкально-психологических  методик (тон-методики} предназначаются  как для диагностических целей, так и для экспериментально-преобразующей  работы в исследуемых коллективах.

С помощью методики музыкальная  комната исследуется влияние  эмоциональной ситуации на интенсивность  общения людей. Различные музыкальные  программы транслируются в аудитории, где находятся незнакомые люди. В  этих музыкальных комнатах, как и  в других (контрольных), за детьми ведется  скрытое наблюдение и фиксируется  активность их общения (количество установленных  между ними контактов в течение 25-30 мин). Определяется также, какие  музыкальные программы в этом смысле наиболее "коммуникагенны". Этот же вариант тон-методики (другая его модификация) используется для  изучения интенсификации процесса взаимного  познания людьми друг друга в зависимости  от эмоционального настроя коллектива.

Например, в условиях проведения "Огонька" ("Кто есть кто?", "Расскажи мне о себе") создавались  различные эмоциональные ситуации перед началом разговора. Исполнялись  совместно песни мажорного или  минорного характера. Фиксировались  расположенность членов коллектива к разговору, проявление интереса к  собеседнику, степень откровенности  в различных ситуациях.

Одним словом, все методики и тесты очень важны для  педагогов и школьных психологов, для их успешной работы с младшими школьниками. По результатам полученных исследований можно представить  себе более четкую картину происходящих процессов эмоционального состояния  в детском коллективе и использовать правильные подходы для успешного  преодоления возникающих трудностей.

2.5. Проведение исследования

Проведем небольшое исследование группы младших школьников в средней  школе № 23 г. Саратова (3 "А" класс  педагога Новиковой Нины Ильиничны). Для этого определим группу в  количестве 10 человек детей с  разной успеваемостью.

Для первого тестирования используем проективную методику, а  именно - рисуночную (подробное описание методики рассматривалось нами в  п. 2.1.). Ребятам было предложено нарисовать два рисунка на тему: "Про самое  интересное" и "В школе". Просмотрев все рисунки детей, составили  таблицу 6.

Таблица 6

 

Дети Средняя оценка по текущей успеваемости Преобладающие  цвета в рисунках "Про самое  интересное" Характер рисунков Преобладающие  цвета в рисунках "В школе" Характер рисунков 1.

1. Таня

2. Тоня

3. Света

4. Андрей

5. Вадим

Лиза

Вова

Катя

Саша

Гена 

5

5

4

5

4

3

3

3

3

3

Желт., крас., голуб.

Оранжевый

Зеленый

Красный

Крас., оранж.

Синий, голубой

Зеленый

Красный

Желтый

оранжевый

Отчетливо

Отчетливо

Отчетливо

Отчетливо

Отчетливо

Отчетливо

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников и ее учет в учебно-воспитательном процессе