Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:12, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
• Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.
• Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.
• Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Оглавление

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Дипл Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.docx

— 92.20 Кб (Скачать)

Критерии оценки основаны на уровнях освоения детьми образовательной  программы «Детство» (раздел «Ребёнок в мире музыки») и адаптированы к  условиям нашего эксперимента.

Уровни проявления эмоциональной отзывчивости

Низкий уровень (меньше 6 баллов). Ребёнок не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке у него неглубок и неустойчив. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. В познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

Средний уровень (9-6 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме. Ребёнок не всегда может самостоятельно ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого, затрудняется в подборе нужных терминов. При интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

Высокий уровень(12-10 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых, в процессе разбора музыкального произведения; правильно пользуется элементарной музыкальной терминологией. Обладает музыкальной отзывчивостью; суждения осмыслены и обусловлены вычленением главных элементов музыкальной речи. Ребёнок высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению. Интерес к музыке у него стабилен, мотивирован. Знает средства музыкальной выразительности в объёме программных требований, может указать на некоторые из них. Умеет оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способен воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Умеет анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки.

В процессе проведения констатирующего  эксперимента были получены следующие  данные. (Таблица 2)

Таблица 2. Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента

п/п

Фамилия,

имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Общее кол-во

баллов

Экспериментальная группа

1

Алия А.

1

1

2

1

5

2

Настя Г.

1

1

1

1

4

3

Саша К.

2

1

1

1

5

4

Леша К.

2

1

1

2

6

5

Владик М.

1

1

2

1

5

6

Даша Н.

2

1

1

2

6

7

Влада П.

3

2

3

2

10

8

Алена С.

2

2

2

2

8

9

Иван Ш.

1

1

2

1

5

10

Данила Ш.

1

1

2

1

5

Средний балл по группе

 

5,9

 

Контрольная группа

1

Софья Б.

2

1

2

2

7

2

Леша К.

2

1

1

1

5

3

Ваня Л.

2

2

2

2

8

4

Илья М.

3

3

2

2

10

5

Никита О.

1

1

1

1

4

6

Саша С.

2

2

2

2

8

7

Катя Ш.

1

1

2

2

6

8

Данила Ш.

2

2

2

2

8

9

Андрей Ш.

1

1

1

1

4

10

Лера Я.

1

1

1

1

4

Средний балл по группе

 

6,4


По результатам диагностики  и в соответствии с критериями уровней развития музыкального восприятия дети были распределены по уровням. (Таблица 3)

Таблица 3. Качественные результаты диагностика на констатирующем этапе эксперимента.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Общее кол-во баллов

Уровень сформированности

Экспериментальная группа

1

Алия А.

5

Н

2

Настя Г.

4

Н

3

Саша К.

5

Н

4

Леша К.

6

С

5

Владик М.

5

Н

6

Даша Н.

6

С

7

Влада П.

10

В

8

Алена С.

8

С

9

Иван Ш.

5

Н

10

Данила Ш.

5

С

Контрольная группа

1

Софья Б.

7

С

2

Леша К.

5

Н

3

Ваня Л.

8

С

4

Илья М.

10

В

5

Никита О.

4

Н

6

Саша С.

8

С

7

Катя Ш.

6

С

8

Данила Ш.

8

С

9

Андрей Ш.

4

Н

10

Лера Я.

4

Н


Анализируя результаты эксперимента можно констатировать следующее.

С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах было выявлено двое детей. Данные дети характеризуются целенаправленностью восприятия, активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального восприятия, дифференцированностью слуховых ощущений. Ребята воспринимают и осознают выразительные средства музыки, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например Илья М. абсолютно точно определил характер прослушанных музыкальных произведений второго задания и подобрал соответствующие слова-эпитеты. Ребенок прочувствовал произведения, увидел всю их глубину. С удовольствием рассказывал о своих впечатлениях. Рассказы мальчика живые, интересные. Звучание произведений Илья сопровождал движениями рук.

Дети с высоким уровнем  проявления эмоциональной отзывчивости были сосредоточены, отбивали ритм руками при быстром темпе произведения, улыбались и внимательно вслушивались в мелодию. Это говорит об эмоциональной отзывчивости данных детей, а определенное настроение - о дифференциации чувственного восприятия ("красивая" Илья М., "нежная" Влада П.) При объяснении сделанного выбора дети этого уровня выделяли средства выразительности ("необычный звук"), высказывались оценочные суждения типа "интересная" (Влада. П), " сказочная" (Илья М.).

Со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в экспериментальной группе было выявлено 4 (40%), в контрольной 5(50%) детей. Данные дети отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений. Для них была характерна застывшая поза, заинтересованный взгляд, который порой перемещался по окружающим ребенка предметам. Дошкольники точно определяли настроение произведения, однако осмыслить его, раскрыть и обосновать средства выразительности затруднялись. Также трудность у детей вызвало объяснение своего эмоционального состояния. Это свидетельствует о том, что дети воспринимают на эмоциональном уровне музыкальное произведения, однако интерпретировать его и соотнести собственное настроение с переданным в звуках дети не могут. Нами был зафиксирован интересный факт, когда эмоции детей не проявлялись во вне, а оставались во внутреннем мире ребенка. Музыка как бы погружала его в мир собственных эстетических эмоциональных переживаний. Об этом свидетельствовал взгляд ребенка как бы "во внутрь", специфическое положение тела в пространстве (опущенные руки, поникшие плечи, расслабленная спина). Все говорило о погружении ребенка в мир звуков.

Дети были внимательны  в процессе слушания музыкальных  произведений, однако их мимические действия были сдержаны, поза статична. Состояние  некоторой задумчивости свидетельствовало  о том, что музыка детям интересна, но эмоциональных переживаний не вызывает. На наш взгляд, это объясняется  тем, что эмоции детей ориентированы  на ситуации повседневного взаимодействия, а искусство, несущее эстетические эмоции, способствующее их возникновению  и проявлению, недостаточно представлено в жизнедеятельности дошкольников. Также это объясняется еще  и тем, что в педагогической практике не используется потенциал музыки как  вида искусства для создания эмоционального комфорта и открытия мира чувств, переданного  в звуках, музыка не выступает в  полной мере средством эмоционально-эстетического  развития детей.

При объяснении своего выбора дети давали краткие ответы, выражающие констатацию, а не эмоциональное  отношение («хорошая» - Даша Н., «потому  что она такая…» – Катя Ш.).

Большинство ребят в обеих  группах были не точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно.

Несмотря на то, что музыка считается наиболее эмоциональным  видом искусства, нами был зафиксирован низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости. В экспериментальной группе этому уровню соответствует 5 (50%) детей, в контрольной 4(40%). Данные дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые выразил композитор. Многие из детей копировали ответы и действия других, не имея порой своего собственного мнения. Ребята, отнесенные к этому уровню, в большей степени были заинтересованы окружающими их предметами, чем предложенными музыкальными произведениями. Это объясняется эмоциональной глухотой детей, которые в гармонии звуков не выделяют красоты звучания музыки, не откликаются на мелодию. Этим детям трудно было сделать выбор. Их объяснения свидетельствовали о формальности сделанного предпочтения. Дети, как правило, ограничивались общими фразами относительно услышанного ("медленная" – Владик М.) или не могли объяснить свой выбор ("не знаю" – Никита О.), молчали. На наш взгляд, это объясняется тем, что дети выделяют лишь основные эмоциональные состояния, не соотносят услышанную музыку с собственными переживаниями.

Результаты констатирующего  эксперимента обозначены в приложении 2 и 3.

Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о недостаточной  обращенности воспитателей к эмоциональной  сфере ребенка в педагогической деятельности: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание и  внимание детей на переживания, которые  дает музыка, способы и средства выражения этих переживаний, что  поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы  специально-организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими "языка" эмоций.

 

 

2.2 Развитие эмоциональной  сферы детей посредством восприятия  музыки в ходе формирующего  эксперимента

Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.)

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс  занятий, направленных на развитие  базовых эмоций в процессе  обогащения опыта восприятия  различных по характеру музыкальных  произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).

2) апробировать разработанный  нами комплекс на дошкольниках  экспериментальной группы.

При организации формирующего эксперимента мы опирались на программу  О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», пособие И.О. Карелиной «Эмоциональное развитие детей», методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста М.В. Корепановой и Е.В. Харламповой «Познаю себя».

Развивать эмоциональную  сферу детей экспериментальной  группы мы решили в процессе восприятия музыки, что определено темой исследования. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, мы организовали музыкальную деятельность так, чтобы она вызывала у детей эмоциональное отношение к ней.

Восприятие музыки должно вызывать у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождать ассоциации.

Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать»  собственные эмоциональные переживания.

Нами был разработан комплекс из 10 занятий. (Приложение 4)

На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые  расскажет музыка». Внимание детей  акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки