Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:12, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
• Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.
• Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.
• Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Оглавление

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Дипл Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.docx

— 92.20 Кб (Скачать)

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей  мы использовали произведения из «Детского  альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени  пребывания в детском саду.

В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы  мы использовали художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный  образ музыкального произведения.

Мы старались как можно  чаще обращаться к опыту детей  при обсуждении различных ситуаций.

Так как процесс слушания музыки несет огромный положительный  эмоциональный заряд, то в музыкальный  репертуар мы включили мажорные произведения как классической, так и хорошей  эстрадной и детской музыки. Эти  музыкальные произведения звучали  в ходе организации всего педагогического  процесса. (Приложение 5)

Например, во время утреннего  приема детей, мы включали такие произведения, как « Улыбка» ( В. Шаинского, М. Пляцковского), «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладкова, Г. Остера), которые способствовали созданию положительного эмоционального настроя у ребенка на пребывание в детском саду.

Мелодии, пьесы, которые слушали  дети, давали им спектр положительных  эмоций, ощущений, влияющих на их настроение.

Работа по развитию эмоциональной  сферы у детей посредством  восприятия музыки проводилась не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях и в самостоятельной  деятельности ребенка.

Так как в период дошкольного  детства огромная роль принадлежит  игровой деятельности детей, мы подобрали  и проводили с детьми музыкально-дидактические  игры. Проведение этих игр способствовало обогащению словаря детей новыми словами-определениями, выражающими  образно-эмоциональное содержание музыки, развитию эмоциональной восприимчивости, умению детей определять настроение музыкального произведения и подбирать  подходящий цвет для определённого  эмоционального состояния. (Приложение 6)

Воспитателями группы была создана музыкальная зона для  слушания музыки, которая содержала  музыкальный центр, кассеты и  диски с записью музыкальных  произведений, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.

После организации музыкальной  зоны с детьми была проведена беседа на тему «Что нового появилось у  нас в группе?», настраивая их тем  самым на конкретный вид музыкальной  деятельности.

Для определения эмоционального состояния ребенка нами была создана  фонотека музыкальных произведений. Выбирая из фонотеки музыкальное  произведение ребенок мог «сообщить» педагогу о своем эмоциональном состоянии. (Приложение 7)

Очень важная форма эмоционального обогащения маленького слушателя –  концерты. В рамках празднования Дня  защитника отечества детьми был  подготовлен и показан концерт  «Слава, Армии родной!», который наполнил впечатления детей положительными эмоциями, создал приподнятое, праздничное  настроение.

В процессе формирующего эксперимента мы наладили сотрудничество с ДШИ  № 2. Силами школы искусств совместно  с детьми подготовительной и старшей  групп был проведено развлечение  «Вот и масленица!». На этом празднике  выступил ансамбль русских народных инструментов ДШИ № 2. Дети эмоционально, бурно реагировали на исполнение музыкальных произведений оркестром  школы искусств. Во время звучания музыки некоторые дети придумывали  и показывали какие-либо движения.

Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, активно  развивая восприятие музыки, мы использовали народные произведения, такие как  веселые плясовые: “Ах, вы сени”, “Камаринская”  и другие, и колыбельные - музыку спокойного характера. Предлагая в  контрасте эти произведения, музыкальный  руководитель совместно с воспитателем, побуждал детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами.

Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной сферы посредством  восприятия музыки проходила в тесном контакте музыкального руководителя с  воспитателем, касаясь всех видов  музыкальной деятельности.

В рамках темы мы наладили сотрудничество с воспитателями и родителями: разработаны анкеты для родителей (Приложение 8); составлена и помещена в родительский уголок схема сотрудничества музыкального руководителя, воспитателя  и родителей по вопросу развития эмоциональной сферы через все  виды музыкальной деятельности (Приложение 9). Родителям были даны практические рекомендации по использованию музыкальных  произведений дома для развития эмоциональной  сферы своих детей. (Приложение 10)

Реализация подхода к  развитию эмоциональной сферы посредством  восприятия музыки требовала поддержки  со стороны родителей. Знакомство родителей  на консультациях, с различной наглядной  информацией, с теоретическими и  методическими вопросами развития эмоциональной сферы посредством  восприятия музыки способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме.

Родители привлекались к  изготовлению атрибутов, масок, костюмов для праздников и, конечно же, присутствовали при проведении самих праздников.

Развивая эмоциональную  сферу, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками мы объединили усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью  обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни  детей и в детском саду, и  дома.

Специально организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира ребенка, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения  с помощью движений, голосовых  реакций, мимики слова.

Ценные те моменты, когда  в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок  сосредотачивал свое внимание на музыкальном  произведении, объекте, запоминал событие  со всеми деталями и нюансами.

Таким образом, анализируя проделанную  работу можно сделать вывод о  том, что построенная система  работы по развитию эмоциональной сферы  дошкольников посредством восприятия музыки, с использованием программных  и современных произведений, привела  к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобрела новое  качество – она стала результатом.

 

 

2.3 Проверка эффективности  работы по развитию у детей  эмоциональной сферы посредством  восприятия музыки

Для проверки, проделанной  нами работы на формирующем этапе  эксперимента, был проведен контрольный  эксперимент. 

Цель: проверка эффективности разработанного комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.)

Задача контрольного эксперимента:

- выявить динамику уровня  проявления эмоциональной отзывчивости  у детей контрольной и экспериментальной  групп.

На данном этапе эксперимента использовался тот же диагностируемый  материал, что и на констатирующем этапе

Результаты контрольной  диагностики в экспериментальной  и контрольной группах приведены  в таблице 4.

Таблица 4. Количественные показатели результатов диагностики на контрольном этапе эксперимента

п/п

Фамилия, имя ребенка

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Общее кол-во баллов

Экспериментальная группа

1

Алия А.

2

2

2

2

8

2

Настя Г.

2

1

2

2

7

3

Саша К.

2

1

2

2

7

4

Леша К.

3

3

3

3

12

5

Владик М

2

2

2

2

8

6

Даша Н.

2

2

1

2

7

7

Влада П.

3

2

3

2

10

8

Алена С.

2

2

3

2

9

9

Иван Ш.

1

1

2

1

5

10

Данила Ш.

2

2

3

3

10

Средний балл по группе

 

7,4

Контрольная группа

1

Софья Б.

2

2

2

1

7

2

Леша К.

2

1

1

1

5

3

Ваня Л.

2

2

2

1

7

4

Илья М.

3

2

2

2

9

5

Никита О.

2

1

1

1

5

6

Саша С.

2

2

1

2

7

7

Катя Ш.

2

1

2

2

7

8

Данила Ш.

2

2

2

2

8

9

Андрей Ш.

2

1

1

1

5

10

Лера Я.

2

1

2

2

6

Средний балл по группе

 

6,6


По показателям среднего балла в каждой группе можно проследить изменения. Если на констатирующем эксперименте средний балл контрольной группы был выше, чем средний балл экспериментальной  группы, то по результатам контрольного эксперимента можно увидеть обратное.

Анализируя качественные результаты, можно увидеть следующее. (Таблица 5)

Таблица 5. Качественные результаты диагностика на контрольном этапе эксперимента

п/п

Фамилия, имя ребенка

Общее кол-во баллов

Уровень сформированности

Экспериментальная группа

1

Алия А.

8

С

2

Настя Г.

7

С

3

Саша К.

7

С

4

Леша К.

12

В

5

Владик М

8

С

6

Даша Н.

7

С

7

Влада П.

10

В

8

Алена С.

9

С

9

Иван Ш.

6

Н

10

Данила Ш.

10

В

Контрольная группа

1

Софья Б.

7

С

2

Леша К.

5

Н

3

Ваня Л.

7

С

4

Илья М.

9

В

5

Никита О.

5

Н

6

Саша С.

7

С

7

Катя Ш.

7

С

8

Данила Ш.

8

С

9

Андрей Ш.

5

Н

10

Лера Я.

6

Н


Сравнивая результаты диагностики  на контрольном и констатирующем этапах эксперимента, мы построили графики, на которых можно проследить динамику развития уровня проявления эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах. (Приложение 11, 12)

Из данных графиков можно  констатировать тот факт, что в  экспериментальной группе произошли  значительные изменения. Увеличилось  количество детей с высоким уровнем  до 3-х человек, со средним уровнем  до 6 человек, но по-прежнему остался  один ребенок с низким уровнем.

В контрольной группе произошли  изменения лишь у трех детей: один ребенок переместился на средний  уровень, поэтому с низким уровнем  количество детей уменьшилось. У  двух детей изменения в уровнях  не произошло, но у них улучшились результаты по выполнению отдельных  заданий.

Нами был зафиксирован тот факт, что среди испытуемых экспериментальной группы не наблюдалось  равнодушных детей. 4 детей данной группы переместились с низкого  уровня на средний, что говорит о  возросшей эмоциональной отзывчивости детей на музыкальные произведения, а также о том, что ситуация общения с миром музыки вызывает наслаждение, создает эмоциональный  комфорт.

Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню, свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры ("Я как будто побывал в сказке, где добрые светлые силы победили злых мрачных злодеев" – Леша К.).

Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. По сравнению с констатирующим экспериментом  ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и  связывались с воображаемыми  ситуациями, которые появлялись под  влиянием созвучия мелодии и цвета. "Мне представилось, что я кружусь  в небе, в каком-то сиреневом облаке, и там так красиво!" - Влада  П). Разнообразные ассоциации, вызванные  эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими  центрами головного мозга, что может  быть использовано для активизации  проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности  образовательного процесса в целом.

Также, дети стали увереннее  устанавливать связи между содержанием  произведения, средствами выразительности  и эмоциональным настроением, что  свидетельствует о понимании  основных художественных закономерностей.

Дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что  говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности  на собственные чувства, эти дети выделяли социальную значимость произведений.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки