Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:12, дипломная работа
Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
• Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.
• Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.
• Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
Для ребят был характерен
перенос испытываемых эмоций в процессе
общения с произведениями в различные
виды деятельности. Наиболее распространенным
было рисование. Дети самостоятельно выбирали
для себя в повседневной жизнедеятельности
занятие изобразительной
В рисунках дети отображали
не только определенный сюжет, но и
передавали свое настроение. Для этого
использовали в основном цвет как
ведущее эмоциональное
Дети, эмоциональные проявления
которых соответствовали средне
Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным произведениям.
Помимо названных
Дети, отнесенные к данному
уровню, на констатирующем этапе исследования
проявляли эмоциональную
Полученные результаты в
ходе контрольного эксперимента дают
основание выделить положительную
динамику изменений проявления эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного
возраста (от любопытства и
Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе восприятия музыки достаточно эффективен.
Заключение
Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.
Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.
В связи с поставленной
целью в первой части нашей
работы рассмотрено состояние
Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу. Экспериментальная работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, проявили эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений.
Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по развитию эмоциональной сферы детей экспериментальной группы посредством восприятия музыки. Был разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).
Наиболее существенная зависимость
в развитии эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста
связана с содержанием
Анализ результатов
Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, рисунок.
Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Эксперимент подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.
Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Разумеется, наше исследование
не является достаточно полным и глубоким,
в связи с малым сроком проведения
опытно-экспериментальной
Список используемой литературы
1. Аромштам. М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников.//Дошкольное образование.- 2006. -№ 8-55-57с.
2. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.-101с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986.-124с.
5. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.-240с.
6. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
7. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред.-сост. В.И. Руденко – М., 2000
8. Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1965.-256с.
9. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
10. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.
11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
12. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.
13. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15
14. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
15. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5
16. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999.-324с.
17. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 53-55 с.
18. Кузьмина Е. Встречаем музыкой весны.//Дошкольное образование. -2006-№ 7-53-55с.
19. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.
20. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции, 1991.- 134с.
21. Линдсли Д.Б. Эмоции. / / Экспериментальная психология.- М., 1960.-128с.
22. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. – М., 1976.-236с.
23. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 2005
24. Милнер П. Физиологическая психология.- М.: Мир, 1973.- 246с.
25. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева.- Л.: Музыка, 1970. - 340 с.
26. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. - 254 с.
27. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
28. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;
29. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.
30. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.
31. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
32. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.
33. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980. - 57 с.
34. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168с.
35. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов.- М., 1982.-256с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.-258с.
37. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2-36-41с.
38. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., 1987.-195с.
39. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.-187с.
40. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
41. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985.
42. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. – М. –Л., 1947, вып.11.
43. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-366с.
44. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. – М., 1975.
45. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки