Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:12, дипломная работа
Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
• Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.
• Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.
• Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
Часто, выбирая из фонотеки
музыкальное произведение, ребёнок
может «сообщить» педагогу или сверстникам
о своём эмоциональном
В-третьих, в процессе слушания
музыки возникают эмоции восхищения
мастерством исполнителя. Бесспорно,
дети должны слушать музыку только
в хорошем исполнении. От хорошего,
а тем более виртуозного
В-четвёртых, в процессе слушания
музыки ребёнок воспринимает выраженные
в музыке эмоции. Художественный образ
музыкального произведения наделён
определённым эмоциональным состоянием.
Если педагог хочет представить
детям с помощью музыки тот
или иной образ, то лучше это сделать
на примере программных
Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта использования данных музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
В-пятых, в процессе слушания
музыки ребёнок воспринимает природные
эмоции музыки, т.е. средства художественной
выразительности. Сама природа музыкального
искусства является источником эмоций.
И в первую очередь это касается
моторно-ритмической сферы
Активная природа ребёнка
находит выражение в
Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.
Метод уподобления характеру
звучания музыки, о котором упоминалось
выше, предполагает активизацию разнообразных
творческих действий, направленных на
осознание эмоционально-
В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.
Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности, характер мелодии, Характеристика эмоционально- образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие. Учитывая это, педагогу необходимо вести систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.
Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.
Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений.
Развитие эмоциональной
отзывчивости на музыку происходит во
всех видах музыкальной деятельности
ребенка, но на первом месте стоит
слушание различных по характеру
музыкальных произведений. Именно в
процессе слушания музыки ребенок осознает
собственные эмоциональной
При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.
Так как опыт восприятия
музыки в дошкольном возрасте очень
мал, то ребенку для проявления эмоциональной
отзывчивости требуется несколько
прослушиваний музыкальных
Использование средств музыки должно занимать центральное место в деятельности педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей.
Вывод. Рассмотрев научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников мы пришли к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Некоторые даже отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Самим исследованиям эмоций уже больше 100 лет, об эмоциях написаны тома, проведено множество сложных экспериментов, но даже сейчас можно встретить высказывание о том, что «дать эмоциям точное научное определение невозможно».
Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.
Эмоциональная сфера дошкольника
– важнейшая система, которая
оказывает огромное влияние на психическую
жизнь и поведение ребенка
и очень важна для его
Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллектив сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его со-переживания другому.
Огромная роль в развитии
эмоциональной сферы
Достаточно личный эмоциональный
опыт, накопленный ребенком к концу
дошкольного возраста, позволяет
ему переживать художественные эмоции
и творчески интерпретировать музыкальные
произведения. Глубина эмоционального
переживания выражается у детей
в способности интерпретировать
не столько изобразительный
Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.
Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.
Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Использование педагогом
разнообразных методов и форм
организации музыкальной
2. Экспериментальное
исследование по проблеме
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Экспериментальной исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 19 г. Сызрани Самарской области.
Экспериментальное исследование проводилась в три этапа:
Ø констатирующий;
Ø формирующий;
Ø контрольный.
В эксперименте приняли участие
20 детей, в возрасте 5-6 лет, составляющие
контрольную и
2.1 Выявление уровня
проявления эмоциональной
Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей старшей группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии
уровня проявления
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику
уровня проявления
Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, адекватное проявление
своего эмоционального
- во-вторых, способность
целостного восприятия
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность осознанно воспринимать музыкальное произведение.
Отсюда следует, что диагностику
проявления эмоциональной отзывчивости
детей контрольной и
Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости нами использовались методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской и И.В. Груздовой.
Диагностика по методике А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской включила в себя три задания. Диагностика по методике И.В.Груздовой включала одно задание. (Приложение 1)
Выполнение заданий
По завершению исследования по результатам четырёх заданий определялся уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки