Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:12, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
• Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.
• Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.
• Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Оглавление

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Дипл Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.docx

— 92.20 Кб (Скачать)

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок  может «сообщить» педагогу или сверстникам  о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной  деятельностью.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ  музыкального произведения наделён  определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить  детям с помощью музыки тот  или иной образ, то лучше это сделать  на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет  целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных  для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

Эмоциональное состояние  отражают и непрограммные пьесы. Широта использования данных музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные  эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем  успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребёнка  находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш  конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь  самому себе. Движение становится для  ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому  движения успешно используются для  осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру  музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

Метод уподобления характеру  звучания музыки, о котором упоминалось  выше, предполагает активизацию разнообразных  творческих действий, направленных на осознание эмоционально-образного  содержания музыки. Уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального  унисона» и является способом выявления  и выражения смысла музыкальной  речи, средств музыкальной выразительности. Для применения данного метода необходима творческая распознавательная установка  на восприятие и выражение эмоций – характера звучания и развития музыкального образа.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно  воспринимать её звуковую ткань. Это  умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа  музыкальных произведений, в которых  их внимание обращается на средства музыкальной  выразительности, характер мелодии, Характеристика эмоционально- образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие. Учитывая это, педагогу необходимо вести систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.

Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.

Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда  эмоции являются генетическими формами  регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Эмоции участвуют в  восприятии музыкальных произведений.

Развитие эмоциональной  отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит  слушание различных по характеру  музыкальных произведений. Именно в  процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной  выразительности.

При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.

Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень  мал, то ребенку для проявления эмоциональной  отзывчивости требуется несколько  прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый  музыкальный образ углубляется  и накапливается эмоциональный  опыт ребенка.

Использование средств музыки должно занимать центральное место  в деятельности педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы  детей.

Вывод. Рассмотрев научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников мы пришли к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Некоторые даже отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Самим исследованиям эмоций уже больше 100 лет, об эмоциях написаны тома, проведено множество сложных экспериментов, но даже сейчас можно встретить высказывание о том, что «дать эмоциям точное научное определение невозможно».

Особенности формирования и  функционирования эмоциональной сферы  в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.

Эмоциональная сфера дошкольника  – важнейшая система, которая  оказывает огромное влияние на психическую  жизнь и поведение ребенка  и очень важна для его психического и соматического здоровья.

Развитие эмоциональной  сферы ребенка возможно на любом  этапе онтогенеза, но особенно актуально  решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться  к усвоению новых требований и  правил, подготовиться к вхождению  в коллектив сверстников, а с  другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной  сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его со-переживания другому.

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью  музыки ребенок эмоционально и личностно  познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего  мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Достаточно личный эмоциональный  опыт, накопленный ребенком к концу  дошкольного возраста, позволяет  ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные  произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей  в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный  ряд, сколько нюансы настроений и  характеров, выраженных в музыке.

Высокая эмоциональность  дошкольников является характерной  чертой восприятия музыки дошкольниками.

Через восприятие музыки ребенок  учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.

Пути воспитания эмоциональной  отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими  приёмами привлекать детей к непосредственному  выражению своих эмоций, через  слово, мимику, жесты, пластику.

Использование педагогом  разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться  знания детей об эмоциях, накапливаться  опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

 

 

2. Экспериментальное  исследование по проблеме развития  эмоциональной сферы детей старшего  дошкольного возраста в процессе  восприятия музыки 

 

Дошкольники имеют небольшой  опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и  их оттенков, может расширить эти  представления.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных  способностей. Она связана с развитием  эмоциональной отзывчивости и в  жизни, с воспитанием таких качеств  личности, как доброта, умение сочувствовать  другому человеку.

Экспериментальной исследование проводилось на базе дошкольного  образовательного учреждения № 19 г. Сызрани  Самарской области.

Экспериментальное исследование проводилась в три этапа:

Ø   констатирующий;

Ø   формирующий;

Ø   контрольный.

В эксперименте приняли участие 20 детей, в возрасте 5-6 лет, составляющие контрольную и экспериментальную  группу исследования. 

 

 

2.1 Выявление уровня  проявления эмоциональной отзывчивости  на музыкальные произведения  у детей 5-6 лет

Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей старшей группы.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии  уровня проявления эмоциональной  отзывчивости на музыку старших  дошкольников;

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

3) провести диагностику  уровня проявления эмоциональной  отзывчивости на музыку у детей  в экспериментальной и контрольной  группах.

Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, адекватное проявление  своего эмоционального состояния  на услышанное ребенком музыкальное  произведение;

- во-вторых, способность  целостного восприятия музыкального  произведения.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно  проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность  осознанно воспринимать музыкальное  произведение.

Отсюда следует, что диагностику  проявления эмоциональной отзывчивости детей контрольной и экспериментальной  групп необходимо проводить с  учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: способность эмоционального сопереживания и способность  целостного восприятия музыкального произведения.

Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости нами использовались методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской и И.В. Груздовой.

Диагностика по методике А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской включила в себя три задания. Диагностика по методике И.В.Груздовой включала одно задание. (Приложение 1)

Выполнение заданий оценивалось  по трехбалльной системе.

По завершению исследования по результатам четырёх заданий  определялся уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого  ребёнка.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки