Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:12, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
• Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.
• Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.
• Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Оглавление

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Дипл Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.docx

— 92.20 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

Развитие эмоциональной  сферы дошкольников посредством  восприятия музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1       Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников     

1.1    Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

1.2    Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников

1.3    Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

2.      Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

2.1    Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет

2.2    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента

2.3    Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольное детство –  очень короткий отрезок в жизни  человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В  этот период развитие идет как никогда  бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны  психики ребенка, тем самым закладывается  фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность  подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается  в определенных пределах управлять  своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная  жизнь дошкольника: обогащается  содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет  управлять эмоциями. Его чувства  быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной  сферы у дошкольника чувства  становятся более рациональными, подчиняются  мышлению. Но это происходит, когда  ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания  других людей. Он начинает различать  эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать  литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной  сферы способствуют все виды деятельности ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.[11; 177]

Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает  чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни  не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным  произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в  какой-то степени обогащенной. Эта  особенность музыки дает возможность  ребенку духовно восполнять то, что  недостает ему в неизбежно  ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством  воображения удовлетворение множества  потребностей. Это было доказано в  работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.

Проблема развития эмоциональной  сферы у детей дошкольного  возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

·          Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

·          Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.

·          Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

·          Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Всё это даёт основание  для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом  плане и подводит к необходимости  определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Проблема: каковы пути развития эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки

Объектом исследования является педагогический процесс развития эмоциональной сферы у старших дошкольников при восприятии музыки.

Предметом данного исследования является развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующиезадачи:

·     изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

·     выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

·     разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Гипотеза  исследования: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:

Ø   если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки;

Ø   если воспитатель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

Ø   если воспитатель будет обучать детей способам выражения эмоций.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость  использования разнообразных методов исследования:

Ø   теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

Ø   наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников;

Ø   психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

Ø   использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций средствами восприятия музыки.

Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе слушания музыки в повседневной жизни ДОУ.

Практическая  значимость: разработанный комплекс занятий может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

1. Научно-теоретические основы развития эмоциональной сферы старших дошкольников

1.1 Проблема развития  эмоций в исследованиях отечественных  и зарубежных психологов и  педагогов

Проблеме эмоций уделяли  внимание и отечественные и зарубежные психологи. Об односторонности современных  зарубежных теорий эмоций в какой-то мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт, Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд); «активационно-энергетическая» (Спенсер).

За последнее время  накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной  системы.

Первая систематически разработанная  трактовка эмоциональных явлений  принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он совершенно определённо  указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Теория Вундта критиковалась  американским психологом Титченером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие.

Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения.

Представители интроспективной  психологии по-разному определяли основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено особенностями  самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти адекватное решение данных проблем.

Первым традиционную концепцию  эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис  о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта  следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и  есть эмоции. Подобную точку зрения разделял и датский исследователь  К. Ланге: по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как и «теория Джемса-Ланге». Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно этой теории, эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к «высшим» относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса-Ланге имеет некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущений, но в целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок.

Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Джемса-Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Как видно Уотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы.

Центральная теория эмоциональных  переживаний, которая получила название "таламической теории Коннона и Барда", была выдвинута в противовес идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным открытиям.

Физиологический подход к  эмоциям предполагает выяснение  всего структурного аспекта этих явлений.

Интересно другое направление  в психологии, выяснявшее функции  эмоции. Так, Мак-Дауголл в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленного поведения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Эмоция направляет индивида к определённым целям, она свидетельствует о возбуждении инстинкта. Эмоция содержит в себе импульс к действию, но как человек будет себя вести в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований – сложных чувств. Теория Мак-Дауголла не получила большого распространения.

В зарубежной психологии одним  из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизиться к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека.

Отечественные психологи  С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.

Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области  эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки