Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать специфику словарной работы с использованием толковых словарей на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………

Глава I. Теоретическая часть. Научно-методологические основы работы

со словарями на уроках русского языка……………………………….................

§ 1. Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы………...

§ 2. Теоретико-методологические основы темы «Толковые словари на уроках

русского языка в 5 классе как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Русская лексикография. Основные толковые словари современного русского языка………………………………………

§ 3. Новое в русской лексикографии………………………………………….....

§ 4. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу с толковыми словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы………………………

4.1.Содержание работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка…...................

4.2. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся

4.3.Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимися слов………

Глава 2.Практическая часть.

§1. Изучение и обобщение опыта работы лучших

учителей русского языка по словарной работе……………………

1.Словарная работа…………………………………………………

2.Уроки русского языка в 5 классе………………………………

Заключение………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

      А) территория;

      Б) земля;

      В) пространство.

      5. Зачеркните лишнее  слово, которое  не является синонимом: 

      Бросать, кидать, ловить 

      6. Найдите лишнее  слово:

      А) Водный

      Б) Водяной

      В) Водитель

      Г) Наводнение 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Вопрос  по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в  обиход входят все новые и новые  слова, многие из которых трудны и  непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме. Каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной. В настоящее время русская лексикография пополняется все новыми изданиями, предназначенными как для учителей русского языка и литературы, так и для учащихся школ. Таким образом, в настоящее время учителя русского языка и литературы имеют богатую основу для работы по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы, с опорой на словари для работы по развитию их речи.

           Изучая опыт лучших учителей русского языка, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словника.    Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи. 

       

            

 

       
 
 
 
 
 
 
 

      Литература 

     
  1. Александрова  З.Е.
 

     Сл

     оварь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.

  1. Баранов М.Т.

     О работе с толковыми  словарями на уроках русского языка в  IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42.

  1. Бушуй Т.А.

     Н.П. Колесников. Словарь неологизмов В.В. Маяковского // РЯШ. - 1992. - № 3-4. - с. 64-67.

  1. Виноградов В.В.

     О грамматической омонимии в современном  русском языке // РЯШ - 1940. -№!.- с. 83-86.

  1. Виноградов В.В.

     Русская наука о русском  литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106., т. III, кн. 1 М., 1949, 615 с.

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского 
    2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1979. - 548 с.
  2. Даль В.И.

     Толковый  словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с.

  1. Евгеньева А.П.

     Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.

  1. Звегинцев В.А.

     Социальное  и лингвистическое  в социолингвистике //Известия СССР. - 1982. - Вып. 3. - с. 256.

  1. Земский А.М. и др.

     Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология /А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

  1. Иванова А.М.

     Урок, посвященный словарям //РЯШ. - 1991. № 6. -с. 33-34.

  1. Кашкарова Т.Н.

     Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 1991. - М 2. - с. 41-44.

  1. Кацнельсон С.Д.

     Типология языков и речевое  мышление. - Л., 1972. - 415 с.

  1. Клюева В.Н.

     Краткий словарь синонимов  русского языка. - М., 1961. - 319 с.

  1. Колесников Н.П.

     Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Под ред. КМ. Шанского. - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991. — 346 с.

  1. Крутецкий В.А.

     Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

  1. Матвеев Б.И.

     В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Малый толковый словарь русского языка //РЯШ. - 1991. - № 6. - с. 84-88.

  1. Матвеев Б.И.

     Н.М. Шанский, А.В. Филиппов, В.С. Соловьева. Учебный,, словарь античных имен в рус. поэзии //РЯШ. - 1991. - № 2. -с. 116-124.

  1. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. 
    Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: 
    Просвещение, 1990. - 366 с.
  2. Новые словари // РЯШ - 1995. - № 3. - с. 102-106.
  3. Ожегов С.И.

     Словарь русского языка. – М.: Рус.яз., 1986. – С.736.

  1. Пешковскии А.М.

     Как вести занятия  по синтаксису и стилистике в школах взрослых? - В кн.: Вопросы методики русского языка, лингвистики, стилистики. - М.; 1930. - 216 с. 

     
  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А.

     Современный русский язык: Учебное  пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с.

  1. Рощина Л.М., Яковлева М.П.

     А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов. Словарь  справочник по русскому языку //РЯШ. - 1996. - №3.-с. 105-107.

  1. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). 
    Пособие для учителей
    / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 
    1981.-160 с.
  2. Теоретическая и прикладная лингвистика. - М.; 1967. - 596 с.
  3. Чижова Т.И.

                             Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯШ. - 1978. - № 4. - с. 37-40.

  1. Шанский Н.М.

                       Лексикология  современного русского языка. - М.; 1972. - 469 с. 

     Информационные  ресурсы

      1.revolution.allbest.ru›Педагогика00017041_0.html

      5ballov.qip.ru›Разделыpreview/91533/3

      www.petaref.com/?page=viewref&id=889

      www.school2100.ru/upload/iblock/52f/….pdf

 

      

Информация о работе Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе