Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать специфику словарной работы с использованием толковых словарей на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………

Глава I. Теоретическая часть. Научно-методологические основы работы

со словарями на уроках русского языка……………………………….................

§ 1. Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы………...

§ 2. Теоретико-методологические основы темы «Толковые словари на уроках

русского языка в 5 классе как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Русская лексикография. Основные толковые словари современного русского языка………………………………………

§ 3. Новое в русской лексикографии………………………………………….....

§ 4. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу с толковыми словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы………………………

4.1.Содержание работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка…...................

4.2. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся

4.3.Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимися слов………

Глава 2.Практическая часть.

§1. Изучение и обобщение опыта работы лучших

учителей русского языка по словарной работе……………………

1.Словарная работа…………………………………………………

2.Уроки русского языка в 5 классе………………………………

Заключение………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     Нос – задирать нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру…

     - Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой  и самобытной!

     - Я – словарь толковый. Впервые  определение толковому словарю  дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

     1) Стол накроешь, посуду помоешь,  сядешь, посидишь.

     2) Почти все девушки жили на  одной квартире, имели общий стол.

     3) Анна Ивановна работает в адресном  столе.

     4) В санатории нам определили пятый стол.

     А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

     1) Колхоз продал государству сто  голов скота.

     2) Вдали показалась голова пехотной  колонны.

     3) Он в неравном бою сложил  свою голову.

     - Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова.

     Умелый  подбор синонимов придает языку  красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова  сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить и т.д.

     Теперь  прошу выполнить мои задания.

     Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

     Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

     Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)

     Такой урок также знакомит учащихся с различными видами словарей, помогает выяснить значение каждого из них. Разнообразные упражнения и задания, для выполнения которых необходимо обращаться к словарям, воспитывают интерес у ребят, включают их в активную деятельность по решению сложных задач.

      УРОК 2. После изучения темы «Лексика» необходимо провести обобщающий урок. Такой урок поможет обобщить и систематизировать изученный материал. Работая учителем русского языка в 5 классе, я стараюсь давать занимательный материал. Дети воспринимают его с большим удовольствием как игру. Предлагаю разработку такого урока.

      1.Обобщающий урок по теме «Лексика» в 5 классе.

      Цель:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме “Лексика”, учить применять полученные знания на практике;
  2. Развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;
  3. Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

      Оборудование:

  1. Паровозик.
  2. Названия станций.
  3. Словари,.
  4. Листочки с кроссвордами.

      Ход урока

      1. Организационный  момент.

      Запись  числа и темы урока.

      Постановка  цели и задач перед учащимися.

      2. Творческое применение  и добывание знаний.

      Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы совершим путешествие по Лексике вот на этом паровозике. На станциях паровозик будет останавливаться, а мы, пассажиры, должны вспомнить все, что знаем о жителях Лексики. При необходимости вы можете воспользоваться словарями, которые лежат на справочном столе. Давайте вспомним, какой раздел языка называется лексикой. (Раздел языка, который изучает словарный состав).

      В добрый путь, ребята!

      А вот и 1-ая станция - лексическое значение слова.

      Что называется лексическим значением  слова?

      Задание: по развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.

1) Башня с  сигнальными огнями для ориентировки  проходящих судов (маяк).  
2) Теплая погода, наступившая после сильных морозов (оттепель)
3) Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри)
4) Запас слов и выражений человека (лексикон).

      Проверьте записанные слова, с любым из этих слов составьте и запишите распространенное предложение.

      Вывод. Для чего мы должны уметь правильно определять лексическое значение слова?

      Поехали дальше, ребята. Посмотрим, кто живет  на следующей станции.

      2-ая  станция - прямое  и переносное значение  слова.

      Задание 1. Жители этой станции встречают нас забавной историей из жизни малышей.

      Мама  выстирала рубашку и попросила  Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

      - Почему ты не повесил ее  сушить? - спросила мать. 
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

      Как называются слова, употребленные в  переносном значении? (Метафора).

      Задание 2. Самостоятельная работа по вариантам.

      1 вариант. Выписать предложения  со словами, употребленными в  прямом значении, 
2 вариант Выписать предложения со словами, употребленными в переносном значении , т.е. те, в которых есть метафора.

      1) Ветер в трубе воет и свистит.- Собака воет.  
2) Усталый день клонился к ночи.- Усталый малыш склонился головкой к материнскому плечу. 
3) Хозяйка согрела воды.- Веселая песня согрела нас в пути.

      Как образуется лексическое значение слова? (По сходству).

      Вывод. Для чего в художественных произведениях используется метафора? (Помогает сделать речь ярче, образнее, выразительнее).

      3-я  станция - синонимы.

      На  этой станции нас встречают синонимы.

      Задание 1. Расскажите соседу по парте о том, какие слова называются синонимами. (Работа в парах).

      Известный американский писатель Марк Твен когда-то сказал: “Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата”. Как вы понимаете слова Марка Твена? Попробуйте представить, как трудятся писатели, из множества слов выбирая самые подходящие.

      Задание 2. Вставить вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу. (Устно).

      Уже (вечерело, смеркалось), когда Герасим (вернулся, пришел обратно).

      По  его (усталому, измученному, истомленному) виду, по неверной (походке, шагу), по запыленной (одежде, платью) его можно было (думать, предполагать), что он успел обежать пол-Москвы.

      Назовите  произведение и автора. (Тургенев “Муму”).

      Вывод. Для чего необходимы синонимы? (1)Чтобы избежать неоправданного повтора слов; 2)Выразить мысль более точно).

      4-ая  станция - антонимы.

      На  этой станции мы будем играть, если вы скажете, какие слова называются антонимами.

      Задание 1. Игра называется “Раз, два, три- говори!”

      Условия: я говорю слово, а вы мне быстро называете антоним.

      Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, смеяться, хвалить, зло, холод, чистый, больной, поднимать, поломать, здороваться, храбрый, правда, горячий.

      Задание 2. Послушайте текст, подумайте, с какой целью автор использует антонимы.

      И грустно и радостно.

      Странный  в сентябре лес - в нем рядом  и весна и осень.

      Желтый  лист и зеленая травинка. Поблекшие  и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга.

      Увядание  и расцвет. Тишина и песни. И грустно  и радостно.

      (Автор  использует антонимы для того, чтобы создать ощущение грусти и радости)

      Вывод. Антонимы используются в тексте для того, чтобы подчеркнуть контраст, противоречие в чем-либо.

      5-ая  станция - омонимы.

      Задание 1. Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.

      Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка  сказал:

      – А у меня дома овсянка!

      – Подумаешь, – сказал Матвей, – у  меня дома тоже овсянка.

      – Люблю овсянку! – добавил Сашка

      – И я люблю! – сказал Матвей.

      – Она жёлтая, красивая такая!

      – И вкусная. Особенно с молоком!

      – Как это – вкусная! Как это  – с молоком? – удивился Сашка.

      – Да так. А ещё хороша с маслом или  сахарным песком.

      – Да ты про что говоришь?! – всплеснул  руками Сашка.

      – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

      – Про какую овсянку?

      – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

      – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни  пела.

      – Каша песни пела?! – изумился Матвей.

      – Какая каша? Не каша, а птица. Птица  ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что  ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

      – Айда! – согласился Матвей. – А  потом ко мне – мою овсянку  кушать!

      И друзья побежали.

      Задание 2. Рассказать соседу по парте о том, какие слова называются омонимами. (Работа в парах)

      Задание 3. Составить словосочетания таким образом, чтобы были видны смысловые различия омонимов.

      Мир, заставить, петрушка. (Слова написаны на доске)

      Чем омонимы отличаются от многозначных слов?

      3. Обобщение изученного  на уроке и введение  в систему.

      Вывод. Вот и завершилось наше путешествие по Лексике. Давайте сделаем вывод о том, что изучает лексика.

      Ребята, в этом году мы с вами изучаем  лексику с точки зрения особенностей лексического значения слова, а в 6-ом классе будем рассматривать с  точки зрения употребления в речи и происхождения.

      4. Итоги. Оценки.

      5. Домашнее задание:  выполнить тест.

      Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

      А) каменное сердце 
           Б) каменное здание 
           В) золотые серьги 
 

      2. Найдите многозначное слово:

      А) звезда 
           Б) самолет 
          В) композитор

      3. Найдите архаизм:                                               

      А) врач;                                                     

      Б) доктор;                                                  

      В) лекарь.                                                                                    

      4. Найдите заимствованное слово:

Информация о работе Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе