Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать специфику словарной работы с использованием толковых словарей на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………

Глава I. Теоретическая часть. Научно-методологические основы работы

со словарями на уроках русского языка……………………………….................

§ 1. Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы………...

§ 2. Теоретико-методологические основы темы «Толковые словари на уроках

русского языка в 5 классе как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Русская лексикография. Основные толковые словари современного русского языка………………………………………

§ 3. Новое в русской лексикографии………………………………………….....

§ 4. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу с толковыми словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы………………………

4.1.Содержание работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка…...................

4.2. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся

4.3.Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимися слов………

Глава 2.Практическая часть.

§1. Изучение и обобщение опыта работы лучших

учителей русского языка по словарной работе……………………

1.Словарная работа…………………………………………………

2.Уроки русского языка в 5 классе………………………………

Заключение………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С.М. КИРОВА 
 

Кафедра русского языка 
 

Курсовая  работа по методике русского языка

Работа  с толковым словарём на уроках русского языка в 5 классе 
 
 
 

                                                                                                             Студентки 4 курса ОЗО

                                                                                                                             филологического факультета

                                                                                                 Михайловой Ж.В.

Научный руководитель:

Ковалых Е.В. 

Псков

2010

      План

      Введение…………………………………………………………

      Глава I. Теоретическая часть. Научно-методологические основы работы

      со  словарями на уроках русского языка……………………………….................

      § 1. Психолого-педагогическое обоснование  исследуемой проблемы………...

      § 2. Теоретико-методологические основы темы «Толковые словари на уроках

      русского  языка в 5 классе как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Русская лексикография. Основные толковые словари современного русского языка………………………………………

      § 3. Новое в русской лексикографии………………………………………….....

      § 4. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу с толковыми словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы………………………

4.1.Содержание работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка…...................

4.2. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся

4.3.Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимися слов……… 

      Глава 2.Практическая часть. 

      §1. Изучение и обобщение опыта работы лучших

      учителей  русского языка по словарной работе……………………

      1.Словарная  работа…………………………………………………

      2.Уроки русского языка в 5 классе………………………………

      Заключение………………………………………………………

     Введение 
     Тема курсовой работы - «Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе». Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме. 
   Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова» [М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. 1990 :70], И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений [Там же]. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [Там же]. Каждый учитель основной «школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы» [Там же]. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

     В данном исследовании раскрыта сущность работы с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе, направленной на развитие речи учащихся, на обогащение их словарного запаса, традиционной технологии обучения на уроках русского языка.

Цель: показать специфику словарной работы с использованием толковых словарей на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.

     Задачи:

     - изучить научно-методологические основы работы с толковыми словарями на уроках русского языка в 5 классе;

     - показать многообразие толковых словарей русского языка;

     - выявить новое в русской лексикографии;

     - показать на практике методы и приемы работы с толковыми словарями на уроках русского языка в 5 классе.

Объектом исследования является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы. Предмет исследования - методы и приемы работы с толковыми словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса пятиклассников.

     В процессе исследования выдвинута гипотеза: при условии систематического использования  на уроках русского языка толковых словарей можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить уровень их речевого развития.

     Лингвистические понятия, являющиеся опорными при раскрытии  проблемы курсовой работы:

Словари – сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

Развитие  речи –1. Это сам процесс обогащения речи школьников. 2. Раздел методики преподавания русского языка, в котором представлены методы и приемы работы над обогащением словарного запаса учащихся. 
Словарный запас – это то количество слов, которым пользуется отдельный человек в жизни. 
Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.  
 

     Глава I. Научно-методологические основы работы с толковыми  словарями на уроках русского языка в 5 классе

  1. Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы

     Выбор средств обучения русскому языку, в  том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых.

     Подростковый  возраст - это возраст от 10-11 лет  до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-9 классов. Ученики 5 класса еще  во многом напоминают младших школьников. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.

     Наиболее  существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный  характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

     Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация его - совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Положительные мотивы учения выражаются в постоянном внимании на уроках, устойчивом интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей. 
   «Внимание учащихся - обязательное условие успешной учебной работы. Обычные причины невнимательности школьников - усталость, отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения. Основные средства возбуждения внимания учащихся - динамическое ведение занятий с применением разнообразных приемов организации активности учащихся, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей, а также постепенное формирование способности противостоять им, бороться с их отвлекающим действием (легкий рабочий шум в классе, шум в коридоре или на улице, наличие в классе не имеющих отношения к уроку новых для учеников предметов, экспонатов, присутствие новых людей и т.д.). Иначе образуется изнеженное, избалованное внимание - привычка работать только в абсолютно благоприятных условиях» [Крутецкий. 1980:300.].

     Другая  форма выражения мотивов учения - наличие учебных интересов. Учебные  интересы, как правило, избирательны. Учебный интерес зависит от того, насколько связан материал с внеучебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и 
разнообразны методы обучения. Усвоение как организационная познавательная деятельность ученика включает деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения. Выделяют четыре основных звена процесса усвоения: 
1) непроизвольное восприятие, наблюдение (получение информации); 
2) осмысление материала, мыслительная его обработка (переработка полученной информации);

3) запоминание  и сохранение материала (хранение полученной и обработанной информации);

4) применение  знаний на практике (применение  информации). 
     Различают предметную наглядность, изобразительную наглядность и 
словесную наглядность. Предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений учащимися, включая классные опыты, экскурсии. Изобразительная наглядность осуществляется с помощью изобразительных средств - изображений различного рода, рисунков, муляжей, диапозитивов, кинокартин. Словесная наглядность - это яркая, образная, живая речь учителя, словесные примеры, вызывающие у учащихся конкретные представления. Осмысление учебного материала означает включение нового материала в определенную систему, установление внутрипредметных и межпредметных связей, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Полученные и переработанные сведения должны быть сохранены в памяти, чтобы в любой момент можно было извлечь их и применить на практике. Наиболее эффективное запоминание происходит в активной деятельности с изучаемым материалом. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что - навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять. 
Знание психологических особенностей подросткового возраста: младшие подростки (5-7 кл.), старшие подростки (8-9 кл.), мотивов учения и усвоения знаний школьниками этого возраста - необходимое условие организации наиболее продуктивной учебной работы с ними, в том числе работы со словарями как основными компонентами такого раздела лингвистики, как лексикографии.

     §2. Теоретико-методологические основы темы «Толковые словари на уроках русского языка в 5 классе как средство развития речи учащихся».  
2.1. Основные толковые словари современного русского языка

     В толковых словарях раскрывается значение слова со всех сторон (семантика, произношение, употребление). Аспектные словари  посвящены какой-то одной области  лингвистики, одной ее отрасли. Их еще  называют отраслевыми словарями.

     Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь, содержащий слова с объяснением  их значений, грамматической и стилистической характеристикой.  
    В мире создано немало словарей, удивляющих своим объемом и богатством содержания. Но едва ли не самый выдающийся из них – «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Особенно велико значение словаря для русской культуры, образования. Далев словарь - это увлекательное чтение о русском языке, его жизни, истории. 
По оценке академика В.В. Виноградова, «как сокровищница меткого народного слова Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком» [ Виноградов 1949 :615].

     В.И. Даль так говорил о своей работе: «Словарь названъ толковымъ, потому что онъ не только переводитъ одно слово другимъ, но толкуетъ, объясняетъ подробности значения словъ и понятiй, имъ подчиненныхъ. Слова: живаго великорусскаго языка, указывают на объемъ и направленiе всего труда».[В.И. Даль. 1999 :111.]

     Первое  издание «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля вышло  в 1863-1866 годах. В первом издании Словаря  было помещено около 200.000 слов. Из них 80.000 слов он собрал самостоятельно. 
Второе издание вышло в 1880-1882 года. В 1999 году «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля вышел восьмым изданием.  
Положив в основу словаря народную речь, Даль стремился доказать ненужность большей части иноязычных слов. Поэтому, включая в словарь иноязычное слово, Даль выставляет тут же все равносильные, отвечающие или близкие ему выражения русского языка, чтобы показать, есть ли у нас слово это или нет, например: автомат - живуля; резонанс - отзвук, гул, наголосок и т.д.

     Слова у Даля объединяются в словопроизводные гнезда. Составителю казалось, что при таком гнездовом расположении слов вскроются законы русского словопроизводства. Даль очень широко дает примеры при объяснении того или иного слова. В числе примеров пословицы и поговорки, как коренные русские изречения, занимают первое место; их более 30 тысяч.  
В 1935-1940 годах вышел четырехтомный «Толковый словарь русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. В его составлении, кроме редактора, принимали участие виднейшие советские ученые: В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Тамашевский. 
   Словарь включает около 85.000 слов. Авторы внесли лексику, представленную в художественных произведениях, в публицистике XIX и XX вв. Широко включаются слова советской эпохи. 
Впервые широко и последовательно введены в словарь фразеологические единицы. Так, при слове вода указывается двадцать одно цельное сочетание с этим словом, например: воду толочь (в ступе), как в воду опущенный, концы в воду, водой не разольешь и др. 
    В словаре впервые в русской лексикографии с большой полнотой вскрыты значения служебных слов: например, указано 28 значений предлога на, 10 значений союза и. В словаре указываются основные грамматические формы слов. Даются указания на правильное произношение слов. Очень полезными являются стилистические пометы при словах.

Информация о работе Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе