Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель: показать специфику словарной работы с использованием толковых словарей на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическая часть. Научно-методологические основы работы
со словарями на уроках русского языка……………………………….................
§ 1. Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы………...
§ 2. Теоретико-методологические основы темы «Толковые словари на уроках
русского языка в 5 классе как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Русская лексикография. Основные толковые словари современного русского языка………………………………………
§ 3. Новое в русской лексикографии………………………………………….....
§ 4. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу с толковыми словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы………………………
4.1.Содержание работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка…...................
4.2. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся
4.3.Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимися слов………
Глава 2.Практическая часть.
§1. Изучение и обобщение опыта работы лучших
учителей русского языка по словарной работе……………………
1.Словарная работа…………………………………………………
2.Уроки русского языка в 5 классе………………………………
Заключение………………………………………………………
Превращение
незнакомого звукокомплекса в слово-знак,
которое производит учитель с
помощью специальных
Семантизация слова методически
выражается в разъяснении (толковании)
учителем лексического значения, закрепленного
в языке за тем или иным звукокомплексом.
При этом необходимо обращаться к толковым
словарям.
В методике преподавания русского языка
были выработаны специальные методы разъяснения
лексического значения отдельного слова.
Прием семантизации слова -
это метод превращения незнакомого звукокомплекса
в слово-знак, т.е. закрепление в сознании
учащихся звучания и значения в единое
целое - слово. Приемы семантизации предназначены,
во-первых, для соединения в сознании ученика
слова и реалии, в результате чего слово
в языке ученика выполняет назывную функцию,
во-вторых, раскрытия семантических множителей,
составляющих смысловую структуру слова.
С учетом этих двух функций приемами семантизации
являются семантическое определение,
структурно-семантическая мотивация,
сопоставление с известным учащимся словом,
наглядность, контекст.
Семантическое определение
как прием семантизации - это совместная
работа учителя и учащихся, направленная
на подбор и составление минимально развернутого
толкования лексического значения слова,
включающего как родовые, так и видовые
смысловые (семантические) компоненты
(множители), которые отражают основные
родовые признаки реалии.
Семантическое определение как
прием семантизации применяется преимущественно
для разъяснения лексического значения
слов, не имеющих внутренней формы, а также
слов, внутренняя форма которых затемнена
или переосмыслена.
Структурно-семантическая мотивация
как прием семантизации тоже предназначена
для составления семантического определения
незнакомого слова в процессе совместной
работы учителя и учащихся. Она применяется
при толковании лексического значения
слов с четкой внутренней формой.
Сопоставление с известным учащимся словом
как прием семантизации заключается в
переносе лексического значения знакомого
синонима или антонима на семантизируемое
слово. В результате данной процедуры
у ученика создается общее представление
о лексическом значении нового слова,
так как между синонимами и антонимами
нет полного тождества.
Наглядность как прием семантизации
состоит в показе реалии самого предмета
(его муляжа, макета, рисунка), называемой
толкуемым словом. Наглядность применяется
при толковании слов с конкретным значением.
Контекст - словесное окружение (словосочетание,
предложение, текст) - как прием семантизации
тоже обеспечивает лишь самое общее представление
о слове. Чаще всего он выявляет родовую
принадлежность реалии. Контекст способен
выполнить свое назначение приема семантизации
при условии, если в нем есть опорное слово.
При толковании лексических значений
слов необходимо определять род явлений,
к которым относится реалия, называемая
данным, словом, перечислять существенные
видовые признаки этой реалии, отличающие
ее от других сходных реалий, и, наконец,
объединять все эти признаки - родовые
и видовые - в одно предложение, которое
и будет представлять собой толкование
лексического значения слова.
Умение пользоваться толковым
словарем имеет большое социальное значение.
Оно обеспечивает ученикам в школьные
годы и в их дальнейшей взрослой жизни
возможность пополнять свои знания о языке,
преодолевать лексические затруднения
при чтении книг и газет, при слушании
радио- и телепередач.
Формирование умения пользоваться толковым
словарем опирается на следующие знания
о нем: толковый словарь, назначение толкового
словаря, словарная статья, грамматические
и лексические пометы в ней. Понятие толковый
словарь включено в программу, остальные
понятия вводятся в учебный процесс через
учебник. «С лексикографическими понятиями
наиболее целесообразно знакомить учащихся
рассредоточенно, параллельно с изучением
лексикологических понятий: например,
словом и его лексическим значением - толковый
словарь, словарная статья; с однозначными
и многозначными словами - со способом
обозначения разных значений многозначного
слова; с прямым и переносным значением
- с пометой перен. (переносное); с омонимами
- со способом обозначения омонимов; с
диалектными словами -с пометой обл. (областное);
с профессиональными слова - с пометой
спец. (специальное) или с сокращенным
названием специальности: мор. (морское)
и т.д.; с устаревшими словами - с пометой
устар. (устарелое); с фразеологизмом -
с особым знаком ◊ » [РЯШ - 1969. -№6.-С. 38-42].
Для ознакомления с лексикографическими
понятиями используется либо сообщение
учителя, либо самостоятельный анализ
соответствующего материала в учебнике.
Для закрепления полученных
знаний выполняются следующие упражнения:
- анализ словарной статьи, направленный
на поиск соответствующей пометы;
- нахождение в толковом словаре слов,
имеющих указанные пометы;
- объяснение назначения той или иной пометы
в словарной статье.
Одновременно формируется умение пользоваться
толковым словарем. Прежде всего, развивается
потребность обращаться к нему за справками.
С этой целью учитель либо специально
создает ситуацию поиска лексического
значения слова, либо использует естественную
ситуацию анализа незнакомых слов в тексте
упражнения учебника.
Формируется умение обращаться к толковому
словарю с помощью следующих упражнений:
- нахождение слова в толковом словаре;
- чтение в словарной статье толкования
лексического значения слова;
- нахождение в толковом словаре слов определенной
группы по соответствующим пометам.
Проблема исследования состоит в обновлении
приемов словарной работы.
Глава 2. Практическая часть
§1. Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по работе со словарями.
Большое место в работе каждого учителя русского языка занимает словарная работа.
Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся со всех учебниках на полях или заключаются в рамки.
Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках на полях школьных учебников даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.
Кашкарова Т.Н. (г. Кишинев) предлагает свою методику работу по обогащению словарного запаса учащихся [РЯШ 6/1991: 33-34].
Перебрав
различные формы словарной
Все слова, данные в рамках, условно разделяет на темы, группы. Так, в 5 классе получаются такие группы: спорт, дом и комната, армия, дорога и движение, школа, меры длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос – всего 62 слова.
На первом уроке учащиеся начинают работать со словариком. Учитель должен объяснить слова, данные в рамке, и еще три-четыре слова из этой же группы, которые встречаются позже. Так выполняется принцип опережающего обучения и экономится время на объяснение на следующем уроке. Дальше каждая группа пополняется двумя-тремя словами по мере прохождения учебного материала.
Если на предыдущем уроке в рамке встретятся слова из группы «Армия и флот», то следует заранее дать задание на дом повторить слова по этой теме. А на уроке учащиеся пишут словарные диктант по памяти (проверка домашнего задания). Затем Кашкарова Т.Н. объясняет значение новых слов, данных в рамке. Они записываются в словари, придумываются с ними предложения. Так новые слова естественно входят в сознание учащихся. Можно отдельным ребятам дать задание: найти в словаре значение слов и объяснить их на следующем уроке в классе.
Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; при работе с кодоскопом – вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.
Далее в словарик можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат по радио, телевизору. Словарь рекомендуется начать в 5 классе и продолжать его в 6-9 классах, дополняя начатые списки по темам. Такая работа приносит ощутимую пользу и учителю, и ученикам.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности.
УРОК 1.Иванова А.М. (г. Москва) предлагает следующий конспект урока в 5 классе, посвященный словарям, на тему «Словари – наши помощники» [РЯШ 6/1991: 33-34].
Эпиграфы к уроку:
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).
«Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений» (Декарт).
Цели урока: 1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);
2)
совершенствовать навыки
3) воспитывать интерес к книге, к слову.
Ход урока
I. Начало урока
Игра «Дежурная буква». В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (н-р: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т.д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
- Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари,– говорит учитель. – Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Затем ребята отвечают на вопросы:
- Какие словари русского языка вам известны?
-
К каким словарям мы
-
В каких случаях словари
II. Знакомство со словарями
В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Толковый словарь. «В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они означают ? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора работать: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами.»
III. Конкурс рисунков.
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
IV. Работа «словарей» с классом.
- Я – словарь иностранных слов. Я имею 20000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.)
Задание 1. А теперь в предложениях заменить словосочетания, одним словом.
Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)
-
Я – фразеологический словарь.
Это особый тип толкового
Задание 1.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…
- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
-
чувстве большой неловкости, стыда?
(Готов сквозь землю
- Человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:
Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую…
Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
Глаза – мозолит глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи…
Информация о работе Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе