Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать специфику словарной работы с использованием толковых словарей на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………

Глава I. Теоретическая часть. Научно-методологические основы работы

со словарями на уроках русского языка……………………………….................

§ 1. Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы………...

§ 2. Теоретико-методологические основы темы «Толковые словари на уроках

русского языка в 5 классе как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Русская лексикография. Основные толковые словари современного русского языка………………………………………

§ 3. Новое в русской лексикографии………………………………………….....

§ 4. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу с толковыми словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы………………………

4.1.Содержание работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка…...................

4.2. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся

4.3.Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимися слов………

Глава 2.Практическая часть.

§1. Изучение и обобщение опыта работы лучших

учителей русского языка по словарной работе……………………

1.Словарная работа…………………………………………………

2.Уроки русского языка в 5 классе………………………………

Заключение………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     Превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, которое производит учитель с  помощью специальных методических средств, есть его семантизация. Семантизация незнакомых слов является одной из задач обогащения словарного запаса учащихся. 
    Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом. При этом необходимо обращаться к толковым словарям. 
В методике преподавания русского языка были выработаны специальные методы разъяснения лексического значения отдельного слова. 
    Прием семантизации слова - это метод превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак, т.е. закрепление в сознании учащихся звучания и значения в единое целое - слово. Приемы семантизации предназначены, во-первых, для соединения в сознании ученика слова и реалии, в результате чего слово в языке ученика выполняет назывную функцию, во-вторых, раскрытия семантических множителей, составляющих смысловую структуру слова. С учетом этих двух функций приемами семантизации являются семантическое определение, структурно-семантическая мотивация, сопоставление с известным учащимся словом, наглядность, контекст. 
    Семантическое определение как прием семантизации - это совместная работа учителя и учащихся, направленная на подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, включающего как родовые, так и видовые смысловые (семантические) компоненты (множители), которые отражают основные родовые признаки реалии. 
   Семантическое определение как прием семантизации применяется преимущественно для разъяснения лексического значения слов, не имеющих внутренней формы, а также слов, внутренняя форма которых затемнена или переосмыслена. 
   Структурно-семантическая мотивация как прием семантизации тоже предназначена для составления семантического определения незнакомого слова в процессе совместной работы учителя и учащихся. Она применяется при толковании лексического значения слов с четкой внутренней формой. 
Сопоставление с известным учащимся словом как прием семантизации заключается в переносе лексического значения знакомого синонима или антонима на семантизируемое слово. В результате данной процедуры у ученика создается общее представление о лексическом значении нового слова, так как между синонимами и антонимами нет полного тождества. 
  Наглядность как прием семантизации состоит в показе реалии самого предмета (его муляжа, макета, рисунка), называемой толкуемым словом. Наглядность применяется при толковании слов с конкретным значением. 
Контекст - словесное окружение (словосочетание, предложение, текст) - как прием семантизации тоже обеспечивает лишь самое общее представление о слове. Чаще всего он выявляет родовую принадлежность реалии. Контекст способен выполнить свое назначение приема семантизации при условии, если в нем есть опорное слово. 
   При толковании лексических значений слов необходимо определять род явлений, к которым относится реалия, называемая данным, словом, перечислять существенные видовые признаки этой реалии, отличающие ее от других сходных реалий, и, наконец, объединять все эти признаки - родовые и видовые - в одно предложение, которое и будет представлять собой толкование лексического значения слова. 
   Умение пользоваться толковым словарем имеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач. 
Формирование умения пользоваться толковым словарем опирается на следующие знания о нем: толковый словарь, назначение толкового словаря, словарная статья, грамматические и лексические пометы в ней. Понятие толковый словарь включено в программу, остальные понятия вводятся в учебный процесс через учебник. «С лексикографическими понятиями наиболее целесообразно знакомить учащихся рассредоточенно, параллельно с изучением лексикологических понятий: например, словом и его лексическим значением - толковый словарь, словарная статья; с однозначными и многозначными словами - со способом обозначения разных значений многозначного слова; с прямым и переносным значением - с пометой перен. (переносное); с омонимами - со способом обозначения омонимов; с диалектными словами -с пометой обл. (областное); с профессиональными слова - с пометой спец. (специальное) или с сокращенным названием специальности: мор. (морское) и т.д.; с устаревшими словами - с пометой устар. (устарелое); с фразеологизмом - с особым знаком ◊ » [РЯШ - 1969. -№6.-С. 38-42].  
   Для ознакомления с лексикографическими понятиями используется либо сообщение учителя, либо самостоятельный анализ соответствующего материала в учебнике. 
       Для закрепления полученных знаний выполняются следующие упражнения: 
- анализ словарной статьи, направленный на поиск соответствующей пометы; 
- нахождение в толковом словаре слов, имеющих указанные пометы; 
- объяснение назначения той или иной пометы в словарной статье. 
        Одновременно формируется умение пользоваться толковым словарем. Прежде всего, развивается потребность обращаться к нему за справками. С этой целью учитель либо специально создает ситуацию поиска лексического значения слова, либо использует естественную ситуацию анализа незнакомых слов в тексте упражнения учебника. 
Формируется умение обращаться к толковому словарю с помощью следующих упражнений: 
- нахождение слова в толковом словаре; 
- чтение в словарной статье толкования лексического значения слова; 
- нахождение в толковом словаре слов определенной группы по соответствующим пометам. 
Проблема исследования состоит в обновлении приемов словарной работы.

     Глава 2. Практическая часть

     §1. Изучение и обобщение  опыта работы лучших учителей русского языка  по работе со словарями.

     Большое место в работе каждого учителя русского языка занимает словарная работа.

     Программа предусматривает усвоение определенного  количества слов в каждом классе. Эти  слова выносятся со всех учебниках  на полях или заключаются в  рамки.

     Работа  с этими словами дает возможность  расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках на полях школьных учебников даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

     Кашкарова Т.Н. (г. Кишинев) предлагает свою методику работу по обогащению словарного запаса учащихся [РЯШ 6/1991: 33-34].

     Перебрав  различные формы словарной работы, она остановилась на ведении учащимися  личного тематического словаря. Использование такой книжечки приводит словарную работу в систему.

     Все слова, данные в рамках, условно разделяет на темы, группы. Так, в 5 классе получаются такие группы: спорт, дом и комната, армия, дорога и движение, школа, меры длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос – всего 62 слова.

     На  первом уроке учащиеся начинают работать со словариком. Учитель должен объяснить слова, данные в рамке, и еще три-четыре слова из этой же группы, которые встречаются позже. Так выполняется принцип опережающего обучения и экономится время на объяснение на следующем уроке. Дальше каждая группа пополняется двумя-тремя словами по мере прохождения учебного материала.

     Если  на предыдущем уроке в рамке встретятся слова из группы «Армия и флот», то следует заранее дать задание на дом повторить слова по этой теме. А на уроке учащиеся пишут словарные диктант по памяти (проверка домашнего задания). Затем Кашкарова Т.Н. объясняет значение новых слов, данных в рамке. Они записываются в словари, придумываются с ними предложения. Так новые слова естественно входят в сознание учащихся. Можно отдельным ребятам дать задание: найти в словаре значение слов и объяснить их на следующем уроке в классе.

     Упражнения  по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный  диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; при работе с кодоскопом – вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.

     Далее в словарик можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат по радио, телевизору. Словарь рекомендуется начать в 5 классе и продолжать его в 6-9 классах, дополняя начатые списки по темам. Такая работа приносит ощутимую пользу и учителю, и ученикам.

     Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности.

     УРОК 1.Иванова А.М. (г. Москва) предлагает следующий конспект урока в 5 классе, посвященный словарям, на тему «Словари – наши помощники» [РЯШ 6/1991: 33-34].

     Эпиграфы  к уроку:

       «Словарь – это вся вселенная  в алфавитном порядке» (А.Франс).

     «Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений» (Декарт).

     Цели  урока: 1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);

     2) совершенствовать навыки работы  со словарями;

     3) воспитывать интерес к книге,  к слову.

     Ход урока

     I. Начало урока

     Игра  «Дежурная буква». В течение двух минут учащиеся записывают слова  на указанную букву (н-р: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т.д.). Побеждает  тот, кто сумеет записать большее  количество слов.

     - Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари,– говорит учитель. – Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

     Затем ребята отвечают на вопросы:

     - Какие словари русского языка вам известны?

     - К каким словарям мы обращаемся  чаще всего?

     - В каких случаях словари приходят  вам на помощь?

     II. Знакомство со словарями

     В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

     Фразеологический  словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

     Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

     Толковый  словарь. «В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они означают ? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

     Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора работать: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами.»

     III. Конкурс рисунков.

     Учащиеся  заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

     IV. Работа «словарей» с классом.

     - Я – словарь иностранных слов. Я имею 20000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.)

     Задание 1. А теперь в предложениях заменить словосочетания, одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников на красной площади. (Парад.)
  2. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутат. (Мандат.)
  3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

     Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)

     - Я – фразеологический словарь.  Это особый тип толкового словаря,  в котором дается 4000 фразеологизмов  русского языка, т.е. выражений  типа: бит баклуши, пожинать лавры,  между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

     Задание 1.

     Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…

     - кротком, безобидном человеке? (Мухи  не обидит.)

     - чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

     - Человеке, который пришел не вовремя,  некстати? (Нелегкая принесла.)

     Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

  1. Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
  2. Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готов). И т.д.

     Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

     Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую…

     Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…

     Глаза – мозолит глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи…

Информация о работе Работа с толковым словарем на уроках русского языка в 5 классе