Проблема мотивации познавательного интереса в изучении иностранного языка на младшей ступени обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования нашей курсовой работы являются проблемы гражданско – патриотического воспитания школьников в современной школе.
Предметом исследования является воспитательный процесс, как формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы внеклассной и внеурочной работы.
Целью нашей работы является исследование актуальных проблем гражданско – патриотического воспитания и пути их решения в современной школе.
В связи с выше поставленной целью мы ставим такие задачи:
1. изучить и проанализировать понятия «патриотизма» и «гражданственности»;
2. изучить и проанализировать нормативные документы, отражающие проблемы гражданского и патриотического воспитания;
3. определить способы решения проблем гражданского и патриотического воспитания в деятельности современной школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………3-5
Глава1.Теоретический анализ проблем гражданско-патриотического воспитания.
1. Историко-педагогический анализ понятий «патриотизм» и «гражданственнсть»……………………………………6-12
2. Проблемы воспитания гражданина и патриота в современной школе................................................................................13-17
Глава 2. Деятельность МОУ СОШ №4 г. Валуйки по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
2.1. Возможности и потенциал школы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников…………………18-22
2.2. Деятельность клуба «Наследники Александра Невского» по гражданско-патриотическому воспитанию…………………..22-27
Заключение…………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………29-30

Файлы: 1 файл

проблема гражданского и патриотического воспитания в современной школе.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

                    Много работ посвятил этой проблеме и К.Д. Ушинский. Он считал, что чем полнее и разумнее будет строить школа свою учебно-воспитательную работу на основах народности, тем ближе станет она к жизни народа и тем лучше будет выполнять задачу подготовки поколения патриотов своей родины, защитников истинных интересов родного края, одновременно уважающих и другие народы.

                    К.Д. Ушинский впервые в русской педагогике обратил внимание на создание национальной системы воспитания: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».

                     Исходя из принципа народности воспитания, К.Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным чувством человека, «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное общество». По мнению педагога, патриот-это человек, подчиняющий свои личные интересы интересам отечества и народа, отдающий все свои силы и знания на благо родины. «Мы считаем выражением патриотизма и те проявления любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказывать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит мимо»,-писал К.Д. Ушинский.

                    Рассматривая патриотизм как одну из нравственных ценностей человека, педагог уточнял: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественнейшую опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний».

                        Замечательные русские педагоги: Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.Н. Сорока-Росинский, Д.Д. Семенов и др., впитавшие в себя идеи К.Д. Ушинского, призывали учить воспитанников ощущать себя русским и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от того, что она твоя Родина.9

                Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

               Понятие «гражданственность» - многозначно. Оно может означать:

  1. антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;
  2. психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
  3. способность и готовность выступать в роли гражданина;
  4. высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
  5. приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

                   Эти и другие родственные им  значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», «политическое участие».

                         Исторически гражданственность  связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой.10

                        С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора.

                  Патриотизм и гражданственность  включают в себя взаимосвязанную  совокупность нравственных чувств  и черт поведения: любовь к  Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев, культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.11

                         Патриотическое воспитание учащихся позволяет решать различные проблемы в отношении подрастающего поколения; формировать и развивать у учащихся такие качества, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, позволяет им активно участвовать в решении важнейших проблем обществ. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся будут способствовать решению задач, связанных с возрождением России; патриотически воспитанная молодежь возьмет на себя ответственность за будущее России. 

1.2 Проблемы воспитания гражданина и патриота  в современной школе. 

                      Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и духовных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

                         Истинный патриотизм по своей  сущности гуманистичен, включает  в себя уважение к другим  народам и странам, к их национальным  обычаям и традициям и неразрывно  связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»12. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации,      

 общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные   организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

                         Проблемы патриотического воспитания  личности нашли отражение в  нормативных документах Министерства  образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» (от 11.06.2005г. №422)13, а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно – нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России»(2006-2010 годы), в которых определены понятие и содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

                         В «Концепции модернизации российского  образования на период до 2010г.»  определены приоритетные направления  образования, среди которых важнейшим  является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

                         Здесь же следует посмотреть причины слабости патриотического воспитания в современной школе. На наш взгляд это:

  1. недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных предметов общественных дисциплин в учебных планах;
  2. отстранение педагогов от воспитательных функций;
  3. вымывание воспитательных элементов патриотизма из программы школьных предметов.

                         Кроме того, одной из главных  причин является отсутствие соответствующих  духовно – мировоззренческих  основ в российском обществе. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, радио, телевидение, Интернет, на детей обрушивается поток низкопробной продукции. Действенные меры защиты от нее еще не разработаны. Гражданско – патриотическое воспитание учащихся осложнилось и тем, что ограничились воспитательные функции семьи – в силу обострившихся социальных противоречий. Идеи патриотического воспитания и патриотизма не заняли должного места в общественном сознании. В этих условиях образовательные учреждения остаются, обеспечивающим воспитательной процессии и реальную интеграцию самих субъектов воспитания14.

                         Процесс выработки нравственных  представлений по вопросам патриотизма  и гражданственности в школе  должен осуществляться с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

                         В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а также различных форм внеклассной и внеурочной работы.

                         Но чтобы эта работа эффективно  способствовала воспитанию у  учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

                         Усилия учителей, классных руководителей,  организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, которые имеют отношение к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

                         Любовь к Родине появляется  у человека с возникновением  чувства привязанности к тем  местам, где он родился и вырос  и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.

                         Чувство привязанности и представления  о родных местах расширяется  и углубляется за счет познания  своей страны, ее прекрасной о  разнообразной природы, богатства  ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте.

                        Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины15.

Информация о работе Проблема мотивации познавательного интереса в изучении иностранного языка на младшей ступени обучения