Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:39, курсовая работа
Объектом исследования нашей курсовой работы являются проблемы гражданско – патриотического воспитания школьников в современной школе.
Предметом исследования является воспитательный процесс, как формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы внеклассной и внеурочной работы.
Целью нашей работы является исследование актуальных проблем гражданско – патриотического воспитания и пути их решения в современной школе.
В связи с выше поставленной целью мы ставим такие задачи:
1. изучить и проанализировать понятия «патриотизма» и «гражданственности»;
2. изучить и проанализировать нормативные документы, отражающие проблемы гражданского и патриотического воспитания;
3. определить способы решения проблем гражданского и патриотического воспитания в деятельности современной школы.
Введение…………………………………………………3-5
Глава1.Теоретический анализ проблем гражданско-патриотического воспитания.
1. Историко-педагогический анализ понятий «патриотизм» и «гражданственнсть»……………………………………6-12
2. Проблемы воспитания гражданина и патриота в современной школе................................................................................13-17
Глава 2. Деятельность МОУ СОШ №4 г. Валуйки по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
2.1. Возможности и потенциал школы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников…………………18-22
2.2. Деятельность клуба «Наследники Александра Невского» по гражданско-патриотическому воспитанию…………………..22-27
Заключение…………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………29-30
Министерство образования РФ
Белгородский
государственный
университет
Кафедра
английского языка
Курсовая работа
по
методике на тему:
«Проблема
мотивации познавательного
интереса в изучении
иностранного языка
на младшей ступени
обучения»
Выполнила:
студентка гр.030509
факультета романо – германской филологии
Абрамова Олеся
Проверил:
Доцент
филологических наук
Пугач В.С.
Белгород 2009
Оглавление:
Введение…………………………………………………3-5
Глава1.Теоретический анализ проблем гражданско-патриотического воспитания.
Глава 2. Деятельность МОУ СОШ №4 г. Валуйки по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
2.1. Возможности и потенциал школы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников…………………18-22
2.2. Деятельность клуба «Наследники Александра Невского» по гражданско-патриотическому воспитанию…………………..22-27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………29-30
Приложение
Введение.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Объектом исследования нашей курсовой работы являются проблемы гражданско – патриотического воспитания школьников в современной школе.
Предметом исследования
Целью нашей работы является исследование актуальных проблем гражданско – патриотического воспитания и пути их решения в современной школе.
В связи с выше поставленной целью мы ставим такие задачи:
1. изучить
и проанализировать понятия «
2. изучить
и проанализировать
3. определить
способы решения проблем
В процессе исследования данной проблемы мы использовали метод анализа, методы наблюдения и систематизации.
Теоретической и
Глава
1. Теоретический
анализ проблем гражданско-
1.1
Историко-педагогический
анализ понятий
«патриотизм» и
«гражданственнсть».
В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб»1.
«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».2
Впервые слово «патриот»
Более четко определено
Современные понятия патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становление его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Эмоциональное восприятие своего дома, своих родителей, своего двора, улицы, района, звуков птичьего щебетанья, трепетанья листвы на деревьях, колыханья травы, песен и разговоров местного населения, их обрядов и обычаев, образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.5
На основе этого дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.
Чем шире территория, которую
патриот считает своей родиной
(вплоть до границ своего
Педагогическая мысль Древней
Руси и Эпохи русского
Идеи и чувства, выражающие отношение к своему отечеству, рассматривались русскими мыслителями в тесной связи с нравственными проблемами общественного развития. «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми», - писал Н.И. Пирогов в педагогической статье «Вопросы жизни». Со словом «люди» и «человек» в его представлении выступал человек как слуга своей родины, как истинный гражданин.8
Этот гуманистический принцип
лежал и в основе
Любовь к родине В.Г.Белинский признавал основой общественной нравственности. Очень ценную и очень важную нравственную черту человека, как истинного гражданина своего отечества, он видел « в твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека». Через все произведения Белинского проходит идея: человек должен мыслить, уважать достоинство в себе и в других людях.
Безусловно, важнейшим условием эффективного воспитания является совпадение существенных основ воспитания с направлением, в котором движется общество. Тонко подмеченное Н.И. Пироговым основное противоречие, имевшее место в русском обществе XIX века, и, к сожалению, оставшееся актуальным до нынешнего времени, выражалось прежде всего в отсутствии преемственности между воспитательными идеалами общества и действительными стремлениями человека в жизни. И это всегда было трагедией воспитания.