Проблема мотивации познавательного интереса в изучении иностранного языка на младшей ступени обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования нашей курсовой работы являются проблемы гражданско – патриотического воспитания школьников в современной школе.
Предметом исследования является воспитательный процесс, как формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы внеклассной и внеурочной работы.
Целью нашей работы является исследование актуальных проблем гражданско – патриотического воспитания и пути их решения в современной школе.
В связи с выше поставленной целью мы ставим такие задачи:
1. изучить и проанализировать понятия «патриотизма» и «гражданственности»;
2. изучить и проанализировать нормативные документы, отражающие проблемы гражданского и патриотического воспитания;
3. определить способы решения проблем гражданского и патриотического воспитания в деятельности современной школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………3-5
Глава1.Теоретический анализ проблем гражданско-патриотического воспитания.
1. Историко-педагогический анализ понятий «патриотизм» и «гражданственнсть»……………………………………6-12
2. Проблемы воспитания гражданина и патриота в современной школе................................................................................13-17
Глава 2. Деятельность МОУ СОШ №4 г. Валуйки по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
2.1. Возможности и потенциал школы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников…………………18-22
2.2. Деятельность клуба «Наследники Александра Невского» по гражданско-патриотическому воспитанию…………………..22-27
Заключение…………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………29-30

Файлы: 1 файл

проблема гражданского и патриотического воспитания в современной школе.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Белгородский  государственный  университет 

Кафедра английского языка 
 
 

Курсовая  работа

по

методике  на тему:

«Проблема мотивации познавательного интереса в изучении иностранного языка на младшей ступени обучения» 
 

Выполнила:

студентка гр.030509

факультета  романо – германской филологии

Абрамова  Олеся

Проверил:

Доцент филологических наук Пугач В.С. 
 
 
 
 

Белгород 2009

Оглавление: 

Введение…………………………………………………3-5

Глава1.Теоретический анализ проблем гражданско-патриотического воспитания.

    1. Историко-педагогический анализ понятий «патриотизм» и «гражданственнсть»……………………………………6-12
    2. Проблемы воспитания гражданина и патриота  в современной школе................................................................................13-17

Глава 2. Деятельность МОУ СОШ №4 г. Валуйки по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

2.1. Возможности и потенциал школы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников…………………18-22

2.2. Деятельность клуба «Наследники Александра Невского» по гражданско-патриотическому воспитанию…………………..22-27

Заключение…………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………29-30

Приложение 
 
 
 
 
 
 

Введение.

                 Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

                 Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

                     Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

                 Объектом исследования нашей курсовой работы являются проблемы гражданско – патриотического воспитания школьников в современной школе.

                 Предметом исследования является  воспитательный процесс, как формирующий  гражданственность и патриотизм  через различные формы внеклассной и внеурочной работы.

                 Целью нашей работы является  исследование актуальных проблем гражданско – патриотического воспитания и пути их решения в современной школе.

                 В связи с выше поставленной целью мы ставим такие задачи:

1. изучить  и проанализировать понятия «патриотизма»  и «гражданственности»;

2. изучить  и проанализировать нормативные  документы, отражающие проблемы  гражданского и патриотического воспитания;

3. определить  способы решения проблем гражданского и патриотического воспитания в деятельности современной школы.

                  В процессе исследования данной проблемы мы использовали метод анализа, методы наблюдения и систематизации.

                 Теоретической и методологической  базой нашей работы являются работы Рожденственской Р.Л., Баранова С.П., Харламова И.Ф., Ионова И.О. и других авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический  анализ проблем гражданско-патриотического  воспитания. 

1.1 Историко-педагогический  анализ понятий  «патриотизм» и  «гражданственнсть». 

                  В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб»1.

               «Патриот – говорится в другом  словаре, - человек, любящий свое  отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».2

                 Впервые слово «патриот» появилось  в период Французской революции  1789-1793 гг. Патриотами тогда называли  себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.3

                  Более четко определено моральное  содержание этого понятия в  философском словаре. «Патриотизм  (греч. Patris – отечество),- говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием, которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины»4.

                   Современные понятия патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становление его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни  местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

                    Эмоциональное восприятие своего дома, своих родителей, своего двора, улицы, района, звуков птичьего щебетанья, трепетанья листвы на деревьях, колыханья травы, песен и разговоров местного населения, их обрядов и обычаев, образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.5

                 На основе этого дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

  1. почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади его дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами государства, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются  такие понятия, как: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
  2. уважение к предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание им помогать, отучать от всего дурного. Высший показатель этого параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимися гражданами данного государства, т.е. сознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».
  3. делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями до достойного развития своего города, района, края, отчизны в целом.6  

                         Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.

                         Чем шире территория, которую  патриот считает своей родиной  (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы  он проявляет к своим соотечественниками, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.7

                          Педагогическая мысль Древней  Руси и Эпохи русского Просвещения  внесла глубокое общечеловеческое  содержание и развитие идеи  патриотического воспитания молодого  поколения России. В философско  – педагогическом наследии неординарных мыслителей XIX – начала XX веков эта идея получила свое фундаментальное обоснование как национальная и, вместе с тем, общечеловеческая, не теряющая своей значимости в любое время, для любого народа.

                         Идеи и чувства, выражающие отношение к своему отечеству, рассматривались русскими мыслителями в тесной связи с нравственными проблемами общественного развития. «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми», - писал Н.И. Пирогов в педагогической статье «Вопросы жизни». Со словом «люди» и «человек» в его представлении выступал человек как слуга своей родины, как истинный гражданин.8

                       Этот гуманистический принцип  лежал и в основе педагогической  концепции В.Г. Белинского. Главная цель воспитания, по его мнению, состояла в том, чтобы во всякой деятельности…- быть человеком. Гуманность, человеколюбие он считал основой всех добродетелей, ибо тот, кто не носит в своем сердце любви к человеку, тот не имеет любви к отечеству.

                Любовь к родине В.Г.Белинский признавал основой общественной нравственности. Очень ценную и очень важную нравственную черту человека, как истинного гражданина своего отечества, он видел « в твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека». Через все произведения Белинского проходит идея: человек должен мыслить, уважать достоинство в себе и в других людях.

                   Безусловно, важнейшим условием эффективного воспитания является совпадение существенных основ воспитания с направлением, в котором движется общество. Тонко подмеченное Н.И. Пироговым основное противоречие, имевшее место в русском обществе  XIX века, и, к сожалению, оставшееся актуальным до нынешнего времени, выражалось прежде всего в отсутствии преемственности между воспитательными идеалами общества и действительными стремлениями человека в жизни. И это всегда было трагедией воспитания.

Информация о работе Проблема мотивации познавательного интереса в изучении иностранного языка на младшей ступени обучения