Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:42, реферат

Краткое описание

В целях развития системы оценки качества общего образования в текущем году ведётся работа по следующим направлениям:
стандартизация банка измерительных и диагностических материалов;
разработка технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений с целью использования результатов указанных процедур для оценки качества образования;
разработка технологии оценивания готовности учащихся системы начального общего образования к обучению в начальной и основной школе и разработка соответствующих диагностических материалов.

Оглавление

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 3
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОСОКО И МОДЕЛЬ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 13
АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 25
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 36
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 21

Файлы: 1 файл

оценка.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Развитие системы оценки качества образования

 

В целях реализации мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) в части разработки моделей организации контроля качества образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит следующую работу по совершенствованию системы оценки качества образования.

В рамках общего образования продолжается отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

В 2007 году в апробации государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, организуемой муниципальными, территориальными (окружными), региональными экзаменационными комиссиями, примут участие выпускники IX классов 62 субъектов Российской Федерации по 4 общеобразовательным предметам.

В течение трех лет в ходе проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов экспериментальных учреждений в субъектах Российской Федерации было получено и отработано несколько организационных моделей.

Для обеспечения деятельности независимых экзаменационных комиссий на федеральном уровне разработаны тексты (задания) экзаменационных работ и критерии их оценивания по 4 общеобразовательным предметам. Планируется увеличение количества разрабатываемых экзаменационных материалов по другим общеобразовательным предметам.

В результате апробации был осуществлен выбор наиболее перспективной для дальнейшей отработки и внедрения модели экзаменационной работы по алгебре и русскому языку.

Начата работа по формированию банка заданий для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, организуемой независимыми муниципальными, территориальными (окружными), региональными экзаменационными комиссиями.

Завершается эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2007 году выпускники XI (XII) классов 82 субъектов Российской Федерации примут участие в ЕГЭ по 13 общеобразовательным предметам.

За шесть лет эксперимента создана следующая инфраструктура:

2 федеральных  учреждения (Федеральный институт  педагогических измерений и Федеральный  центр тестирования), разрабатывающих содержание и проводящих технологическое обеспечение независимой оценки знаний, умений и навыков выпускников, освоивших программы среднего (полного) общего образования;

82 региональных  центра обработки информации;

федеральные и региональные базы данных участников ЕГЭ и результатов ЕГЭ;

федеральная база свидетельств о результатах ЕГЭ;

федеральный портал www. ege. edu. ru, обеспечивающий информирование и контроль за ходом организации и проведения эксперимента в Российской Федерации.

На федеральном уровне создана система подготовки контрольных измерительных материалов и отработаны механизмы их совершенствования. Сформирована и ежегодно расширяется федеральная база тестовых заданий по 13 общеобразовательным предметам, и с 2006 года осуществляется его поэтапный перевод в открытый доступ с целью обеспечения возможности для выпускников дополнительной подготовки к ЕГЭ.

В настоящем году продолжается отработка моделей проведения ЕГЭ для отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Увеличилось количество труднодоступных и отдалённых местностей, на территории которых выпускники общеобразовательных учреждений/ абитуриенты получили возможность сдавать ЕГЭ.

Результаты, полученные в ходе эксперимента по введению ЕГЭ, а также новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, уже сегодня используются при контроле качества образования на федеральном (разработка учебников и стандартов нового поколения для общего образования), региональном уровнях (повышение квалификации учителей и их аттестация) и уровне образовательных учреждений.

В целях развития системы оценки качества общего образования в текущем году ведётся работа по следующим направлениям:

стандартизация банка измерительных и диагностических материалов;

разработка технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений с целью использования результатов указанных процедур для оценки качества образования;

разработка технологии оценивания готовности учащихся системы начального общего образования к обучению в начальной и основной школе и разработка соответствующих диагностических материалов.

В рамках профессионального образования продолжается отработка моделей контроля за соблюдением вузами и филиалами вузов условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» контроль за соблюдением образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее – вузы) и их филиалами условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, осуществляется Рособрнадзором с участием органа управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено образовательное учреждение.

В 2005 году Рособрнадзор приступил к реализации проекта по созданию постоянно действующих комиссий с участием органов управления образованием, осуществляющих контроль за соблюдением вузами и филиалами вузов, условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией. Разработано и утверждено Временное положение о постоянно действующей комиссии.

Субъекты Российской Федерации активно поддержали предложение Рособрнадзора о создании с их участием названных комиссий. На основании обращений органов управления образованием субъектов Российской Федерации в 2005-2006 гг. Рособрнадзором постоянно действующие комиссии созданы в 29 субъектах Российской Федерации: Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Коми, Республике Татарстан, Республике Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Магаданской, Мурманской, Орловской, Ростовской, Самарской, Ярославской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Костромской, Нижегородской, Тамбовской, Амурской областях, Хабаровском, Краснодарском краях. В 2007 году Рособрнадзор планирует расширить сеть таких комиссий.

При отсутствии у Рособрнадзора территориальных органов создание постоянно действующих комиссий в регионах позволяет Федеральной Службе по надзору в сфере образования и науки обеспечить эффективный контроль за соблюдением вузами и филиалами вузов лицензионных требований и условий.

Привлечение работодателей к оценке качества подготовки выпускников образовательных учреждений.

Модель привлечения работодателей к оценке качества подготовки выпускников образовательного учреждения предполагает оценку компетенций выпускников на заключительных этапах обучения - в период работы государственной аттестационной комиссии, а также при государственной аккредитации образовательного учреждения. Данная процедура включает теперь в соответствии с Федеральным законом от 20.04. 2007 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» ранее применяемую отдельно процедуру аттестации, и учитывает требования, которые предъявляют работодатели к компетенциям конкурентноспособного, востребованного на рынке труда специалиста.

Таким образом, работодатели оценивают качество реализации образовательных профессиональных программ, принимая участие в работе экспертных комиссий, а также на этапе государственной итоговой аттестации выпускников. На сегодняшний день более 80% председателей государственных аттестационных комиссий возглавляют руководители предприятий и организаций – потребителей кадров.

Для повышения эффективности участия работодателей в экспертных оценках образовательных учреждений различных типов и обучающихся необходимо проводить обучение и аттестацию работодателей для привлечения их в качестве экспертов в комиссии Рособрнадзора. Для этих целей данная модель может предусматривать также разработку анкеты оценки подготовки выпускников для предприятий-потребителей; показателей аттестации, включающие мнение работодателей о качестве подготовки выпускников; показателя интегральной оценки качества подготовки выпускников профессиональным сообществом при аттестации образовательных учреждений.

Вместе с тем следует также совершенствовать внешнюю оценку качества профессионального образования на основе более широкого участия в ней общественных и профессиональных организаций, формируя критерии объективной внешней оценки на принципах взаимодействия рынка труда и сферы образования.

Проведение разносторонних внешних оценок качества образования и широкое информирование общественности о полученных результатах позволит защитить конституционные права граждан Российской Федерации на доступность качественного образования.

Продолжается отработка моделей управления качеством образования в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования.

В соответствии с принципами автономии образовательного учреждения в рамках Болонского процесса, ответственность за обеспечение качества профессионального образования, в первую очередь, возлагается на сами учебные заведения.

Необходимо также отметить, что только внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время для управления качеством образования оказывается не достаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими профессиональными образовательными учреждениями.

Ключевым вопросом сегодняшнего дня является вопрос о выборе модели системы качества, наиболее эффективной для каждого конкретного профессионального образовательного учреждения в части повышения качества ведения образовательной деятельности и подготовки востребованного и конкурентноспособного выпускника.

В связи с этим в основу разработки типовой модели системы качества образовательного учреждения в Российской Федерации были положены документы и модели систем качества, разработанные Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA), на основе Стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000: 2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001), модели конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», модели самооценки «Совершенства деятельности вуза», гармонизированной с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

Модель конкурса ориентирована на девять критериев, соответствующих модели премии Правительства Российской Федерации в области качества, адаптированных к образовательной деятельности и разделенных на две группы критериев: первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»).

 

Год

Количество вузов, подавших заявки

Количество вузов, представивших отчеты на обследование

Процентное соотношение

2004

55

33

60,0%

2005

100

49

50,0%

2006

129

63

50,0%


 

Из участников конкурса:

10 вузов  конкурса сертифицировали систему  менеджмента качества на соответствие  международным стандартам ИСО;

15 вузов-участников конкурса являются экспертами Премии Правительства Российской Федерации в области качества и занесены в реестр Ростехрегулирования;

4 вуза приняли  участие в конкурсе на соискание  премии Правительства Российской  Федерации в области качества.

Модель самооценки «Совершенства деятельности вуза» дает возможность вузам оценить уровень совершенства основных процессов их деятельности, влияющих на качество подготовки специалистов за счет применения методики, позволяющей проверить наличие и эффективность работы механизмов внутривузовской системы управления качеством перед проведением государственной аккредитации вузов. Модель используется в практике самообследования с 2004 года и ей воспользовались более 200 вузов. В связи с внедрением систем качества образовательных учреждений данная модель может быть предложена для вузов как предварительный этап их создания.

Продолжается отработка Интернет-экзамена в сфере профессионального образования как модели организации контроля качества образования.

Интернет-экзамен представляет собой процедуру оценки выполнения требований государственных образовательных стандартов профессионального образования по единым измерительным материалам с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Механизм проведения Интернет-экзамена обеспечивает оперативный и объективный контроль качества подготовки студентов.

Использование единого банка заданий и единой методики обработки результатов позволяет реализовать принципы открытости и прозрачности оценочных процедур, привлечь академический потенциал вузов к разработке, корректировке и широкому обсуждению содержания контрольных материалов.

Информация о работе Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования