Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
Рассмотреть социальную ситуацию развития дошкольника как необходимое условие формирования культуры общения.
Раскрыть понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников.
Охарактеризовать пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Организовать эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Подобрать коррекционно-развивающие игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Сформулировать педагогические рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития дошкольника…………………..………5
Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников……………….…………………………10
Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников……………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Описание эксперимента……………………………………………..……28
2.2. Результаты эксперимента……………………………………………..…31
2.3. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников…………………………………………………………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………….…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.
Воспитание культурно-
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются
детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти
игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и
творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные
мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков
гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно
сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы
материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные
сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и
обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении
гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических
процедур в режиме
дня, формирует у детей
физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на
занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с
природой. Для этого используются
некоторые дидактические и
ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр»,
«Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки,
распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются
детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и
отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный
момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к
подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, «значить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действии.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома. Правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждение взрослые подкрепляют их своим поведением. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию я использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Описание эксперимента
Исследование проводилось на базе я/с № 164 «Праменьчык» г. Гомеля. В эксперименте принимали участие 20 дошкольников группы «Фантазеры» (см. таблицу 1).
Эксперимент проводился в 3 этапа:
1. Сбор информации и первичная диагностика дошкольников.
2. Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием игровых методов и приемов.
3. Вторичная диагностика исследуемых параметров.
Нами была разработана и использована методика изучения сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников, где:
1 - навык сформирован
2 - навык сформирован частично
3 - навык не сформирован
Исследование проводится методом экспертных оценок.
Исследовались 12 параметров:
4. Умение правильно пользоваться столовыми приборами.
5. Умение пользоваться салфеткой.
6. Умение задвигать стул.
7. Умение правильно пользоваться носовым платком.
8. Умение благодарить за еду.
9. Умение следить за чистотой тела и одежды.
10. Умение приводить в порядок волосы.
11. Умение самостоятельно одеваться и раздеваться.
12. Умение правильно и аккуратно вешать одежду в шкафчик, на стульчик.
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
КГН | |||||||||||
Умение благодарить |
Умение насухо вытирать руки полотенцем |
Умение правильно пользоваться столовыми приборами |
Умение пользоваться салфеткой |
Умение задвигать стул |
Умение правильно пользоваться платком |
Умение благодарить за еду |
Умение следить за чистотой тела и одежды |
Умение приводить в порядок волосы |
Умение самостоятельно одеваться и раздеваться |
Умение правильно и аккуратно вешать одежду в шкафчик |
Умение правильно сидеть за столом | ||
1 |
Беркович Д. |
||||||||||||
2 |
Буйский М. |
||||||||||||
3 |
Буйская Т. |
||||||||||||
4 |
Бялый М. |
||||||||||||
5 |
Воловик Ж. |
||||||||||||
6 |
Вущенко М. |
||||||||||||
7 |
Выховец Д. |
||||||||||||
8 |
Динец О. |
||||||||||||
9 |
Гулевич Д. |
||||||||||||
10 |
Динец О. |
||||||||||||
11 |
Дорош И. |
||||||||||||
12 |
Дында А. |
||||||||||||
13 |
Кожевич Ю. |
||||||||||||
14 |
Крамская Н. |
||||||||||||
15 |
Лемончик Г. |
||||||||||||
16 |
Мичко Р. |
||||||||||||
17 |
Носик П. |
||||||||||||
18 |
Олешко Ю. |
||||||||||||
19 |
Пирогов Ю. |
||||||||||||
20 |
Рощин Д. |
2.2. Результаты эксперимента
Результаты диагностики представлены в таблицах 1-4.
Таблица 1. Состав участников эксперимента
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Возраст ребенка |
1 |
Беркович Диана |
6 лет |
2 |
Буйский Максим |
5 лет |
3 |
Буйская Татьяна |
5 лет |
4 |
Бялый Михаил |
5 лет |
5 |
Воловик Жанна |
5 лет |
6 |
Вущенко Мария |
5 лет |
7 |
Выховец Дарья |
5 лет |
8 |
Гавриш Михаил |
5 лет |
9 |
Гулевич Дмитрий |
5 лет |
10 |
Динец Олег |
5 лет |
11 |
Дорош Иван |
5 лет |
12 |
Дында Антон |
5 лет |
13 |
Кожевич Юрий |
5 лет |
14 |
Крамская Нина |
6 лет |
15 |
Лемончик Григорий |
6 лет |
16 |
Мичко Руслан |
6 лет |
17 |
Носик Петр |
6 лет |
18 |
Олешко Юлия |
6 лет |
19 |
Пирогов Юрий |
6 лет |
20 |
Рощин Денис |
6 лет |
Таблица 2. Уровень сформированности КГН (начальный этап)
№ п/п |
Ф.И. Ф.И. Ф.И. ребёнка |
КГН | |||||||||||
Умение благодарить |
Умение насухо вытирать руки полотенцем |
Умение правильно пользоваться столовыми приборами |
Умение пользоваться салфеткой |
Умение задвигать стул |
Умение правильно пользоваться платком |
Умение благодарить за еду |
Умение следить за чистотой тела и одежды |
Умение приводить в порядок волосы |
Умение самостоятельно одеваться и раздеваться |
Умение правильно и аккуратно вешать одежду в шкафчик |
Умение правильно сидеть за столом | ||
1 |
Беркович Д. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Буйский М. |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Буйская Т. |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Бялый М. |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
Воловик Ж. |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Вущенко М. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Выховец Д. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Динец О. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Гулевич Д. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
10 |
Динец О. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Дорош И. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Дында А. |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
Кожевич Ю. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Крамская Н. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
Лемончик Г. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
Мичко Р. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Носик П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
18 |
Олешко Ю. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
19 |
Пирогов Ю. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
20 |
Рощин Д. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |