Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
Рассмотреть социальную ситуацию развития дошкольника как необходимое условие формирования культуры общения.
Раскрыть понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников.
Охарактеризовать пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Организовать эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Подобрать коррекционно-развивающие игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Сформулировать педагогические рекомендации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития дошкольника…………………..………5
Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников……………….…………………………10
Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников……………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Описание эксперимента……………………………………………..……28
2.2. Результаты эксперимента……………………………………………..…31
2.3. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников…………………………………………………………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………….…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

Курсовая Педагогика.docx

— 98.76 Кб (Скачать)

помыть руки после занятий  с глиной или трудовых поручений.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков включает широкий круг задач,  и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые  навыки лучше всего усваиваются

детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы  эти

игры были интересны, могли  увлечь детей, активизировать их инициативу и

творчество. В старших  группах большое значение приобретают  учебные

мотивы. Однако для более  успешного формирования и закрепления  навыков

гигиены   на   протяжении   периода  дошкольного  детства  целесообразно

сочетать словесный и  наглядный способы, используя специальные  наборы

материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные

сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и

обучения детей педагог  сообщает им разнообразные сведения: о значении

гигиенических навыков для  здоровья, о последовательности гигиенических

процедур  в  режиме  дня,  формирует у детей представление  о пользе

физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны  и на

занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с

природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-

ролевые игры. Интересны  детям и литературные сюжеты «Мойдодыр»,

«Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие  сценки,

распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются

детям в повседневной жизни  в процессе разнообразных видов  деятельности и

отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный

момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно  помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к

подражанию, поэтому воспитатель  должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и  навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, «значить санитаров для  систематической проверки у сверстников  состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действии.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить  работу с семьей. Приглашать родителей  в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия    созданы    для    развития   самостоятельности   у   детей,    а   в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно    продолжать    закреплять    дома.    Правильные    воспитательные воздействия   будут  эффективны   лишь  в том случае,   если  дома   и в дошкольном  учреждение взрослые подкрепляют их своим  поведением. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение   системы   воспитательной   работы,   отсутствие   внимания   к формированию я использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических  навыков у старших дошкольников

 

2.1. Описание эксперимента

 

Исследование проводилось на базе я/с № 164 «Праменьчык» г. Гомеля. В эксперименте принимали участие 20 дошкольников группы «Фантазеры» (см. таблицу 1).

Эксперимент проводился в 3 этапа:

1. Сбор информации и первичная диагностика дошкольников.

2. Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием игровых методов и приемов.

3. Вторичная диагностика исследуемых параметров.

Нами была разработана  и использована методика изучения сформированности      культурно-гигиенических     навыков     у     старших  дошкольников, где:

1  - навык сформирован

2 - навык сформирован частично

3 - навык не сформирован

Исследование проводится методом экспертных оценок.

Исследовались 12 параметров:

  1. Умение пользоваться мылом.
  2.   Умение насухо вытирать руки полотенцем.
  3.   Умение правильно сидеть за столом.

4.     Умение правильно пользоваться столовыми приборами.

5.      Умение пользоваться салфеткой.

6.     Умение задвигать стул.

7.      Умение правильно пользоваться носовым платком.

 8.    Умение благодарить за еду.

9.    Умение следить за чистотой тела и одежды.

10.   Умение приводить  в порядок волосы.

11.   Умение самостоятельно  одеваться и раздеваться.

12.   Умение правильно  и аккуратно вешать одежду  в шкафчик, на стульчик.

п/п

Ф.И. ребёнка

КГН

Умение благодарить

Умение насухо вытирать руки полотенцем

Умение правильно пользоваться столовыми приборами

Умение пользоваться салфеткой

Умение задвигать стул

Умение правильно пользоваться платком

Умение благодарить за еду

Умение следить за чистотой тела и одежды

Умение приводить в  порядок волосы

Умение самостоятельно одеваться  и раздеваться

Умение правильно и  аккуратно вешать одежду в шкафчик

Умение правильно сидеть за столом

1

Беркович Д.

                       

2

Буйский М.

                       

3

Буйская Т.

                       

4

Бялый М.

                       

5

Воловик Ж.

                       

6

Вущенко М.

                       

7

Выховец Д.

                       

8

Динец О.

                       

9

Гулевич Д.

                       

10

Динец О.

                       

11

Дорош И.

                       

12

Дында А.

                       

13

Кожевич Ю.

                       

14

Крамская Н.

                       

15

Лемончик Г.

                       

16

Мичко Р.

                       

17

Носик П.

                       

18

Олешко Ю.

                       

19

Пирогов Ю.

                       

20

Рощин Д.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты  эксперимента

Результаты диагностики  представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1. Состав участников эксперимента

№ п/п

Ф.И. ребенка

Возраст ребенка

1

Беркович Диана

6 лет

2

Буйский Максим

5 лет

3

Буйская Татьяна

5 лет

4

Бялый Михаил

5 лет

5

Воловик Жанна

5 лет

6

Вущенко Мария

5 лет

7

Выховец Дарья

5 лет

8

Гавриш Михаил

5 лет

9

Гулевич Дмитрий

5 лет

10

Динец Олег

5 лет

11

Дорош Иван

5 лет

12

Дында Антон

5 лет

13

Кожевич Юрий

5 лет

14

Крамская Нина

6 лет

15

Лемончик Григорий

6 лет

16

Мичко Руслан

6 лет

17

Носик Петр

6 лет

18

Олешко Юлия

6 лет

19

Пирогов Юрий

6 лет

20

Рощин Денис

6 лет


     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Уровень  сформированности КГН (начальный этап)

п/п

Ф.И. Ф.И. Ф.И. ребёнка

КГН

Умение благодарить

Умение насухо вытирать руки полотенцем

Умение правильно пользоваться столовыми приборами

Умение пользоваться салфеткой

Умение задвигать стул

Умение правильно пользоваться платком

Умение благодарить за еду

Умение следить за чистотой тела и одежды

Умение приводить в  порядок волосы

Умение самостоятельно одеваться  и раздеваться

Умение правильно и  аккуратно вешать одежду в шкафчик

Умение правильно сидеть за столом

1

Беркович Д.

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

2

2

2

Буйский М.

2

1

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

Буйская Т.

2

1

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

4

Бялый М.

2

1

2

2

3

2

1

2

2

2

2

2

5

Воловик Ж.

2

1

2

2

3

2

1

2

2

2

2

2

6

Вущенко М.

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

7

Выховец Д.

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

8

Динец О.

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

9

Гулевич Д.

2

2

1

2

2

2

1

3

3

3

3

3

10

Динец О.

2

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

11

Дорош И.

2

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

12

Дында А.

2

2

1

3

3

3

1

2

2

2

2

2

13

Кожевич Ю.

2

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

14

Крамская Н.

2

2

1

2

2

2

1

3

2

2

2

2

15

Лемончик Г.

2

2

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

16

Мичко Р.

2

2

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

17

Носик П.

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

18

Олешко Ю.

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

19

Пирогов Ю.

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

Рощин Д.

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

Информация о работе Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников