Культурное значение досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:09, реферат

Краткое описание

Объект исследования – формы досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – особенности изучения основных форм досуговой деятельности методом опроса.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «досуг» .
2. Изучить история развития досуга.
3. Рассмотреть досуговую деятельность молодежи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1
ДОСУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………
История возникновения и развития досуга…………………………….........4
Значение досуга………………………………………………………………..
ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОСУГА…………………………………….
Досуговая деятельность молодежи………………………………………….
Перспективы развития досуговой деятельности…………………………..
Заключение……………………………………………………………..………...22
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 39.33 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИЛНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»                                                                                           («ТГАМЭУП»)

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Культурное  значение досуга

 

 

Выполнила: студентка II курса                                                                                            специальности «Менеджмент организации»                                                    Группа МО-10-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1

ДОСУГ:  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………

  1. История возникновения и развития досуга…………………………….........4
  2. Значение досуга………………………………………………………………..

ГЛАВА 2

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОСУГА…………………………………….

  1. Досуговая деятельность молодежи………………………………………….
  2. Перспективы развития досуговой деятельности…………………………..

Заключение……………………………………………………………..………...22

Список использованной литературы…………………………………..………..23

 

Введение

 

Культурно-досуговая деятельность тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо  просматриваются различия между  организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.

Отличительным качеством культурного  досуга является его эмоциональная  окрашенность, возможность привнести  в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме  того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с  интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение  человека с искусством, живописью, кино, литературой; занятия спортом, в  драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными  личностями.

Тема истории досуга, раскрываемая в реферате, позволит увидеть существенные изменения, взаимосвязь всех граней деятельности человека и непосредственное выражение их же в досуге, увидеть культурное развитие и достижения на данный момент.

Цель реферата – рассмотреть историю культурно-досуговой деятельности,

определить  роль досуга в жизни общества.

Актуальность выбранной темя заключается..

Объект исследования – формы  досуговой деятельности в учреждениях  дополнительного образования.

Предмет исследования – особенности  изучения основных форм досуговой деятельности методом опроса.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность понятия «досуг»  .

2. Изучить история развития досуга.

3. Рассмотреть досуговую деятельность молодежи.

 

 

  1. История досуга

 

Досуг, как социальное явление, имеет  глубокие исторические корни, он всходит  к периоду каменного века, когда  возвращение древних охотников  с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.

Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием  сопровождались целой системой праздников. Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой деятельностью народа, - это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей.

Во все времена праздник воспринимался  как противопоставление будням. Сложность  и многогранность праздника как  непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и  в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие  функции праздника: торжественное  обновление жизни; коммуникативную  и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и  нравственно-воспитательную функции.

Несмотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Чередования будней и праздников характеризовало  и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья  Финского залива, Ладожского и Онежского  озёр до устья рек Дуная, Днепра и  верховьев Волги и Оки. К моменту  возникновения государственности  в конце IX - начала ХХ веков славяне  имели достаточно развитую праздничную  культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда. Эти праздники дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим  столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для  противостояния врагам.

Выделение у славян родоплеменной  знати и дальнейший процесс социального  расслоения общества, особенно усилившийся  после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей. Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.

Распространение христианства среди  славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние  на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились  на народные праздники. С принятием  христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям  новой религии.

Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники  нашли свою нишу в христианском календаре.

Со временем в праздниках и обрядах  происходили, конечно, изменения, но процесс  этот, по крайней мере в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год  по всем хорошо известному чину, каждому  празднику и обряду соответствовали  строго определённые песни, танцы и  игры. Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в течении нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас игры.

Церковь постепенно выступала для  средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться  к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.

На протяжении XVI века в Русском  государстве создавались условия  для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни  россиян, в том числе и в  проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это  отличало высший аристократический  слой общества. Другая причина заключалась  в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь  для класса феодалов неблагоприятные  последствия: просвещение умов и, как  следствие, восстания против существующих порядков.

В образе жизни городского населения  и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё  же давали некоторые преимущества для  жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.

Уже в устройстве городской жизни  обозначались тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость  городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризуя развитие досуговой деятельности до XVII века, надо заметить, что формы её не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу.

XVIII век для России был переходным  моментом, а для ярмарочной площадной  культуры стало и отправной  точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого  пути.

Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие  перемены в жизни страны. Становлению  Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и  политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении  и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые  преобразования.

Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств. Многолюдные гуляния и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы "на природе" на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе "под горами" или "под качелями".

В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты  крестьянского праздника, как его  строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая  предназначенность празднеств. Резко  меняется также состав участников гуляний  и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.

Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население  по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.

Слишком решительные и смелые реформы  не редко встречали непонимание  и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр "настойчиво искал новые формы  и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний".

Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть  в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие.

Интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный.

Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным  зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно  предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра.

Информация о работе Культурное значение досуга