Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:09, реферат
Объект исследования – формы досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – особенности изучения основных форм досуговой деятельности методом опроса.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «досуг» .
2. Изучить история развития досуга.
3. Рассмотреть досуговую деятельность молодежи.
Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1
ДОСУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………
История возникновения и развития досуга…………………………….........4
Значение досуга………………………………………………………………..
ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОСУГА…………………………………….
Досуговая деятельность молодежи………………………………………….
Перспективы развития досуговой деятельности…………………………..
Заключение……………………………………………………………..………...22
Список использованной литературы………
Пётр увлекался фейерверками и часто принимал в них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней.
Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
Балаганы, качели, карусели, горы составляли,
без сомнения, основу гуляний. Однако
они были далеко не единственными
объектами внимания гуляющей публики.
Неповторимый колорит и своеобразие
площади придавала также
Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, развлечений для представителей дворянских кругов.
Развитию общественных форм дворянского
досуга способствовало формирование в
России системы культурно-
Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIX в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.
2. культурно-досуговой
В современном
обществе большое внимание уделяется
возрождению фольклорных
Например,
один из любимейших праздников наших
предков – Масленица. Масленица
была языческим праздником в честь
бога солнца, которого суеверные славяне
очень почитали, старались «умаслить»,
т. е. умилостивить и называли Ярилой
за летнюю жару. До принятия христианства
масленицу сопровождалась не только
играми, гуляниями и пирами, но и
человеческими
Знаменитые
некогда русские блины готовили
из гречневой муки, которую давно
уже трудно найти в магазинах.
Однако же и из пшеничной муки русские
хозяйки готовят замечательные
блины, которые завоевали необычайную
популярность в мире. Православная
масленица – это веселый
Возрождение старинных традиций дает и нам возможность участия в добром и веселом празднике.
7 июля - Иван Купала (Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) - один из самых поэтичных праздников обрядового календаря. Церковь в этот день отмечает Рождество Ивана Крестителя. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.
Традиция отмечать Рождество, насильственно прерванная большевиками, пока не может возродиться и занять в жизни россиян подобающее место.
Многие десятилетия советская власть не жаловала ни Новый год, ни Рождество Христово. Семьдесят лет Рождество преследовалось как "религиозный пережиток". Новому году повезло больше: "буржуазным пережитком" он считался только с 1929 по 1935 г. В 1936 г. первая новогодняя елка для детей и молодежи прошла в Колонном зале Дома союзов. Тогда же появился и главный персонаж праздника - Дед Мороз.
Образ доброго сказочного старика был явно позаимствован на Западе, где послушным детям разносит подарки Санта-Клаус - святой Николай Чудотворец. В отличие от святого советский Дед Мороз обзавелся внучкой. Образ девушки-ледышки Снегурочки был заимствован из одноименной сказки Александра Островского.
В современной
России Рождество, став официальным
государственным праздником, так
и не вытеснило Новый год, елку,
Деда Мороза и Снегурочку. Наши сограждане,
большинство которых с
Традиционный религиозный смысл Рождества в современном мире все больше подменяется светским, семейным. Однако, несмотря на тотальную коммерциализацию зимних праздников, они по-прежнему наполнены смыслом единения, сочувствия и милосердия.
Досуг молодежи
В настоящее
время социокультурная ситуация
характеризуется целым рядом
негативных процессов, наметившихся в
сфере духовной жизни – утратой
духовно-нравственных ориентиров, отчуждение
от культуры и искусства детей, молодежи
и взрослых, существенным сокращением
финансовой обеспеченности учреждений
культуры, в том числе и деятельность
современных культурно-
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Одной из
актуальных проблем деятельности культурно-досуговых
учреждений, является организация досуга
молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических
трудностей общества, большого безработных,
отсутствия должного количества культурных
учреждений и недостаточное внимание
к организации досуга молодежи со
стороны местных органов власти
и культурно-досуговых
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования
деятельности культурно-досугового центра
по организации досуга сегодня является
актуальной проблемой. И ее решение
должно идти активно по всем направлениям:
совершенствование
Таким образом,
современный этап развития культурно-досугового
учреждения, характеризуется переходом
от критики существующего
Заключение
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
В досуге как нельзя лучше показано
стремление людей каждой эпохи, его
духовное содержание. Поэтому наблюдая
за историческими изменениями
Культурно-досуговая
Список использованной литературы