Культурное значение досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:09, реферат

Краткое описание

Объект исследования – формы досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – особенности изучения основных форм досуговой деятельности методом опроса.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «досуг» .
2. Изучить история развития досуга.
3. Рассмотреть досуговую деятельность молодежи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1
ДОСУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………
История возникновения и развития досуга…………………………….........4
Значение досуга………………………………………………………………..
ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОСУГА…………………………………….
Досуговая деятельность молодежи………………………………………….
Перспективы развития досуговой деятельности…………………………..
Заключение……………………………………………………………..………...22
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 39.33 Кб (Скачать)

Пётр увлекался фейерверками и  часто принимал в них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и  доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней.

Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь  впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными  объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие  площади придавала также разнообразная  реклама: устная, живописная, театрализованная. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она  на площади во время веселья представала  в концентрированном, более ярком  обличии, иногда в особом, праздничном  варианте. Театрализованная реклама  существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с  открытием и завершением представлений  в балаганах.

Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.

С конца XVIII века в России стали  возникать чисто клубные формы  досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два  года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых  могли входить только потомственные  дворяне. Эти клубы ставили своей  задачей организацию отдыха, развлечений  для представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского  досуга способствовало формирование в  России системы культурно-просветительных  учреждений. Уже в XVIII веке стали  появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в  Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало  возрастать число людей, посвящавших  свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIX в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.

 

2. культурно-досуговой деятельности  в современном обществе

 

В современном  обществе большое внимание уделяется  возрождению фольклорных традиций. Отмечают многие языческие и христианские праздники.

Например, один из любимейших праздников наших  предков – Масленица. Масленица  была языческим праздником в честь  бога солнца, которого суеверные славяне  очень почитали, старались «умаслить», т. е. умилостивить и называли Ярилой за летнюю жару. До принятия христианства масленицу сопровождалась не только играми, гуляниями и пирами, но и  человеческими жертвоприношениями. Но голос Церкви звал к покаянию, предостерегал от укоренившихся  в народном сознании языческих обрядов.

Знаменитые  некогда русские блины готовили из гречневой муки, которую давно  уже трудно найти в магазинах. Однако же и из пшеничной муки русские  хозяйки готовят замечательные  блины, которые завоевали необычайную  популярность в мире. Православная масленица – это веселый праздник с играми, соревнованиями.

Возрождение старинных традиций дает и нам  возможность участия в добром и веселом празднике.

7 июля - Иван Купала (Рождество честного  славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) - один из самых поэтичных праздников обрядового календаря. Церковь в этот день отмечает Рождество Ивана Крестителя. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.

Традиция  отмечать Рождество, насильственно  прерванная большевиками, пока не может  возродиться и занять в жизни  россиян подобающее место.

Многие  десятилетия советская власть не жаловала ни Новый год, ни Рождество Христово. Семьдесят лет Рождество преследовалось как "религиозный пережиток". Новому году повезло больше: "буржуазным пережитком" он считался только с 1929 по 1935 г. В 1936 г. первая новогодняя елка для детей и молодежи прошла в Колонном зале Дома союзов. Тогда же появился и главный персонаж праздника - Дед Мороз.

Образ доброго  сказочного старика был явно позаимствован  на Западе, где послушным детям  разносит подарки Санта-Клаус - святой Николай Чудотворец. В отличие  от святого советский Дед Мороз  обзавелся внучкой. Образ девушки-ледышки  Снегурочки был заимствован из одноименной  сказки Александра Островского.

В современной  России Рождество, став официальным  государственным праздником, так  и не вытеснило Новый год, елку, Деда Мороза и Снегурочку. Наши сограждане, большинство которых с ностальгией  вспоминает советское детство, по-прежнему отдают предпочтение светскому Новому году, а не Рождеству. Патриарх Алексий II не сумел заменить собой Деда Мороза, а всенощное бдение в храме  Христа Спасителя - кремлевскую елку.

Традиционный  религиозный смысл Рождества  в современном мире все больше подменяется светским, семейным. Однако, несмотря на тотальную коммерциализацию зимних праздников, они по-прежнему наполнены смыслом единения, сочувствия и милосердия.

 

Досуг молодежи

 

В настоящее  время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом  негативных процессов, наметившихся в  сфере духовной жизни – утратой  духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением  финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых  центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость  постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов  ее осуществления и, поиска новых  досуговых технологий.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых  учреждений, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических  трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное  время является одним из важных средств  формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и  на его производственно-трудовую сферу  деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование  свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов  конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью  и добровольностью выбора его  различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика  молодежного досуга показывает, что  наиболее привлекательными формами  для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые  центры строят свою работу, исходя из интересов  молодых людей. Надо не только знать  сегодняшние культурные запросы  молодых, предвидеть их изменение, но и  уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и  виды досуговых занятий.

Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение  должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы  к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом  от критики существующего положения  к конструктивным решениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Досуг, как социальное явление, имеет  глубокие исторические корни, он всходит  к периоду каменного века, когда  возвращение древних охотников  с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.

В досуге как нельзя лучше показано стремление людей каждой эпохи, его  духовное содержание. Поэтому наблюдая за историческими изменениями культурной деятельности Русского народа, безусловно видишь целостность формирования его  сознания и духовных сил.

Культурно-досуговая деятельность своими корнями глубоко уходит в  историю Российского государства. Люди, жившие сотни лет назад, уже  умели организовывать свой досуг, лучшие традиции которого используются и в  современном обществе.

 

Список использованной литературы

 

  1. Борев Ю. Эстетика. - М.: Политлитература,1998.
  2. Белкин А.А. Русские скоморохи. - М.: Наука, 1975.
  3. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: 1975.
  4. Гребенюк В.П. Публичные зрелища петровского времени и их связь с театром. - М.: 1976.
  5. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. - М.: 1970.
  6. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. - М.: 1958.
  7. Чепелев В.И. Клубоведение. - М.: Просвещение, 1980.
  8. Календарные обычаи и обряды в странах Европы. - М.: 1977.
  9. Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в СССР. - М.: 1974.
  10. Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра. - М.: 1983.
  11. Лихачёв. Памятники литературы древней Руси. - М.: 1984.
  12. Некрылова А.Ф. Народный театр. - М.: 1990.
  13. Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: 1977.
  14. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление. М.: 1978.
  15. Савушкина Н.И., Дмитриев Ю.А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М.: 1984.
  16. Русская литература XVIII века Стенник О.В. 1991
  17. Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр XVIII-XIX века. - М.: 1985.
  18. Театрализованные праздники и зрелища 1672-1725 г. - М.: 1977.
  19. Семиванова Ф.М. Частушки. - М.: 1990.



Информация о работе Культурное значение досуга