Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
Рассмотреть социальную ситуацию развития дошкольника как необходимое условие формирования культуры общения.
Раскрыть понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников.
Охарактеризовать пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Организовать эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Подобрать коррекционно-развивающие игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Сформулировать педагогические рекомендации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития дошкольника…………………..………5
Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников……………….…………………………10
Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников……………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Описание эксперимента……………………………………………..……28
2.2. Результаты эксперимента……………………………………………..…31
2.3. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников…………………………………………………………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………….…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

Курсовая Педагогика.docx

— 98.76 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Уровень  сформированности КГН (заключительный этап)

п/п

Ф.И. ребёнка

КГН

Умение благодарить

Умение насухо вытирать руки полотенцем

Умение правильно пользоваться столовыми приборами

Умение пользоваться салфеткой

Умение задвигать стул

Умение правильно пользоваться платком

Умение благодарить за еду

Умение следить за чистотой тела и одежды

Умение приводить в  порядок волосы

Умение самостоятельно одеваться  и раздеваться

Умение правильно и  аккуратно вешать одежду в шкафчик

Умение правильно сидеть за столом

1

Беркович Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Буйский М.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

3

Буйская Т.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

4

Бялый М.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

5

Воловик Ж.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Вущенко М.

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

7

Выховец Д.

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

8

Динец О.

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

9

Гулевич Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Динец О.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Дорош И.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Дында А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

Кожевич Ю.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

Крамская Н.

1

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

15

Лемончик Г.

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Мичко Р.

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

17

Носик П.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Олешко Ю.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19

Пирогов Ю.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

Рощин Д.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


 

Таблица 4. Динамика уровня сформированности КГН (%)

Навыки

Оценка 

Начальный этап эксперимента

Заключительный этап эксперимента

Умение пользоваться мылом

1

5%

145

2

18%

30%

3

5%

0%

Умение насухо вытирать руки полотенцем

1

40%

50%

2

60%

50%

3

10%

0%

Умение правильно сидеть за столом

1

40%

50%

2

50%

50%

3

5%

0%

Умение правильно пользоваться столовыми приборами

1

0%

35%

2

95%

65%

3

5%

0%

Умение пользоваться салфеткой

1

0%

35%

2

70%

65%

3

30%

0%

Умение задвигать стул

1

0%

65%

2

90%

35%

3

10%

0%

Умение правильно пользоваться платком

1

55%

50%

2

35%

50%

3

10%

0%

Умение благодарить за еду

1

0%

35%

2

60%

65%

3

40%

0%

Умение следить за чистотой тела и одежды

1

0%

35%

2

85%

65%

3

15%

0%

Умение приводить в  порядок волосы

1

0%

35%

2

85%

66%

3

15%

0%

Умение самостоятельно одеваться  и раздеваться

1

0%

35%

2

90%

65%

3

10%

0%

Умение правильно и аккуратно вешать одежду в шкафчик

1

0%

35%

2

90%

65%

3

10%

0%


 

Для проверки эффективности  проделанной нами работы на формирующем  этапе эксперимента был использован  тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

Выводы:

Как видно из таблицы 4, на заключительном этапе диагностики  наблюдается положительная динамика по всем критериям сформированности культурно-гигиенических навыков. В  исследуемой группе после проведённой

Коррекционно-развивающей  работы нет ни одного ребёнка, у которого тот или иной показатель не был  бы сформирован.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим  внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания  убирать за собой игрушки, благодарить  друг друга и взрослых. Некоторые  заметно улучшили свое поведение  во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки  во внешнем виде друг друга или  окружающей обстановке. Большинство  ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту  и порядок.

Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем творить  о том, что рациональная организация  обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической  базой, а и наличие правильно  организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических  навыков, приносит положительные результаты.

Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

дошкольников

Игра «Кукла Катя проснулась»

Дидактическая задача. Закрепить знания ребенка о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь ребенка; воспитывать заботливое отношение к кукле - партнеру по игре.

Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, а рядом с маленькой - маленькие. Называть одежду в той последовательности, к какой будут надевать на куклу.

Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.

Ход игры:

Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа  одежду для маленькой и большой  кукол. На двух кроватках (большой и  поменьше) лежат две куклы - Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником (игра проводится в игровом уголке комнаты).

Взрослый, обращаясь к  большой кукле, говорит: «Катя, ты уже  проснулась? Будешь вставать? (наклоняется  к кукле). Она говорит, что хочет  встать, но сначала надо разыскать  её одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?» - «Платье, майку, трусики, колготки, туфли».

«Правильно. Посмотри внимательно  на полочку. Ты видишь одежду Кати?»

Ребенок приносит платье. Взрослый прикладывает платье кукле Кате.

«Посмотри, годится Кате платье?» (платье явно мало). «Нет, оно  мало. Значит, платье не для Кати. Для  кого же оно? Наверное, оно для куклы  Тани.

Она тоже еще спит. Отнеси это платье и положи на стул возле  Тани. Поищи другое платье». (Ребенок находит платье побольше, примеряет его кукле). «Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи?» - залает вопрос взрослый, привлекая внимание ребенка к белью куклы. - «Надо сначала трусики и майку надеть» [1, с. 74].

«Значит, их надо найти. Найди  трусики майку для куклы Кати. Только не ошибись!»

Ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку  откладывает в сторону, берет  большую майку и приносит воспитателю.

Таким же образом «находят»  и другие вещи. Взрослый при этом просит надеть на куклу трусики, майку, платье, застегнуть пуговицы, застегнуть пояс.

Одетых кукол ребенок  и взрослый берут с собой для  игры на прогулку. Важно, чтобы процесс  одевания не был оторванным от дальнейшей их деятельности. Одев кукол, взрослый говорит: «Вот Таня и Катя одеты. Они готовы делать гимнастику, затем завтракать». Так взрослый как бы намечает перспективу дальнейшей самостоятельной игры детей с куклами. \

Игра «Кукла обедает»

Дидактическая задача. Закрепить знания ребенка о столовой посуде, активизировать   речь;   воспитать   культуру   поведения   во   время   еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стоя для кормления куклы постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу и стул, посадить куклу за стол.

Ход игры.

Игра проводится в игровом  уголке. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

«Катю нужно покормить  обедом»,- говорит взрослый и оказывает  на

стол, за которым сидит  кукла. - «А здесь стоит посуда (указывает  на стол,

стоящий в стороне). Будем  играть так: на стол ставить лишь то, что нужно

для обеда. Что ты поставишь  Кате на стол?» - «Я поставлю вот это».

«Как это называется?» - «Тарелка глубокая для супа».

По просьбе взрослого  ребенок или дети, с которыми он вместе играет, находят так все  предметы, которые потребуются для  кормления куклы: тарелки, вилка  и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит детей  пожелать Кате хорошего аппетита, а  одному из детей после обеда убрать всё со стола.

По такому плану проводятся и другие игры с куклой. Это позволяет  малышам усвоить знания более  прочно, использовать их затем в  самостоятельной творческой игре с  куклой, содержание которой будет  значительно богаче и интереснее.

Игра «Домики  для зверушек»

 Цель: формировать у ребенка предметно-игровые действия со сверстниками. Оборудование:   машина,   кубики-кирпичики,   игрушки-зверушки  (зайчик, ежик, белочка).

Ход игры: взрослый обращает внимание детей на зверушек, которым  надо построить домики. Предлагает детям нагрузить машину строительным материалом и отвезти его на ковер. Далее взрослый показывает, как надо строить из кирпичиков домик для  ежика, зайчика, белочки. Домики обыгрываются: зверушки ходят друг к другу в  гости.

Игра «Водичка, водичка!» 

Цель:  воспитывать стремление к  самостоятельности  при  выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим

водичку: Водичка, водичка, умой  мое личико, чтобы глазоньки

блестели,   чтобы щечки краснели, чтоб кусался   зубок, чтоб смеялся роток!»

Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и  лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»

Занятие «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно  вымыть ручки.  Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие «Сделаем лодочки»

Информация о работе Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников