Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
Рассмотреть социальную ситуацию развития дошкольника как необходимое условие формирования культуры общения.
Раскрыть понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников.
Охарактеризовать пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Организовать эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Подобрать коррекционно-развивающие игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Сформулировать педагогические рекомендации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития дошкольника…………………..………5
Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников……………….…………………………10
Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников……………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Описание эксперимента……………………………………………..……28
2.2. Результаты эксперимента……………………………………………..…31
2.3. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников…………………………………………………………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………….…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

Курсовая Педагогика.docx

— 98.76 Кб (Скачать)

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

- засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчики не засучит, тот водички не получит!»);

-  открыть кран;

- сложить ладони рук «лодочкой»;

- подставить руки под струю воды;

- закрыть кран;

- вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка  на положение рук.

Занятие «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце [24, с. 51].

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит  за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук  при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его  повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, и взрослый говорит: «Вот, какие у  нас перчатки - белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под  струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом  моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам  хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень  даже здорово!

Moет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Заняmue  «Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку  умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В   конце   умывания   взрослый   учит   малыша   вытирать   лицо   насухо

полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой

чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!» 

Замятие «Делаем  прическу»

Цель:  учить ребенка  держать в руке расческу  и  расчесывать  волосы

движениями сверху - вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует  ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы  красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать  это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой  сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что  он стал таким же красивым, как кукла.

Занятие «Почистим  зубки»

Цель: учить ребенка чистить  зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться,

при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две  щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит на зеркала, и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые  платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует  детям куклу и говорит: «Вот кукла

Маша, она заболела, у нее  насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане

у нее лежит носовой  платок. Поможем Маше очистить носик!» Взрослый

произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем  носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок,

демонстрируя   это   на   кукле.   Предлагает  детям   повторить  действие.

Занятие «Носики- курносики»

цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия:   взрослый   произносит   потешку, демонстрируя   каждое

действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого  ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большое значение в охране и утеплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а  гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что се можно считать несуществующей. Полноценное здоровье невозможно без соблюдения правил личной гигиены, которая является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков  необходимы следующие условия:

-  организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

-  разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы - разными;

-  индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

-    организация   ситуаций,   обеспечивающих   контроль   за   выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

-  безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Рекомендации:

1.  Использовать в практике работы предложенную в исследовании методику с целью быстрой и своевременной диагностики сформированности у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

2.  Повышать методическую грамотность педагогического коллектива по проблеме воспитания культуры общения культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста.

3.  Разнообразить формы сотрудничества с родителями с целью создания единой предметно-развивающей среды для формирования культурно-гигиенических навыков воспитанников.

4.  Организовать в дошкольном учреждении методическую копилку игр и игровых приёмов, используемых для воспитания и коррекции культурно- гигиенических навыков.

5.   Большее место уделять игре как средству раздали культурно-гигиенических навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: Учебник.- М: ВЛАДОС, 2003. -160 с.

2.  Бабаян А.В, О нравственности и нравственном воспитании.- М.: Академия, 2005.-130 с.

3.  Бархатова Ю.И. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание, 1989, №11.

4.  Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд. - М: Академия, 1997. - 240 с.

5.  Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. Книга для   воспитателя   детского   сада  /Под  ред.   Г.Н.   Годиной,   Э.Г.

Пилюгиной.- М.: Педагогика, 1987.- 189 с,

6.  Гигиена детей и подростков /Под ред. В.И. Кардашенко.- М.: Медицина, 1980.- 223 с.

7.  Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для работников   дошкольных   учреждений   //Сост.   В.И.   Теленчи.-   М.:

Медицина, 1987.- 118 с.

8.  Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности : учеб. пособ. для студ. вузов /Ж. М. Глозман. - М: Академия, 2002. - 208 с.

9.  Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами// Дошкольное воспитание, 1980, № 10.

10. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М.: Медицина, 1989.-156 с.

11. Казин Э.М. и др. Основы индивидуального здоровья человека. - М.: Владос, 2000. - 192 с.

12. Козлова С.М. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.М. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416 с.

13. Куган Б. Сохранить здоровье детей // Народное образование, 1993, №1.

14. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Академия, 2001. -100 с.

15. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Питер, 2002.-206с.

16.  Названова Л. Чтобы зубки блестели// Дошкольное образование, 2004, №14

17. Одинцова Л. воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника //Дошкольное воспитание, 1985, № 7.

18. Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1986.- 214с.

19. Островская Л.Ф. Азы воспитанности //Дошкольное воспитание, 1985, №8.

20. Островская Л.Ф. Поведение - результат воспитания. Учебное пособие.-

М.: Просвещение, 1987. - 120 с.

21. Рычашкова И.Г. Упражнения по закреплению культуры поведения // Дошкольное воспитание, 1989, № 3.

22. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. – М.: Педагогика, 1985.- 145 с.

23.  Теплюк С. Об опрятности и аккуратности // Дошкольное воспитание, 1988, №9.

24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. -

336 с.

25. Чулкова    Н.    Воспитание    культурно-гигиенических    навыков   //

Дошкольное воспитание, 1991, № 5,

26. Яковенко Т., Ходонецких 3. О воспитании культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание, 1979, №8.

 

 

 

Приложение 1

Сценарий

театрализованного развлечения

для детей 5-6 лет

«В гостях у  Мойдодыра»

Цель:

Закреплять навыки здорового  образа жизни;

Содействовать снижению психоэмоционального  напряжения детей.

Содержание:

В зал входит Мойдодыр и  говорит:

- Все Чуковского читали и меня давно узнали!

Я - великий умывальник, знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник  и мочалок командир!

В вашем саду я живу уж не первый год. Откровенно скажу - славный вы народ. Никогда у вас ребята не едят немытых ягод, чистят зубы, моют уши, каждый день стоят под душем? Звенит телефонный звонок. Мойдодыр снимает трубку.

-  Мойдодыр: Простите, надо отвечать. Это тетушка Акула. Ночью даже не вздремнула. У ее бедных акулят зубки с вечера болят. (Еще один звонок). Сладкоежка медвежонок меда целый съел бочонок. Зуб болит, он всю неделю не встает теперь с постели. Вот беда! Они не слушались меня. Шоколад, конфеты ели, зубы чистить не хотели. Не ходили проверять, придется зубки удалять. А вы, ребята, скажите честно: «Не боитесь зубного кресла?» (Дети отвечают хором).

Информация о работе Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников