Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
Рассмотреть социальную ситуацию развития дошкольника как необходимое условие формирования культуры общения.
Раскрыть понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников.
Охарактеризовать пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Организовать эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Подобрать коррекционно-развивающие игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Сформулировать педагогические рекомендации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития дошкольника…………………..………5
Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников……………….…………………………10
Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников……………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Описание эксперимента……………………………………………..……28
2.2. Результаты эксперимента……………………………………………..…31
2.3. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников…………………………………………………………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………….…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

Курсовая Педагогика.docx

— 98.76 Кб (Скачать)

В 4-5 лет ребёнок уже  должен вставать утром в одно и  то же время, делать утреннюю гимнастику. Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причесываться. Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.

В 5-6 лет закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть. Вечером, прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь. Чистить свою обувь, аккуратно вешать одежду. Спускаться по лестнице, держа  спину прямо, придерживаться за перила.

В дошкольном возрасте у  ребенка расширяется круг культурно-гигиенических  навыков, совершенствуются способы  выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют  самостоятельно замечать и устранять  неполадки в своем внешнем  виде.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность  в самообслуживание. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы  дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенка привыкает к неряшливости, небрежности.

Ребенок регулирует свое поведение  в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых  процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается  после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится  обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне  его, например, в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Таким образом, освоенные  культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает  положительное отношение ребенка  к бытовой деятельности и систематическое  повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного  поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые  процессы выполняются без напоминания  взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведения  и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения  к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать  пуговицы), постарше - более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам  жизни ребенка.

К числу основных условий  успешного формирования культурно-гигиенических  навыков относятся рационально  организованная обстановка, четкий режим  дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие  чистого, достаточно просторного помещения  с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин  небольшого размера, на каждой из которых  лежит мыло; раковины и полотенца  размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем - картинка. Это повышает интерес  детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков  и привычек культуры поведения. Упрочение  их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Формирование культурно-гигиенических  навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому  должна быть обеспечена полная согласованность  в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для  успешного формирования у них  гигиенических навыков необходимо прибегать к показу й объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены.

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует  значительного труда, поскольку  для этого дети должны овладеть целым  рядом действий, осуществляемых в  определенной последовательности (правильно  сидеть за столом, пользоваться приборами  для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и  тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых  навыков.

Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет  тщательность и, добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей  неверных навыков: они могут неправильно  держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому  в формировании навыков большую  роль играет личный пример взрослых. Внешний  вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать  того же [15, с. 45].

В воспитании навыков следует  опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно  обращаться с вещами, самостоятельно

одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Предложив детям убрать игрушки  после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвовавший  в игре ребенок. Однако, используя  положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.

В воспитании культурно-гигиенических  навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное  суждение педагога об отдельных поступках  и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей  работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще  лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно  показать успехи в овладении новыми навыками. Бели трехлетний ребенок  впервые сам надел рубашку, застегнул  пуговицу, воспитатель его одобряет. Чтобы малыш лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей, например, отмечает в присутствии всех детей: «Наташа стала быстро одеваться. Раньше делала ей замечания, а сегодня хвалю».

Если дети ошибаются при  выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и  как надо сделать, не торопится с  замечанием или осуждением.

Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Например, воспитатель говорит: «Я не напомнила Гале, как нужно  сесть, а она села правильно. Молодец!»  Оценка дается перед всей группой, если всем остальным детям нужно овладеть этим навыком. Если же они в основном уже им овладели, а отстают лишь некоторые, то воспитатель одобряет ребенка индивидуально.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков  принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у Детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие  иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления  детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских  книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. и, В формировании навыков важен  индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и  большого терпения. Все указания детям  должны даваться в дружелюбном, спокойном  тоне, вызывающем у них положительное  отношение к действиям, которые  должны стать привычками.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где  дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Дети в дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое  для занятий, труда, подбирать игрушки  в соответствии с игровым замыслом.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к  тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом  постоянно совершенствовались.

В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования  туалетом, игры» прогулки и т.д. Ребенку  старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой  после приема пищи, предварительно научив его этому.

 Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять [17, с. 32].

Гигиеническое воспитание и  обучение неразрывно связано с воспитанием  культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно  сидеть за столом во время еды, аккуратно  есть, тщательно, бесшумно пережевывать пишу, уметь пользоваться столовыми  приборами, салфеткой. Детям, которые  дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с  мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических  навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения  рекомендуется использовать целый  ряд педагогических приемов с  учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением  действий в процессе дидактических  игр, систематическое напоминание  детям о необходимости соблюдать  правила гигиены и постепенное  повышение требований к ним.

Для привития культурно-гигиенических  навыков во всех возрастных группах  применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических  навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических  играх и игровых ситуациях.

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому  образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного  учреждения. Где должны быть созданы  необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического  и гигиенического развития. Следующее  условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

Обязанность родителей - постоянно  закреплять гигиенические навыки, воспитываемые  у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку  пример, сами всегда их соблюдали.

Полезно  объединять  детей  вокруг дел,  заставляющих  их  вместе

радоваться, переживать,  испытывать чувство удовлетворения, проявлять

доброжелательность. Задача взрослых - направлять отношения детей  так,

чтобы эти отношения содействовали  формированию навыков коллективизма.

Необходимо   прививать   детям   умение   правильно   обращаться   с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному  имуществу;   формировать  навыки  умения,  связанные  с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить

ребенка готовить рабочее  место и все необходимые предметы и материалы, с

которыми   он   будет   играть   и   заниматься,   четко   и   последовательно

организовывать   свою   деятельность,   планировать   время   в   процессе

деятельности, доводить начатое  до конца. По завершении деятельности

привести в порядок  свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем

пользовался, сложить игрушки, книги, учебные матерь ялы в таком  виде и в

таком    порядке,    чтобы    обеспечивать   их   сохранность   и    удобство

использования в следующий  раз; привести в порядок свое рабочее  место,

Информация о работе Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников