Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
Рассмотреть социальную ситуацию развития дошкольника как необходимое условие формирования культуры общения.
Раскрыть понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников.
Охарактеризовать пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Организовать эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Подобрать коррекционно-развивающие игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Сформулировать педагогические рекомендации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития дошкольника…………………..………5
Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников……………….…………………………10
Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников……………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Описание эксперимента……………………………………………..……28
2.2. Результаты эксперимента……………………………………………..…31
2.3. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников…………………………………………………………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………….…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

Курсовая Педагогика.docx

— 98.76 Кб (Скачать)

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания  большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей  культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят  здоровье ребенка, его контакты с  окружающими.

К культурно-гигиеническим  навыкам относятся навыки по соблюдению   чистоты  тела,   культурной   еды,   поддержания  порядка  в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [9, с. 41].                                                                

Воспитание у детей  навыков личной и общественной гигиены  играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых  гигиенических правил и норм поведения  зависит не только их здоровье, но и  здоровье других детей н взрослых.

Культурно-гигиенические  навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего  возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой  для сохранения здоровья в течение  всей жизни.

Физиологической основой  культурно-гигиенических навыков  и привычек является образование  условно-рефлекторных связей, выработка  динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические  навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как  дети приучаются выполнять установленные  в обществе правила, соответствующие  нормам поведения.

На формирование навыков  и привычек оказывают влияние  и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности  близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков  и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения  ребенка, упражнений в определенных действиях.

Особое внимание следует  уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности» с  появлением новых обязанностей. Для  успешной работы в этот период очень  важно  вызвать у детей положительные  эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

Культурно-гигиенические  навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная  нервная система ребенка в  высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические  навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Культурно-гигиенические    навыки    совпадают    с   такой    линией

психического развития, как  развитие воли. Малыш ещё нечего не умеет

делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда

хочется   доводить   начатое  дело  до  конца,   особенно   если  ничего  не

получается. Пусть мама или  воспитательница покормит, вымоет руки, ведь

так трудно удержать скользкое  мыло, когда оно выскакивает из рук и не

слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо

помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы,

завязать шнурки: мама это  сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые

спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить

его   от   необходимости   прилагать   усилия,   то   очень   быстро   у   него

сформируется пассивная  позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». Для

того, чтобы завершить  действие, получить качественный результат, сделать

всё   в   правильной   последовательности,   красиво   и   аккуратно,   нужно

приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество

выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать

цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает

ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе

его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются  такие волевые  качества личности,  как  целеустремлённость,  организованность,

дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических  навыков создает условия для  формирования основ эстетического  вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда ее' причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических  навыков связано с этическим  развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную  оценку действиям человека или героя  сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения  ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой. В четыре-пять лет  у детей начинаются складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают  поведение. Надо помнить, что ребёнку  трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием  культурно-гигиенических навыков  складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала  выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку  доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей  оценкой взрослого. Стремление заслужить  одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что все делаю

правильно!»

Культурно-гигиенические  навыки выступают как важная составная

часть культуры поведения. Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается  для анализа условий, в которых  они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все  больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Итак, воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Формирование культурно-гигиенических  навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных  и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью  которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С  помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и  открывает коробочки, кладёт мыло в  мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает  ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие  условия: в ванной (туалетной) комнате  обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном  для ребенка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

По мере освоения культурно-гигиенические  навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую, ситуацию, тем самым  влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок  отражает (особенно поначалу) бытовые  действия, прежде всего потому, что  они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого  возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может  заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно  кормит мишку первым, вторым и третьим  блюдом.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков  необходимо в процессе игр напоминать ребенку: «Ты всегда моешь руки перед  едой. Не забыл ли ты помыть руки своей  дочке?». Таким образом, усвоенные  культурно-гигиенические навыки обогащают  содержание детских игр, а игры в  свою очередь становятся показателем  усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические  навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого  доступного ребенку вида трудовой деятельности I труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним   элементом,   а   с   их   группой.   Постепенно   трудовые   действия объединяются   в   сложные   формы  поведения.   При  этом   он   переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком [9, с. 58].

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические  навыки обеспечивают переход к более  сложным видам деятельности, стимулируют  их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков начинается очень рано. Подготовкой  к формированию навыков, самостоятельным  движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед  едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель  предоставляет ребенку самостоятельность  там, где он что-то может сделать  сам. Наряду с этим каждый ребенок  постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой  методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти  все может снять с себя, сложить  и часть одежды одеть. В значительной степени дети сами умываются и  вытираются.

На втором году жизни ребенку  необходимо привить навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, не разговаривать при укладывании  спать, благодарить за оказанную  помощь.

На третьем году жизни  малыш учится самостоятельно одеваться, раздеваться и т.д., но и знает  определенный порядок, входящий в каждый процесс, приемы их выполнения.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет  запоминание места для отдельных  вещей, своего места за столом и в  особенности это важно, когда  ребенок приходит в детский сад, воспитатель вместе с малышом  выбирает метку, рассматривают ее, предлагает заполнить рядом сидящего товарища.

 При активном формировании навыков самообслуживание в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией коллектива.

Дети отличаются большой  подражательностью, поэтому взрослым нужно неоднократно показать, как  выполнять новое действие, сопровождая  показ пояснением, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного  действия, последовательность отдельных  операций.

Начиная со 2-го года жизни, с  этой целью с детьми проводятся специальные  дидактические игры, используются игровые  приемы.

Дети 3-го года жизни все  действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей  к взаимопомощи, поручать им несложные  задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

К 4-му году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специальной предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок [26, с.15].

Дошкольник 3-х лет осознает необходимость выполнение культурно-гигиенических  требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом  будем есть». Для детей этого  возраста очень важным является мотив  своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы быть красивым». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники  еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой  процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает  взрослый.

Информация о работе Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников