Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
Рассмотреть социальную ситуацию развития дошкольника как необходимое условие формирования культуры общения.
Раскрыть понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников.
Охарактеризовать пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Организовать эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Подобрать коррекционно-развивающие игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Сформулировать педагогические рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития дошкольника…………………..………5
Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение и условия формирования у дошкольников……………….…………………………10
Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников……………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Описание эксперимента……………………………………………..……28
2.2. Результаты эксперимента……………………………………………..…31
2.3. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников…………………………………………………………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………….…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Наряду с организацией
правильного режима, питания, закаливания
большое место в работе детского
сада отводится воспитанию у детей
культурно-гигиенических
К культурно-гигиеническим
навыкам относятся навыки по соблюдению
чистоты тела, культурной
еды, поддержания порядка
в окружающей обстановке и культурных
взаимоотношений детей друг с другом и
со взрослыми [9, с. 41].
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей н взрослых.
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Физиологической основой
культурно-гигиенических
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
Особое внимание следует
уделять формированию нового навыка,
привычки, связанных с изменением
обстановки, вида деятельности» с
появлением новых обязанностей. Для
успешной работы в этот период очень
важно вызвать у детей положительные
эмоции. В дальнейшем нужно приучать
дошкольников выполнять не только то,
что им приятно, но и то, что необходимо,
что требует преодоления
Культурно-гигиенические
навыки и привычки в значительной
степени формируются в
Наиболее успешно
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией
психического развития, как развитие воли. Малыш ещё нечего не умеет
делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда
хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не
получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь
так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не
слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо
помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы,
завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые
спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить
его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него
сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». Для
того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать
всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно
приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество
выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать
цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает
ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе
его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность,
дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-
Освоение культурно-
Взаимосвязано с формированием
культурно-гигиенических
правильно!»
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная
часть культуры поведения. Действия
ребенка все более
Итак, воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
1.3. Пути и средства формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Формирование культурно-
По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую, ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.
Чтобы ускорить формирование
культурно-гигиенических
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности I труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком [9, с. 58].
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Воспитание культурно-
В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и часть одежды одеть. В значительной степени дети сами умываются и вытираются.
На втором году жизни ребенку необходимо привить навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, не разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
На третьем году жизни малыш учится самостоятельно одеваться, раздеваться и т.д., но и знает определенный порядок, входящий в каждый процесс, приемы их выполнения.
Для первоначальных действий
ребенка существенное значение имеет
запоминание места для
При активном формировании навыков самообслуживание в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией коллектива.
Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослым нужно неоднократно показать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснением, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
Начиная со 2-го года жизни, с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.
Дети 3-го года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.
К 4-му году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специальной предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок [26, с.15].
Дошкольник 3-х лет осознает
необходимость выполнение культурно-гигиенических
требований к предстоящей деятельности:
«Надо мыть руки, потому что потом
будем есть». Для детей этого
возраста очень важным является мотив
своей внешней