Плавание как средство укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретические основы обучения дошкольников плаванию………..5
Возможности плавания в укреплении здоровья и всестороннего развития дошкольников……………………………………………………5
Условия организации обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Средства укрепления здоровья в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………….……17
Методика обучения плаванию дошкольников………………….………22
Вывод по 1 главе………………………………………………………….31
ГЛАВА 2 Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию…………………………………………………………………………33
2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания………………………………………………………………………….33
2.2. Укрепление здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовик хорошая (Автосохраненный).docx

— 99.90 Кб (Скачать)

     В лечебной гимнастике плавание находит более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), это подтверждает исследования Г. А. Халемского. В воде  уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

     Г. Левин тоже говорит о влиянии  плавания на состояние здоровья  и физическое развитие детей,  он отмечает что: плавание закаляет  детей, плавание положительно  влияет на сердечно-сосудистую систему деятельность организма ребенка, плавание развивает органы, плавание исправляет недостатки осанки, а также повышает жизненный тонус и сохраняет жизнь детей. По мнению Г. Левина плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья.

     Анализ литературы показал, что   занятия плаванием - один из богатейших источников здоровья детей:

    Вода раздражает многочисленные рецепторы нервных окончаний,       расположенных на коже, что способствует развитию двигательных качеств и совершенствованию психических реакций;

- В воде ребенок активен, что способствует укреплению его мышц и костей. Полные дети, получая нагрузку, худеют, а маловесные наращивают вес;

- Во время плавания более интенсивно происходит кровообращение в мышцах и внутренних органах. Это улучшает состояние сосудистой системы;

- При движении в воде улучшается вентиляция легких, укрепляются мышцы грудной клетки, принимающие участие в дыхательных движениях, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких;

- Плавательный режим оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечнососудистой системы;

- Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут потом закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство;

- В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменение нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича, полиомиелита;

- После занятий плаванием у ребенка повышается аппетит, улучшается перистальтика кишечника;

- Дети, систематически занимающиеся в воде, реже болеют простудными заболеваниями, поскольку плавание обладает хорошим закаливающим эффектом;

- Занятия в воде расширяют доступное ребенку пространство, водная среда становится для него «своей». Мир, окружающий ребенка, становится для него богаче.

      

    Таким образом, одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека является плавание. Изучением этого вопроса занимались такие ученые как Т. И. Осокина, А. В. Хухлаева, Д.В. Кенеман и др. Они выделили, что плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека .

    По мнению ряда ученых таких как, Л. М. Ерофеев, О. Г. Жукова, В. И. Кубышкин,  Б. И. Оноприенко, Т. И. Осокина, З. П. Фирсов, плавание обладает целым рядом особенностей, которые делают его наиболее оптимальным вариантом физической активности в детском возрасте. Занятия плаванием – один из богатейших источников здоровья детей: вода раздражает многочисленные рецепторы нервных окончаний, расположенных на коже, что способствует развитию двигательных качеств и совершенствованию психических реакций. 
 
 
 
 
 

    1. Условия организации обучения плаванию детей дошкольного  возраста

    Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдается все основные требования к его организации, обеспечивает меры безопасности, выполняются необходимые санитарно-гигиенические правила, а также  наличия материально-технической базы.

      В ДОУ плавание рассматривается,  как один из видов физических  упражнений, оказывающее всестороннее  воздействие на организм ребенка.  Анализ исследований позволил  выделить условия для успешной  организации процесса обучения  плаванию (Т. И. Осокина, Е. А.  Тимофеева, П. Л. Богина, 1991).

      Биологические потребности детей  в движении, то есть учет двигательной  активности дошкольников, позволяет овладеть новыми движениями, совершенствовать имеющиеся, развивать физические и психические качества, а также осуществлять индивидуальный подход к детям. Все это возможно при соблюдении гигиенических условий, а именно:

- соблюдение  температурного режима воды и  воздуха, вода в среднем должна быть примерно +26… +290С, воздух в пределах +24… +290С, но следует помнить, что вода в бассейнах, как правило, устанавливается в зависимости от длительности занятий, возраста детей, состояния их здоровья. По мере привыкания детей к воде, температура постепенно снижается до рекомендованного уровня;

- чистота  помещения, оборудования, инвентаря,  особенно качества воды, подаваемой  в бассейн должна соответствовать  ГОСТу 2874-82 «Вода питьевая» (мутность, цветность, прозрачность, запах и привкус). Вода обязательно дезинфицируется независимо от типа бассейна, размеров, системы заполнения.

            В соответствии с существующими  правилами помещения бассейна  регулярно проветривается, проводится  ежедневная уборка, текущая дезинфекция  помещений и оборудования.

            Чашу бассейна тщательно моют  мыльно-содовым раствором, затем  чистят щетками и ополаскивают  горячей водой из шланга. Обходные  дорожки, полы, скамейки в раздевалках, деревянные решетки или резиновые коврики для ног, все это протирают ежедневно. Периодически в помещениях бассейна проводится генеральная уборка, дезинфицируются панели до уровня не менее 2-х метров от пола в зале бассейна, в подсобных помещениях.

             Создание данных условий позволяет  воспитывать у детей элементарную  культуру гигиены  перед занятием  и на занятиях плаванием, т.е.  правила, которые необходимо соблюдать:  при мытье под душем, во время  пребывания в воде и после  окончания занятий. Также научить  правилам поведения в бассейне, в душевых.

              Таким образом, для того, чтобы  добиться хороших результатов  в воспитании у детей простых  навыков гигиены и выполнения  элементарных правил общественной  гигиены (не сорить, вытирать ноги  при входе в помещение), в воспитании  культуры поведения, организованности  и дисциплинированности можно  лишь при постоянстве гигиенической  обстановки для их выполнения.

               Особенно важно, чтобы окружающие  детей взрослые сами были чистоплотными,  понимали значение гигиены для  здоровья. Важно также и то, чтобы  гигиенические навыки закреплялись  в семье. Для этого в детском  саду и в семье должны предъявляться  единые требования.

             Важным условием для успешной  организации процесса обучения  плаванию, является работа медицинского персонала, а также медицинской сестры ДОУ. В ее обязанности входит следить за санитарным состоянием помещения, физкультурным оборудованием и инвентаря, за установленным режимом и его соблюдением, за температурой режима в помещении бассейна, влажностью воздуха, состоянием воды.

              Во время занятий в бассейне  медсестра следит за тем, чтобы  дети несколько раз выходили  из бассейна для принятия душа  и растирания полотенцем.

              Во время проведения занятий  медсестра измеряет пульс у  детей, следит за их самочувствием,  выявляет признаки утомления.  Анализируется дозировка и определяется  физиологическая кривая нагрузки  занятия, далее все показатели  оцениваются, и составляется правильное  занятие, подбираются физические  упражнения, их сочетаемость и  тогда подключается воспитатель  – сообща они определяют дозировку  и место в режиме дня.

               Также в обязанности медсестры входит внесение всех данных в личную карточку ребенка, а именно: рост, вес, объем грудной клетки, емкость легких, состояние осанки и стопы, состояние сердечнососудистой системы и др.).

                  Очень важно чтобы воспитатель  и физкультурный работник присутствовали  при врачебном обследовании детей,  так как совместный анализ  результатов обследования позволит  вскрыть причины тех или иных  отклонений в состоянии здоровья  и соответственно правильно планировать  работу по обучению детей плаванию.

               Таким образом, медицинский персонал  ДОУ должен тесно сотрудничать  со всеми работниками дошкольного  учреждения и проводить для  них консультации.

         К педагогическим условиям можно  отнести организацию  рационального двигательного режима, разумное сочетание методов, средств и форм обучения, а также правильное использование различных средств оздоровления и укрепления здоровья детей.

              Правильный подбор методики обучения  детей плаванию, его последовательность. Установление тесных контактов  всех работников ДОУ между  собой для результативности в  обучении детей плаванию.

              В это условие также входит  работа с родителями (беседы, консультации, собрания), где педагоги объясняют  родителям о пользе плавания, о закаливании организма детей,  повышении его сопротивляемости  к простудным заболеваниям.

         Материальное условие – это, прежде всего наличие бассейна, в котором можно проводить занятия, наличие инвентаря и оборудования, необходимого для обучения плаванию, обеспечивающее безопасность купания и страховку детей, находящихся в воде. Специальное оборудование, которое позволит контролировать и поддерживать температуру воды, воздуха, влажность в соответствии с гигиеническими требованиями.

          Также инвентарь, длинный шест (2 - 2,5 м) для поддержки страховки  обучающихся плаванию, спасательные  круги, поплавки, резиновые дорожки,  дл ограждения места плавания  в бассейнах большого и малого  размера, цветные поплавки, флажки  для ограждения места плавания.

         Разнообразные пособия и игрушки для наиболее эффективной организации занятий по обучению детей плаванию, для проведения игр и упражнений в воде – это доски из пенопласта, надувные игрушки, резиновые круги, мячи, мягкие игрушки из плотной резины (тонущие), обручи для упражнений на погружение в воду, игры в воде.

          Применять вспомогательные средства  нужно целенаправленно и методически  правильно, в противном случае  их использование, затрудняет  усвоение правильных движений  руками и ногами.

           В то же время плавание на  груди (с помощью доски из  пенопласта ребенок опирается  на доску вытянутыми вперед  руками) помогает освоить скольжение. Методически верное применение  доски ускоряет процесс усвоения  движения, при котором положение  тела пловца должно быть горизонтальным.     

            Игрушки не только материальное благо, они позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными и привлекать детей к занятиям и играм в воде. Обязательное количество игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Но нужно учесть, что все пособия и игрушки периодически подвергают обработке в установленном порядке. Так же сюда можно отнести и удобные лестницы для спуска детей в воду, в ваннах бассейнов и подъема при выходе из воды, на двух противоположных длинных сторонах ванны бассейна устраивают поручни, которые обеспечивают безопасность детей в воде. Хорошо если бассейн для детей художественно оформлен на стенах различные мозаичные панно или картины со сказочными героями. Пол и стены ванны лучше всего отделывать однотонной облицовочной плиткой.

Информация о работе Плавание как средство укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста