Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретические основы обучения дошкольников плаванию………..5
Возможности плавания в укреплении здоровья и всестороннего развития дошкольников……………………………………………………5
Условия организации обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Средства укрепления здоровья в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………….……17
Методика обучения плаванию дошкольников………………….………22
Вывод по 1 главе………………………………………………………….31
ГЛАВА 2 Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию…………………………………………………………………………33
2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания………………………………………………………………………….33
2.2. Укрепление здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43
В лечебной гимнастике плавание находит более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), это подтверждает исследования Г. А. Халемского. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
Г. Левин тоже говорит о
Анализ литературы показал,
Вода раздражает многочисленные рецепторы нервных окончаний, расположенных на коже, что способствует развитию двигательных качеств и совершенствованию психических реакций;
- В воде ребенок активен, что способствует укреплению его мышц и костей. Полные дети, получая нагрузку, худеют, а маловесные наращивают вес;
- Во время плавания более интенсивно происходит кровообращение в мышцах и внутренних органах. Это улучшает состояние сосудистой системы;
- При движении в воде улучшается вентиляция легких, укрепляются мышцы грудной клетки, принимающие участие в дыхательных движениях, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких;
- Плавательный режим оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечнососудистой системы;
- Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут потом закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство;
- В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменение нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича, полиомиелита;
- После занятий плаванием у ребенка повышается аппетит, улучшается перистальтика кишечника;
- Дети, систематически занимающиеся в воде, реже болеют простудными заболеваниями, поскольку плавание обладает хорошим закаливающим эффектом;
- Занятия в воде расширяют доступное ребенку пространство, водная среда становится для него «своей». Мир, окружающий ребенка, становится для него богаче.
Таким образом, одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека является плавание. Изучением этого вопроса занимались такие ученые как Т. И. Осокина, А. В. Хухлаева, Д.В. Кенеман и др. Они выделили, что плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека .
По мнению ряда ученых таких как, Л. М. Ерофеев,
О. Г. Жукова, В. И. Кубышкин, Б. И. Оноприенко,
Т. И. Осокина, З. П. Фирсов, плавание обладает
целым рядом особенностей, которые делают
его наиболее оптимальным вариантом физической
активности в детском возрасте. Занятия
плаванием – один из богатейших источников
здоровья детей: вода раздражает многочисленные
рецепторы нервных окончаний, расположенных
на коже, что способствует развитию двигательных
качеств и совершенствованию психических
реакций.
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдается все основные требования к его организации, обеспечивает меры безопасности, выполняются необходимые санитарно-гигиенические правила, а также наличия материально-технической базы.
В ДОУ плавание
Биологические потребности
- соблюдение температурного режима воды и воздуха, вода в среднем должна быть примерно +26… +290С, воздух в пределах +24… +290С, но следует помнить, что вода в бассейнах, как правило, устанавливается в зависимости от длительности занятий, возраста детей, состояния их здоровья. По мере привыкания детей к воде, температура постепенно снижается до рекомендованного уровня;
- чистота
помещения, оборудования, инвентаря,
особенно качества воды, подаваемой
в бассейн должна
В соответствии с
Чашу бассейна тщательно моют
мыльно-содовым раствором,
Создание данных условий
Таким образом, для того, чтобы
добиться хороших результатов
в воспитании у детей простых
навыков гигиены и выполнения
элементарных правил
Особенно важно, чтобы
Важным условием для успешной организации процесса обучения плаванию, является работа медицинского персонала, а также медицинской сестры ДОУ. В ее обязанности входит следить за санитарным состоянием помещения, физкультурным оборудованием и инвентаря, за установленным режимом и его соблюдением, за температурой режима в помещении бассейна, влажностью воздуха, состоянием воды.
Во время занятий в бассейне
медсестра следит за тем,
Во время проведения занятий
медсестра измеряет пульс у
детей, следит за их
Также в обязанности медсестры входит внесение всех данных в личную карточку ребенка, а именно: рост, вес, объем грудной клетки, емкость легких, состояние осанки и стопы, состояние сердечнососудистой системы и др.).
Очень важно чтобы воспитатель
и физкультурный работник
Таким образом, медицинский
К педагогическим условиям
Правильный подбор методики
В это условие также входит
работа с родителями (беседы, консультации,
собрания), где педагоги объясняют
родителям о пользе плавания,
о закаливании организма детей,
Материальное условие – это, прежде всего наличие бассейна, в котором можно проводить занятия, наличие инвентаря и оборудования, необходимого для обучения плаванию, обеспечивающее безопасность купания и страховку детей, находящихся в воде. Специальное оборудование, которое позволит контролировать и поддерживать температуру воды, воздуха, влажность в соответствии с гигиеническими требованиями.
Также инвентарь, длинный шест (2 - 2,5 м) для поддержки страховки обучающихся плаванию, спасательные круги, поплавки, резиновые дорожки, дл ограждения места плавания в бассейнах большого и малого размера, цветные поплавки, флажки для ограждения места плавания.
Разнообразные пособия и игрушки для наиболее эффективной организации занятий по обучению детей плаванию, для проведения игр и упражнений в воде – это доски из пенопласта, надувные игрушки, резиновые круги, мячи, мягкие игрушки из плотной резины (тонущие), обручи для упражнений на погружение в воду, игры в воде.
Применять вспомогательные
В то же время плавание на
груди (с помощью доски из
пенопласта ребенок опирается
на доску вытянутыми вперед
руками) помогает освоить скольжение.
Методически верное применение
доски ускоряет процесс
Игрушки не только материальное благо, они позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными и привлекать детей к занятиям и играм в воде. Обязательное количество игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Но нужно учесть, что все пособия и игрушки периодически подвергают обработке в установленном порядке. Так же сюда можно отнести и удобные лестницы для спуска детей в воду, в ваннах бассейнов и подъема при выходе из воды, на двух противоположных длинных сторонах ванны бассейна устраивают поручни, которые обеспечивают безопасность детей в воде. Хорошо если бассейн для детей художественно оформлен на стенах различные мозаичные панно или картины со сказочными героями. Пол и стены ванны лучше всего отделывать однотонной облицовочной плиткой.