Плавание как средство укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретические основы обучения дошкольников плаванию………..5
Возможности плавания в укреплении здоровья и всестороннего развития дошкольников……………………………………………………5
Условия организации обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Средства укрепления здоровья в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………….……17
Методика обучения плаванию дошкольников………………….………22
Вывод по 1 главе………………………………………………………….31
ГЛАВА 2 Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию…………………………………………………………………………33
2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания………………………………………………………………………….33
2.2. Укрепление здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовик хорошая (Автосохраненный).docx

— 99.90 Кб (Скачать)
>- ребенок  самостоятелен, уверен в своих  силах;

- работа  в коллективе.

           Чтобы обучение шло более успешно, необходимо учесть все условия организации обучения плаванию, которое показали Т. И, Осокина. М. А. Рунова, это:

    Биологические условия -  учет биологических потребностей детей в движении, в совершенствовании имеющихся, развитие физических качеств;

     Гигиенические условия -  соблюдение  температурного режима помещения,  воды, воздуха. Чистота помещения,  оборудования, то есть соблюдение  элементарной культуры гигиены;

      Педагогические условия – происходит  организация рационального двигательного  режима, сочетание методов и средств,  форм обучения;

       Материальные условия -  это  наличие инвентаря и оборудования  необходимого для обучения плаванию, а также игрушки и разнообразные  пособия. Нужно заметить, что все  перечисленные условия взаимосвязаны между собой.

       В процессе обучения плаванию можно выделить различные средства укрепления здоровья детей. Все средства взаимосвязаны меду собой и прекрасно дополняют друг друга. В литературе широко представлена методика Т. И. Осокиной, которая является основой по обучению детей плаванию. Ею были предложены физические занятия по обучению детей плаванию, упражнения и игры на воде. Также Горькова Л.Г., Доскин В.А., Голубева Л.Т. предлагают как средство укрепления здоровья точечный массаж, оздоровительную гимнастику в виде разминки в сухом плавании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию.

2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания.

      Экспериментальная работа проводилась  в МДОУ «Детский сад №184»  города Новокузнецка в старшей  группе.

      В эксперименте участвовало 8 детей (возраст 5-6 лет)

  1. Болгова Настя
  2. Ващенко Катя
  3. Епишев Вадим
  4. Карагезова Саша
  5. Колобов Тимур
  6. Колядина Настя
  7. Манина Вика
  8. Перевалов Даниил

       Также в эксперименте участие принимали: медицинский работник детского сада, инструктор по плаванию.

       Первый этап экспериментальной  работы – проведение констатирующего  эксперимента.

       Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности  двигательных умений, навыков в  плавании, определение состояния  физического здоровья детей.

       На этом этапе эксперимента  нами были использованы  следующие  методы:

- тестирование;

- беседа  с медицинским работником детского  сада;

- наблюдение.

        При проведении исследования  руководствовались следующими критериями:

         Низкий: может опустить лицо в воду, открыв глаза. Может выполнять скольжение только на груди, непродолжительно, старается скорее опустить руки на дно. Двигает ногами вверх – вниз, сидя в воде на мелком месте, опираясь руками; выполняет разнообразные движения руками в воде; скользит на груди и на спине, выполняет выдох в воду; плавает произвольным способом.

           Средний: открывает глаза, собирает под водой игрушки, передвигается под водой с открытыми глазами. Выполняет скольжение на груди и на спине. Выполняет вдох, затем выдох в воду (3-10 раз подряд); погружается в воду с головой; скользит на груди и спине, двигает ногами (вверх-вниз); разучивает движения руками; пытается плавать без поддержки. Пытается одновременно объединить движения руками и ногами во время плавания.

              Высокий: ребенок передвигается  под водой  по ориентирам. Выполняет  скольжение на груди (опустив  лицо в воду) и на спине от  бортика до бортика, без дополнительных  толчковых движений. Выполняет координированные  попеременные и одновременные  движения во время скольжения  на груди, на спине. Плавает  способом кроль на груди и  спине.

            Уровни:

             - 1-2 балла – низкий;

             - 2-2,5 балла – средний;

             - 2,5-3 балла – высокий.

          Сопоставление всех диагностических  показателей позволило распределить  детей по трем уровням развития (приложение 1). Так же это видно  в диаграмме (приложение 2).

           Далее проведена беседа с медицинским  работником детского сада, чтобы  выявить состояние здоровья детей  с целью определения нормы  физической нагрузки и наличие  (отсутствие) нарушения осанки (приложение 3).

          Беседа с медицинским работником  детского сада позволила выявить,  что 3 ребенка – это часто  болеющие дети (простудные заболевания,  ОРЗ). Анализ карт здоровья детей  позволил выявить, что 6 детей  имеют 2 группу здоровья, так как  есть нарушения осанки и пониженная  сопротивляемость заболеваниям.

           Полученные результаты в констатирующем  эксперименте показали, что у  детей достаточно хороший уровень  навыков сформированности двигательной  деятельности. Дети полностью готовы  к обучению плаванию. Была показана  работа инструктора по плаванию  на занятии, а именно работа велась в системе, с учетом здоровья детей, так же учитывались и индивидуальные особенности детей. На занятиях проводились упражнения в воде и на суше (сухое плавание), на профилактику нарушения осанки, дыхательные упражнения.

            Все это послужило основанием  для разработки упражнений и  игр, используемых в плавании  для формирования правильной  осанки и профилактики простудных  заболеваний.

             На основании результатов констатирующего  эксперимента был проведен формирующий  эксперимент. 
 

2.2. Укрепление здоровья  дошкольников в  процессе обучения  плаванию.

Формирующий эксперимент

      Цель формирующего эксперимента: подобрать игры и упражнения, используемые в плавании для формирования правильной осанки и профилактики простудных заболеваний, а также комплексы оздоровительной гимнастики, точечного массажа.

       Эксперимент проходил в течение  6 месяцев.

       Все подобранные упражнения были  распределены и включены в  занятия. Занятия проводились  совместно с инструктором по  плаванию с включением всех  этих упражнений (приложение 4).

       Задачи старшего дошкольного  возраста в процессе обучения  плаванию следующие:

   - освоение умений и навыков  определенных способов плавания, разучивание техники плавания;

   -  воспитание самостоятельности,  организованности в играх;

  - воспитание  умения творчески использовать  приобретенные навыки плавания.

         В своей работе мы использовали  следующие методы и приемы: наглядный,  словесный, практический, игровой.

         В водно-подготовительной части  занятия проводим упражнения  на суше, то есть сухое плавание.

         Для формирования правильной  осанки у детей старшего дошкольного  возраста выполняются различные  упражнения с предметами (без предметов) для мышц плечевого пояса, для развития мышц туловища, для закрепления правильной осанки.

          Упражнения на формирование правильной  осанки с использованием стула: 

«Покажем  и спрячем»;

 «Посмотри  назад»;

«Руки в сторону».

           Имитация плавания на гимнастической  скамейке, движение ногами имитирующих  плавание, а также движения руками.

           Упражнения с кубиками:

«Кубик  о кубик»;

«Кубики вместе»;

«Кубики в стороны»;

«Жучок  на спине».

            Упражнения на дыхание, такие  упражнения можно использовать  с целью профилактики простудных  заболеваний:

«Ветер»;

«Радуга обними меня»;

«Насос»;

«Пускаем  мыльные пузыри»;

«Остуди чай»;

«Паровоз».

          В основной части занятия проводились  упражнения непосредственно в  воде, которые были направлены  на формирование правильной осанки:

«Медуза»;

«Коробочки»;

«Нырни  в круг»;

«Лодочки  плывут»;

«Стрела».

           Игровые упражнения на дыхание:

«Коробочка»;

«Поплавок»;

«Пузыри».

           Игры:

«Охотники и утки»;

«Насос»;

«Я плыву»;

«Поезд  в туннель»;

«Пятнашки с поплавком»;

«Караси и карпы». 
 
 
 
 

Контрольный эксперимент

         Цель: проверить эффективность упражнений  направленных на формирование  правильной осанки и профилактики  простудных заболеваний.

          В контрольном эксперименте использовались  методики констатирующего эксперимента.

           Произошли существенные изменения  в уровне развития детей (приложение 5). Из данных приведенных в  таблице можно отметить, что результаты, в сравнении с констатирующим  экспериментом, значительно улучшились:

    37,5% - высокий уровень;

    62,5% - средний уровень;

         Детей с низким уровнем нет.  Это также хорошо видно в  диаграмме (приложение 6).

          На контрольном этапе эксперимента была проведена беседа с медицинским работником детского сада, с целью выявить состояние здоровья детей экспериментальной группы, после его завершения.

           В беседе с медицинским работником  было выявлено, что заболеваемость  детей значительно снизилась.  Те дети, которые были часто  болеющими детьми, стали болеть  на много реже, а остальные  дети не заболели ни разу.

           Предложенная нами система работы  эффективна, что доказывают результаты  контрольного эксперимента. Следовательно,  подобранные игры и упражнения, используемые в плавании детей старшего дошкольного возраста для формирования правильной осанки и профилактики простудных заболеваний подтвердили свою эффективность. Гипотеза доказана.

          

Заключение 

            По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.

Информация о работе Плавание как средство укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста