Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретические основы обучения дошкольников плаванию………..5
Возможности плавания в укреплении здоровья и всестороннего развития дошкольников……………………………………………………5
Условия организации обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Средства укрепления здоровья в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………….……17
Методика обучения плаванию дошкольников………………….………22
Вывод по 1 главе………………………………………………………….31
ГЛАВА 2 Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию…………………………………………………………………………33
2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания………………………………………………………………………….33
2.2. Укрепление здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43
- работа в коллективе.
Чтобы обучение шло более успешно, необходимо учесть все условия организации обучения плаванию, которое показали Т. И, Осокина. М. А. Рунова, это:
Биологические условия - учет биологических потребностей детей в движении, в совершенствовании имеющихся, развитие физических качеств;
Гигиенические условия - соблюдение
температурного режима
Педагогические условия –
Материальные условия - это
наличие инвентаря и
В процессе обучения плаванию можно выделить
различные средства укрепления здоровья
детей. Все средства взаимосвязаны меду
собой и прекрасно дополняют друг друга.
В литературе широко представлена методика
Т. И. Осокиной, которая является основой
по обучению детей плаванию. Ею были предложены
физические занятия по обучению детей
плаванию, упражнения и игры на воде. Также
Горькова Л.Г., Доскин В.А., Голубева Л.Т.
предлагают как средство укрепления здоровья
точечный массаж, оздоровительную гимнастику
в виде разминки в сухом плавании.
ГЛАВА 2. Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию.
2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания.
Экспериментальная работа
В эксперименте участвовало 8 детей (возраст 5-6 лет)
Также в эксперименте участие принимали: медицинский работник детского сада, инструктор по плаванию.
Первый этап экспериментальной
работы – проведение
Цель констатирующего
На этом этапе эксперимента нами были использованы следующие методы:
- тестирование;
- беседа
с медицинским работником
- наблюдение.
При проведении исследования
руководствовались следующими
Низкий: может опустить лицо в воду, открыв глаза. Может выполнять скольжение только на груди, непродолжительно, старается скорее опустить руки на дно. Двигает ногами вверх – вниз, сидя в воде на мелком месте, опираясь руками; выполняет разнообразные движения руками в воде; скользит на груди и на спине, выполняет выдох в воду; плавает произвольным способом.
Средний: открывает глаза, собирает под водой игрушки, передвигается под водой с открытыми глазами. Выполняет скольжение на груди и на спине. Выполняет вдох, затем выдох в воду (3-10 раз подряд); погружается в воду с головой; скользит на груди и спине, двигает ногами (вверх-вниз); разучивает движения руками; пытается плавать без поддержки. Пытается одновременно объединить движения руками и ногами во время плавания.
Высокий: ребенок
Уровни:
- 1-2 балла – низкий;
- 2-2,5 балла – средний;
- 2,5-3 балла – высокий.
Сопоставление всех
Далее проведена беседа с
Беседа с медицинским
Полученные результаты в
Все это послужило основанием
для разработки упражнений и
игр, используемых в плавании
для формирования правильной
осанки и профилактики
На основании результатов
2.2. Укрепление здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию.
Формирующий эксперимент
Цель формирующего
Эксперимент проходил в
Все подобранные упражнения
Задачи старшего дошкольного возраста в процессе обучения плаванию следующие:
- освоение умений и навыков
определенных способов
- воспитание самостоятельности, организованности в играх;
- воспитание умения творчески использовать приобретенные навыки плавания.
В своей работе мы
В водно-подготовительной
Для формирования правильной
осанки у детей старшего
Упражнения на формирование
«Покажем и спрячем»;
«Посмотри назад»;
«Руки в сторону».
Имитация плавания на
Упражнения с кубиками:
«Кубик о кубик»;
«Кубики вместе»;
«Кубики в стороны»;
«Жучок на спине».
Упражнения на дыхание, такие
упражнения можно использовать
с целью профилактики
«Ветер»;
«Радуга обними меня»;
«Насос»;
«Пускаем мыльные пузыри»;
«Остуди чай»;
«Паровоз».
В основной части занятия
«Медуза»;
«Коробочки»;
«Нырни в круг»;
«Лодочки плывут»;
«Стрела».
Игровые упражнения на дыхание:
«Коробочка»;
«Поплавок»;
«Пузыри».
Игры:
«Охотники и утки»;
«Насос»;
«Я плыву»;
«Поезд в туннель»;
«Пятнашки с поплавком»;
«Караси
и карпы».
Контрольный эксперимент
Цель: проверить эффективность
В контрольном эксперименте
Произошли существенные
37,5% - высокий уровень;
62,5% - средний уровень;
Детей с низким уровнем нет. Это также хорошо видно в диаграмме (приложение 6).
На контрольном этапе эксперимента была проведена беседа с медицинским работником детского сада, с целью выявить состояние здоровья детей экспериментальной группы, после его завершения.
В беседе с медицинским
Предложенная нами система
Заключение
По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.