Плавание как средство укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретические основы обучения дошкольников плаванию………..5
Возможности плавания в укреплении здоровья и всестороннего развития дошкольников……………………………………………………5
Условия организации обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Средства укрепления здоровья в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………….……17
Методика обучения плаванию дошкольников………………….………22
Вывод по 1 главе………………………………………………………….31
ГЛАВА 2 Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию…………………………………………………………………………33
2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания………………………………………………………………………….33
2.2. Укрепление здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовик хорошая (Автосохраненный).docx

— 99.90 Кб (Скачать)

     Пластичность  и высокая лабильность организма  дошкольников определяют их высокую  чувствительность к воздействию  факторов внешней среды. В числе  факторов, негативно сказывающихся  на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия  и другие.

     Методика  обучения плаванию детей дошкольного  возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий  характер. Общедидактические принципы — сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность  и частные методические положения  теории физического воспитания —  принцип возрастания нагрузки, повторности  осуществляются при проведении занятий  в соответствии с возрастными  особенностями детей.

     Обязателен  в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного  учета способностей, склонностей, а  главное — возможностей каждого  ребенка. Только при строгом учете  пола, возраста, степени физического  развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к  воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

        Подводя итоги нашей работы мы установили, что многие педагоги, ученые, врачи, родители обеспокоены ухудшением здоровья детей дошкольного возраста, появилась необходимость эффективного средства укрепления здоровья детей. Одним из средств укрепления здоровья является плавание. Об этом говорят Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова, Е. А. Тимофеева, Э. Й. Адашкявичене.

        В процессе обучения плаванию  можно выделить различные средства  укрепления здоровья детей. Это  игры и упражнения на суше, то есть сухое плавание; игры  и упражнения в воде.

        Нами были подобраны игры и  упражнения направленные на формирование  правильной осанки и профилактики  простудных заболеваний. Эффективность  игр и упражнений на формирование  правильной осанки и профилактики  простудных заболеваний были  проверены экспериментально в  формирующем этапе эксперимента. На контрольном этапе эксперимента мы видим, что данные игры и упражнения дали положительный результат. Состояние здоровья детей старшего дошкольного возраста значительно улучшилось, заболеваемость снизилась.

        Таким образом, доказано, что плавание  является эффективным средством  укрепления здоровья детей старшего  дошкольного возраста.  

 

  
 

Библиография:

  1. Э. И. Адашкявичене  Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Е. Н. Вавилова  Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 1986.
  3. В. С. Васильева  Обучение детей плаванию. – М.: «Физкультура и спорт», 1989, с. 94.
  4. В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров  Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
  5. Оздоровительное воздействие движения (нетрадиционные виды гимнастики): Методические рекомендации. – Барнаул: Издательство АКИПКРО, 1998.
  6. Т. И. Осокина  Как научить детей плавать. – М.: Просвещение, 1985, с. 104.
  7. Т. И. Осокина. Е. А. Тимофеева, П. Л. Богина   Обучение плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Т. И. Осокина Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
  9. М. Н. Рунова Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  10. А. Ф. Синчиков Прочь усталость! – М.: Знание, 1989. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 3, с. 83, 146.
  11. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.// Дошкольное воспитание. 2000. - № 5, С. 145.
  12. Г. Левин Плавание для малышей. – М.: «Физкультура и спорт», 1974
  13. В. В. Горбунов Вода дарит здоровье. – Советский спорт, 1990, С. 31.
  14. Ю. Ф. Змановский Растить здоровым.// Дошкольное воспитание, -  1978, - с. 6, 93.
  15. Ю. Ф. Змановский  Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях// Дошкольное воспитание. – 1983, № 9. С. 23.
  16.   Н. Ж. Булгакова Учить детей плавать. – М. 1977, с. 8.
  17. В. С. Васильева, Б. Н. Никитинский Обучение детей плаванию. – М. 1985, с. 45.
  18. Б. Н. Никитинский Плавание. – М.: Просвещение, 1981, с. 303.
  19. А. В. Козлов Плавание доступно всем. – Лениздат, 1986, с.93.
  20. Л. Д. Назаренко Оздоровление, оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Просвещение, 1991, с. 157.
  21. Б. И. Оноприенко Учите детей плавать. – М.: «Физкультура и спорт», 1969.
  22. З. П. Фирсов Плавание для всех. – М.: 1983.
  23. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников./ Под редакцией Р. А. Ереминой – Волгоград 2008, с. 146.
  24. А. В, Кенеман, Д. В. Хухлаева Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, - М.: Просвещение, 1978.
  25. Г. А. Халемский
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты  обследования навыков в плавании детей старшего дошкольного возраста (на этапе констатирующего эксперимента)

Ф. И. ребенка Погружение в воду открыв в ней глаза, передвигается и ориентируется под водой Скольжение  в воде на груди и на спине Выполнять попеременные движения и скольжение на груди и  спине Сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и спине Общее
Болгова Настя 2 2,5 2 2 8,5
Ващенко Катя 2,5 2 1 2,5 8
Епишев  Вадим 1 2 1 2 6
Карагезова Саша 2,5 3 2 1 8,5
Колобов Тимур 1 2,5 2 2,5 8
Колядина Настя 2 2,5 1 2 7,5
Менина Вика 3 3 2,5 2 10,5
Перевалов Даниил 2 1 2 2 7

Низкий  уровень (1 - 2 баллов) – 4-8 баллов;

Средний уровень (2 - 2,5 баллов) – 8-10 баллов;

Высокий уровень (2,5 – 3 баллов) – 10 -12 баллов.

 Результаты:

- 12,5% высокий;

- 50% средний;

-  37,5% низкий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

12,5% - высокий  уровень;

50% - средний  уровень;

37,5% - низкий  уровень. 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты  состояния здоровья детей

Ф. И. ребенка Диагноз Группа здоровья
Болгова Настя     Нарушение  осанки 2
Ващенко катя Нарушение осанки 2
Епишев  Вадим Часто болеющий ребенок 2
Карагезова Саша Нарушение осанки 2
Колобов Тимур Часто болеющий ребенок 2
Колядина  Настя Нарушение осанки 2
Манина  Вика Нарушение осанки 2
Перевалов Даниил Нарушение осанки, часто болеющий ребенок 2
 

6 детей  с диагнозом нарушение осанки -75%;

3 ребенка  часто болеющие – 37,5%. 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Упражнения  и игры направленные на формирование правильной осанки и профилактики простудных заболеваний

  «Покажем и спрячем», цель: укрепление мышц плечевого пояса.

И. п. сидя, руки за спиной (за спинкой стула). Руки вперед, и. п.

   «Посмотри назад», цель: укрепление  мышц туловища.

И. п. сидя лицом к спинке стула, руки за спину. Поворот вправо, посмотреть назад, и. п.

    «Руки в сторону»

 Цель: укрепление мышц плечевого пояса.

И. п. сидя лицом к спинке стула, держаться  за сиденье с боков. Руки в стороны  – крылья самолета, и. п. – самолет  улетел.

    «Кубик о кубик»

Цель: укрепление мышц плечевого пояса, грудных мышц.

И. п. стойка, кубик за спину. Кубики через стороны  вперед, постучать, вернуться в исходное положение.

     «Кубики вместе»

Цель: укрепление грудных мышц, мышц плечевого пояса.

И. п. стоя, кубики перед грудью вместе. Кубики в стороны, поиграть кистью, вернуться  в исходное положение.

     «Кубики в стороны»

Цель: укрепление мышц плечевого пояса, укрепление грудных  мышц, укрепление мышц туловища.

И. п.  стойка, кубики за спину, кубики в стороны, вернуться в и.п.

      «Жучок на спине»

Цель: укрепление мышц туловища.

И. п. лежа на спине, руки и ноги в свободном  положении. Попытаться перевернуться  на животик, не помогать головой и  плечами.

      «Ветер»

Цель: укрепление дыхательных мышц всей дыхательной  системы, осуществление вентиляции легких.

И. п. лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Задержать дыхание на 3-4 секунды.  Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

        «Радуга обними меня»

Цель: укрепление дыхательных мышц, укрепление мышц плечевого пояса, грудных мышц.

И. п. стоя, сделать полный вдох носом с разведенными рук в стороны, задержать дыхание на 3-4 секунды, растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку.

       «Насос»

Цель: укрепление мышц туловища, укрепление дыхательной  мускулатуры.

И. п. стоя, руки соединить перед грудью, сжав в кулаки. Выполнять наклоны вперед – вниз и при каждом пружинистом  наклоне, делать порывистые вдохи.

Информация о работе Плавание как средство укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста